X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Тимур Абасов

Пермяки спешат за льготными проездными на апрель

Прикамье с апреля станет первым регионом в стране с действующей программой электронных социальных проездных (ЭСПД) для федеральных и региональных льготников. Местные чиновники сыграли по-крупному: не стали, как в других субъектах, тестировать систему сначала в одном городе, чтобы потом постепенно подключить остальные муниципалитеты, а охватили все населённые пункты края сразу.

Документ № 1084-п «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Пермского края», запустивший новые правила, датирован 14 декабря 2015 года, но многие о нём узнали только в марте, когда стало известно, что оператор будущей ЭСПД, а именно ПКГУП «Автовокзал», выиграл конкурс законно. Новость о замене бумажных проездных электронными вызвала много вопросов со стороны населения. Уполномоченный по правам человека Татьяна Марголина считает, что в крае не определили «разумный переходный период», чтобы, как заметила омбудсмен, снять напряжённость среди граждан. Татьяна Марголина попросила главу краевого правительства Геннадия Тушнолобова лучше информировать жителей о решениях. Но перевозчики, кажется, тоже не понимают, как новая система отразится на бизнесе.

За кого спор?

В Пермском крае федеральные и региональные льготы имеют 650 тыс. жителей. Но чиновники говорят, что каждый месяц проездной покупают только 20-30 тыс. человек.

Согласно информации на 10 марта, с заявлениями на получение новой электронной карты обратились 3,5 тыс. пассажиров, то есть немногим более 10 %. Остальным ещё предстоит оформить документ. Но время его изготовления может занять до 30 дней. Замдиректора «Почты России» Василий Серебряков заверил, что в отделениях готовы оформлять карты. Для этого нужно предъявить паспорт и документ, дающий право на льготу. А срок выпуска карты может быть и меньше. Но если льготник не успеет получить или забрать свою карточку, то с первого апреля ему придётся платить за проезд наравне с обычными пассажирами. Получается, что на гарантированной соцуслуге есть повод сэкономить? Пусть только и в первом месяце.

Льготный проезд распространяется на городские (все виды транспорта, кроме такси) и пригородные автобусы (до 50 километров). Рейс короче 50 километров — от Перми до Юго-Камска или от Березников до Усолья. А вот на маршрут Пермь — Березники билет с карточкой уже не продадут — маршрут относится к межмуниципальным. В железнодорожном транспорте льгота составляет 50 %, но проехать можно до 200 километров.

Категории получателей льгот

  • Реабилитированные и пострадавшие от политических репрессий;
  • Ветераны, участники ВОВ, ветераны труда, ветераны военной службы (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины — 55 лет), ветераны боевых действий;
  • Награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны, ветеранов боевых действий либо приравненных к ним лиц;
  • Труженики тыла;
  • Пенсионеры, имеющие большой страховой стаж;
  • Инвалиды, дети-инвалиды, инвалиды войны, инвалиды вследствие воздействия радиации;
  • Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участники ликвидации последствия аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • Участники подразделений особого риска;
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей.

Новая система, согласно позиции властей, даст возможность сократить затраты казны на поддержку льготников. «Она позволит сделать расходы бюджета на субсидии максимально прозрачными», — уверен замминистра транспорта Денис Молодых. Расходы на дополнительные выплаты перевозчикам за год выросли на 25 млн — до 120 млн рублей. Потратят ли их все — остаётся под вопросом до конца года.

— Против цивилизации не пойдёшь — переход к электронным документам должен произойти, — считает перевозчик Александр Стерлягов. — Но я бы пока не стал верить заявлениям о том, что удастся сэкономить бюджетные деньги. Мы это узнаем только опытным путём. Внедрим — опробуем. Потом, может, прослезимся, а может — в ладоши будем хлопать. Если проводить параллели с ЖКХ, то внедрение счётчиков — что на тепло, что на услуги водоканала — приводит к экономии для потребителя. Что произойдёт здесь, я не готов ответить.

