X

Новости

Сегодня
2 дня назад
17 мая 2019
16 мая 2019

«Новый арт-объект становится символом городской власти». Часы обратного отсчёта установят без обсуждений и конкурсов

В развитие концепции «Без пяти триста» (295-летие города) принято решение установить часы обратного отсчёта, которые будут показывать, сколько осталось до трехсотлетия Перми. Где он разместится пока точно не известно. Скорее всего около памятника Татищеву. Но если разобраться, вопросы в этой истории возникают не только по поводу места.

А был ли конкурс?

Согласно предварительной смете, часы обратного отсчёта обойдутся бюджету в 2 млн рублей. В том числе собственно изготовление объекта стоит чуть более 1,5 млн рублей, остальное — это проектные и подготовительные работы, а также авторский надзор.

Проектирование, изготовление и установка часов произойдёт без всякого конкурса. В частности, власти как минимум не объявляли никакого открытого тендера на разработку проекта.

Рустам Исмагилов, художник, автор проекта:

«Впервые тема часов обратного отсчёта возникла примерно год назад. Она была мне интересна, и я сделал наброски, однако она как появилась, так и пропала. Всерьёз о часах заговорили уже в этом году. Мне позвонили из Агентства социокультурных проектов и попросили представить свой проект. Позже позвонили и сказали, что проект был предварительно одобрен, и попросили сделать его детальную проработку. После нескольких этапов согласований он был утверждён. Рассматривались ли на каком-то этапе другие варианты, я не знаю».

Не знает этого и Елена Крысина, исполняющая обязанности начальника Департамента культуры и молодежной политики.

Конкурс по выбору подрядчика, который изготовит объект, также проводиться не будет. Дело в том, что Рустам Исмагилов передал исключительные права на эскизный проект ООО «Группа компаний „Кучер“», и теперь только она имеет право на реализацию проекта. В связи с этим смета составлена на основе коммерческого предложения ГК «Кучер». Причины, по которым произошла передача исключительных прав, объяснила Елена Крысина.

Елена Крысина:

«Оплата из бюджета может быть произведена только по факту выполненных работ. Однако автор проекта не обладает собственными средствами, достаточными для реализации проекта, поэтому он нашёл группу компаний, которая выкупила эти права и будет производить работы под его контролем».

На заседании комитета гордумы по социальной политике, на котором рассматривался этот вопрос, возник спор о том, имеет ли ГК «Кучер» юридические основания являться поставщиком администрации. Как заявил Денис Ушаков, начальник Управления экспертизы и аналитики, единственный записанный за этой компанией вид деятельности — это оказание консультационных услуг по вопросам коммерческой деятельности и управления. И, соответственно, компания не может выполнять работы и оказывать услуги, указанные в смете — такие как резка металла, прокладка кабеля, установка фундамента и так далее.

По словам Исмагилова, он выбирал исполнителя из нескольких компаний, среди которых были Фонд скульпторов Единение и «Евразия-Сервис». «Кучер — это группа компаний. Кроме консалтингового, в ней есть подразделение, которое занимается реставрационными и восстановительными работами. Например, я сейчас по поводу изготовления часов общаюсь с инженерами, конструкторами, строителями», — говорит он.

Эскиз проекта

Как в Средневековье

Но отсутствие общественного обсуждения и конкурсных процедур — меньшие из проблем, связанных с часами обратного отсчёта и с эмблемой праздника, полагают эксперты в сфере искусства.

Надежда Агишева, депутат городской думы:

«Удивительно, что администраторы грядущих юбилеев не понимают, что задачей любого вмешательства в визуальную городскую среду должно быть создание общественного пространства для взаимодействия различных городских групп и сообществ. Какое видение презентует предложенный объект, какой культурный символ в этом образе, насколько он актуален? Это и надо было бы обсуждать, принимая решение.
Получается, что новый арт-объект автоматически становится символом городской власти, как в Средневековье. Да и выглядит этот объект очень консервативно — колёса и часы. Бесконечное обращение к архаичным образам медведя, деревянного колеса, далёкой истории не создаёт ощущения модернизации и развития».

Любое общественное обсуждение возможно только на основе понятных критериев и заранее оговоренных концепций, считает Наиля Аллахвердиева.

Наиля Аллахвердиева, арт-директор PERMM:

«Если таких концепций и критериев нет или мы их не знаем, любое обсуждение превращается во вкусовщину. У разных групп людей будет свой взгляд на проект, но это будет только их личным мнением и не более того. Сейчас ситуация такова, что любое размещение объектов искусства в Перми — это сложно. Дело даже не в отсутствии публичного конкурса: он демократизирует процесс выбора того или иного проекта, но не гарантирует качества этого выбора. Проблема в том, что в отсутствие опубличенной концепции и сформулированных принципов любое обсуждение только сталкивает людей лбами. Концепция необходима, тогда возможны конструктивные обсуждения и объективная оценка результатов».

По мнению Наили Аллахвердиевой, ещё один вопрос связан с тем, где будут размещены часы обратного отсчёта и как они будут взаимодействовать с этим пространством, ведь только если арт-объект соединён с пространством, он живёт.

Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи:

«Ещё на этапе выбора проекта городских арт-объектов необходимо обращение к экспертному сообществу — в Перми достаточно его представителей. Например, это очень существенно — где будет установлен объект. Но очень часто авторы проекта не привязывают его к конкретному месту в пространстве города. Объект отдельно, место отдельно».

Юлия Тавризян считает, что имеет смысл размещать арт-объекты не только в центре города. «В период Культурной революции существовала стратегия концентрации: все объекты устанавливались в центре Перми. А сейчас, может быть, уже стоит обратить внимание на удалённые от центра территории. Город огромный, и необходимо благоустраивать все его территории», — говорит она.