X

Citizen

Вчера
2 дня назад
19 сентября 2017
18 сентября 2017
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017

Важнее прибыли. История студии кратковременного пребывания детей «В помощь маме»

3статьи

В этом цикле мы расскажем про социальных предпринимателей Перми. Про тех, кто занимается социальным бизнесом не благодаря, а вопреки — государственным барьерам, бюрократии и несовершенному законодательству. Это проект о том, как живут и работают те предприниматели, для которых есть вещи важнее прибыли: человеческое отношение, желание помочь другим людям и уверенность в том, что «закон бумеранга» работает.

Фото: Тимур Абасов

Мы продолжаем рассказывать о социальном предпринимательстве в Пермском крае и о тех людях, для кого социальная миссия важнее прибыли. В этот раз мы нашли студию кратковременного пребывания детей «В помощь маме». Проект создала опытный педагог-психолог и многодетная мама Светлана Кротова.

Студия находится в микрорайоне Парковый, в обычной квартире жилого дома. Работает ежедневно с 7 утра до 23 часов. Впрочем, родители приводят своих детей сюда не каждый день, а по необходимости. Как таковой системы нет. В студии есть рабочий кабинет для проведения развивающих занятий, спортивный уголок, спальная зона, игровой зал и кухня.

В отдельной комнате — спортивный уголок с канатом, шведской стенкой и прочими снарядами. Там же, за перегородкой — спальня.

Фото: Тимур Абасов

В основном в студию приводят младших дошкольников. Здесь они играют в развивающие игры, которые подбираются в зависимости от возраста и темперамента каждого ребёнка.

Ежедневно в помещении проводится влажная уборка и кварцевание. Это необходимо, потому что в студию приносят даже грудничков.

Один час присмотра и занятий с ребёнком сейчас стоит 150 рублей. В студии есть также консультации психолога, диагностика уровня развития психических процессов и эмоциональной сферы дошколят и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Фото: Тимур Абасов

«Родился как пятый ребёнок»

Создатель проекта — Светлана Кротова — опытный педагог-психолог с 15-летним стажем. У неё самой четверо детей. Всю жизнь она проработала в психологическом центре с дошколятами и периодически, как она говорит, выходила в декретный отпуск. Со временем пришло понимание, что возможно реализоваться за рамками центра, и тогда Светала решила попробовать создать студию кратковременного пребывания детей прямо у себя дома.

«У меня теперь постоянная ассоциация, — улыбаясь, рассказывает Светлана, — что этот проект я рожала как пятого ребёнка».

Светлана Кротова Фото: Тимур Абасов

По словам женщины, ей пришлось переступить очень много внутренних барьеров. Было непонятно, как она пустит к себе чужих детей, кто их родители. Ведь все детки разные и родители тоже. Страхов было много.

Я исходила из того, что у меня есть квартира, в которой живу, и высшее педагогическое образование с красным дипломом... Вариант со студией кратковременного пребывания родился довольно быстро. Я стала смотреть в интернете, как работают коллеги с подобными студиями, какой у них опыт работы. В Перми таких не нашла, но всё-таки решилась на этот эксперимент. Это до сих пор эксперимент.

Старшая дочь помогла Светлане создать группу ВКонтакте, научила загружать фотографии, а муж занялся перестановкой мебели. Кухню объединили с залом, и теперь это одно пространство.

Организатор студии признаётся, что работа студии — это постоянный «очень творческий процесс». И вновь приводит пример. «Когда рождается ребёнок, у каждого родителя есть ожидания: каким он должен быть, но он всегда другой — со своим характером и темпераментом». Со студией происходит нечто подобное.

Светлана думала, что будет брать детей дошкольного возраста на два-три часа пару раз в неделю, но по факту «получается всегда по-разному». Например, звонит мамочка, которая живёт неподалеку, и говорит: «Вы могли бы иногда забирать ребёнка из школы, брать его к себе, делать уроки или гулять?» Почему бы и нет, тоже вариант. В студии есть продлёнка и рабочий кабинет, где можно делать уроки.

Фото: Тимур Абасов

«Сиди и бойся либо иди и сделай»

Когда Светлана только начинала и рассказывала о своей идее знакомым, многие не верили в успех и даже отговаривали. Задавали вопросы: «Зачем тебе это вообще надо — пускать к себе в квартиру непонятно кого. А эти дети вообще здоровые или нездоровые? Как твои дети будут потом играть с такими игрушками».

Женщина и сама признаётся, что было очень много сомнений, но потом она пришла к простому, в общем-то, выводу: «Либо сиди и бойся, либо иди и делай. Не получится, так не получится. Ты же никому ничего не обещала. Попробуй». И действительно, те проблемы, которые появлялись, были вполне решаемы.

Муж тоже поначалу очень настороженно воспринял эту идею, которая прозвучала неожиданно — и для него, и для всей семьи. Но в итоге супруг всё же поддержал Светлану. «Если бы кто-то из нашей семьи был против, студия бы однозначно не состоялась», — уверена она.

Фото: Тимур Абасов

«Организуй детский садик — там всё просто и понятно», — не унимались знакомые. Но Светлане не нужен детский садик, она принимает деток на короткое время. Ведь главная задача студии — присмотреть за ребенком, когда у мамы срочно появились дела. Но бывают и исключения.

Однажды позвонила женщина, сказала, что у них закрылся детский сад и попросила брать ребёнка с утра до вечера. Первый вопрос Светланы к себе: «Смогу ли поддерживать режимные моменты, я же не воспитатель детского сада?» Но получилось: «Я боялась, что если пойду на прогулку, а мне позвонят и попросят взять ребёнка, что я буду делать? Но всё оказалось решаемо и не так страшно».

Ещё одна женщина из Чайковского приезжала в Пермь на учёбу. Ребёнка оставить не с кем. Привезла его к нам... Бывает, звонят и спрашивают, можно вам прямо сейчас (смеётся) привезти сына? Если я свободна, то я соглашаюсь, но лучше, конечно, договариваться заранее. На самом деле, мне даже нравится, такая непредсказуемость. Все мои опасения оказались напрасными.

Возраст у всех ребят, которых Светлана берёт в студию, разный. Бывают совсем малыши. «Я помню, как мне самой было сложно справляться. Если со старшей надо куда-то сходить, то младшую нужно куда-то надо пристроить на час или два. Я и решила помочь таким же мамочкам, как я сама. Для меня это кажется важным. Можно лялечку принести в переноске и оставить».

Я как педагог, психолог и няня в одном лице. В студии есть разные игрушки для мальчиков и девочек, развивающие материалы для разного возраста, я просто подбираю то, что подходит ребёнку. Иногда бывает, что приходит семилеточка и совсем малыш. Приходится подстраиваться. Некоторые мамочки звонят и спрашивают: «Не могли бы вы продиагностировать моего ребёнка, насколько его возраст соответствует развитию?» Это то, чем я люблю заниматься. Есть и отдельные запросы на проведение развивающих занятий.

По мнению Светланы, значимость проекта в том, что, с одной стороны, мама может немного отдохнуть от малыша и уделить внимание себе и своим интересам — работе или досугу. С другой, ребёнок получает опыт социализации, так как попадает в новую среду, общается, пробует новые игры и занятия. Благодаря развивающей обстановке, детки любого возраста проводят время интересно и с пользой.

***

  • Читайте также об истории создания проекта «Стало мало» — магазине комиссионной детской одежды.
  • Репортаж Олега Сабитова о социальном предпринимателе Вячеславе Горелове, который пытается изменить государственную систему адаптации и трудоустройства выпускников детских домов.