Кто и что знает?

Пресс-конференция, на которой из 30 человек поровну оказалось и журналистов и перевозчиков, показала, что с предпринимателями нововведения также обсуждали недостаточно.

Транспортные предприятия — или большая их часть — оказались не готовы обслуживать электронные проездные с апреля. Им нужно за свой счёт купить валидаторы — считывающие устройства, похожие на магазинное оборудование для банковских карт (примерная стоимость аппаратов — 30-35 тыс. рублей). А также подключить их к системе ПКГУП «Автовокзал», за что нужно дополнительно платить — около 300 рублей за штуку. Получается, если в парке 10 транспортных средств ежедневно выходят на линию, то затраты составят 303 тыс. рублей. Сами перевозчики получают чуть меньше 400 рублей за каждого льготного пассажира в месяц (исходя из общей суммы субсидий и заявленных 20-30 тыс. пользователей в месяц).

Траты на подключение коснутся не только автобусов, большинство которых обслуживают частники, но и муниципальных трамваев и троллейбусов, а также железнодорожного и речного транспорта. Правда, различным МУПам могут предложить рассрочку, сказал на пресс-конференции замдиректора «Автовокзала» Владимир Костыгин.

Но есть или нет у перевозчика устройства, льготные категории пассажиров должны ездить бесплатно. Это закон. «Никто никаких льгот не отменял, просто предприниматели не смогут получить субсидии», — сказал замминистра транспорта и связи региона Денис Молодых. Но если пассажиров откажутся вести бесплатно, то необходимо жаловаться в минтранс или департамент транспорта муниципалитета. Штраф для перевозчика может составить около 40 тыс. рублей, пояснил он.

На откуп муниципалитетам?

Ещё один момент, который тревожит перевозчиков, — каждый муниципалитет, кроме общекраевой системы, может запустить собственную. «На местах лучше понимают, как обслуживать льготников», — полагает замглавы минтранса Денис Молодых. И в Перми такой процесс уже начался — администрация объявила конкурс, чтобы выбрать своего оператора.

Но пока суд его приостановил: компания «Прокарт», которая несколько лет работает с транспортными картами и могла бы выиграть право обслуживать пассажиров, посчитала условия мэрии неприемлемыми. «Если предмет договора — программное обеспечение, то это точно не инвестиционное соглашение, а лицензионное, — говорил в интервью „Звезде“ гендиректор компании Денис Гвоздев. — Дальнейшая часть того, что предлагают наши чиновники, — обслуживание всей системы. А это — оказание услуг, а значит, должен заключаться стандартный договор подряда».

— Департамент собирается своего оператора запускать, — сказал «Звезде» перевозчик Александр Богданов. — Я, если честно, не знаю, как [городская и краевая системы] синхронизируются и интегрируются.

Предприниматели опасаются, что им придётся покупать оборудование для каждой системы отдельно — для городской и краевой, а ещё есть коммерческие предприятия без государственного участия.

Поспешили?

Исходя из условий конкурса Пермского департамента дорог и транспорта, который «Прокарт» пытается оспорить в суде: будущему оператору также предлагают за дополнительные баллы взять на себя обязательства выпускать карты для льготных пассажиров. Но подключать ли эти считывающие устройства к краевой системе?

По логике, речь всего лишь о данных, которые нужно от одного перевозчика передать чиновникам, а те должны предоставить их в минтранс, чтобы получить деньги для компенсации.

Если бы все договорились и собирали информацию в одном центре, а затем передавали её куда надо, то многих трудностей и недопониманий удалось бы избежать. Ведь, как заверила замглавы минсоца Марина Визе, для самих пассажиров правила покупки билетов не изменились, просто карты, за которыми стоят деньги, стали не бумажными, а электронными. Но можно было и раньше начать переходить на новую форму или сделать переходный период: чтобы кондукторы пока принимали как старые документы, так и новые. Следующие регионы, видимо, опыт учтут. А в Пермском крае последствия спешки ещё предстоит разобрать.