X

Новости

Вчера
2 дня назад
12 июня 2019
11 июня 2019
Фото: Игорь Фалько

Аэропорт в Березниках: Прерванный полёт

Насколько вероятно, что из аэропорта «Березники» начнутся регулярные авиарейсы? Ответ на этот вопрос может дать обследование технического состояния этого авиатехнического предприятия компанией «Новапорт», которому краевые власти на днях дали соответствующее поручение.

Люди в городе заговорили о восстановлении этой березниковской площадки. Так ли это на самом деле? И кому выгодно будет реанимировать местный аэропорт? В этом вопросе разбирался наш березниковский корреспондент.
Хотя аэропорт и носит название Березников, но расположен он на территории Соликамского района. И скептицизма по поводу его восстановления у людей гораздо больше, чем оптимизма. Так как аэропорт сегодня вряд ли экономически выгоден. Даже владельцу «Новапорта» и группе «AEON Corporation».

Аэропорт может стать лишь плацдармом для переброски нефтяников-вахтовиков на север. Но эта версия — как вариант. А пока небольшой экскурс в 32-летнюю историю.

Как убивали авиапредприятие

Аэропорт Березники был построен в 1983 году. Имеющаяся взлётно-посадочная полоса класса «Г», размеры 1500×42 метра, с асфальтобетонным покрытием, позволяла принимать здесь самолёты типа Ан-2, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ил-18, Ил-114 и иные, входящие в число воздушных судов 3-4-го класса, имеющих максимальную взлётную массу 30 тонн.

До середины 90-х годов прошлого века авиасообщение с Березниками было довольно интенсивным. В Пермь ежедневно летало до шести бортов. Неофициальная столица Верхнекамья была связана авиасообщением тогда ещё и со Свердловском.

Самолёты, преимущественно «кукурузники», летали и на север края — в Ныроб, Чердынь, Красновишерск. Высокая плотность пассажиропотока в те годы объясняется довольно просто. Нормальных автодорог из Березников в областной центр тогда ещё не было. Добраться до той же Перми можно было либо на вездеходах, либо поездом, потратив на последний вид путешествия 10-14 часов. И тут конкуренцию авиаторам не могли составить даже речники, которые в период навигации также работали на пассажирских перевозках по Каме. Тем более что цена авиабилета была вполне конкурентоспособна по сравнению с ценами на другие виды транспорта.

Фото: Игорь Фалько

Ну, а самым большим плюсом было то, что «кукурузник» Ан-2 менее чем за час доставлял пассажиров до аэропорта «Бахаревка», откуда трамваем можно было добраться в любую часть Перми.

Кстати, верхнекамский аэропорт был структурным подразделением второго авиаотряда, располагавшегося на Бахаревке до 1992 года. После закрытия аэропорта в Перми встал вопрос и о закрытии его северного подразделения. Пермское руководство поступило хитро: перегнало большинство бортов на Бахаревку, а потом поставило своих северных коллег в известность о ликвидации.

Соликамск тогда отказался от аэропорта, а власти Березников решили взять его на своё содержание. Так Березники стали первым и пока ещё единственным в России муниципалитетом, владеющим аэропортом. Правда, практически без живых «крыльев». Было создано МУП «Аэропорт Березники». Новый статус и близость к учредителю позволили коллективу этого монопольного предприятия не только сохранить прежние рейсы, но и открыть новые. Прежде всего — за счёт работы с компаниями, владевшими воздушными судами или имевшими интерес к сотрудничеству с Березниками. Появились рейсы для нефтяников в Ханты-Мансийск, летом стали совершаться рейсы на юг — в Анапу и Самару. А вскоре из Березников стали совершаться регулярные рейсы в Москву и Санкт-Петербург. С посадками в пути. Но прямые!

Конец авиапредприятию пришёл в 2001 году. И не из-за долгов и убыточности, а из-за неразумной политики регионального (Самарского) управления гражданской авиации, которое отозвало у березниковского аэропорта сертификат эксплуатанта. По официальной версии, это было сделано в целях укрупнения в регионе авиаобъектов. По неофициальной — аэропорт Березники встал кому-то поперёк горла.

Как один из примеров: в 2002 году березниковцы в своём аэропорту вынуждены были захватить свой же самолёт (Ан-24, бортовой № 13344), следовавший рейсом Пермь — Березники — Тюмень. Акция была похожа на пиратскую, но... ГУП «Пермские авиалинии», перегнавшее из Березников самолёт, не имело права им владеть.

Поэтому самолёт (а стоимость его тогда была $250 000) был возвращён владельцам — предприятиям Березников. Купили его вскладчину в своё время акционеры березниковской «АВИСМЫ», соликамского «Сильвинита», «Соликамскбумпрома» и Соликамского магниевого завода. И потом машина была передана аэропорту Березники в оперативное управление и без права передачи в субаренду.

Приблизительно в это же время Приволжское управление гражданской авиации решило объединить березниковский МУП с «Пермскими авиалиниями», несмотря на различные формы собственности. Но к тому времени у крошечного аэропорта была отозвана и лицензия на полеты...

Последующие попытки по реанимации предприятия напоминают больше драматические сцены. Когда областные власти решили всё-таки помочь вернуть сертификат эксплуатанта, то оказалось, что на это требуется вдвое больше средств, чем когда авторы впервые обратились за помощью. Устами вице-губернатора края Анатолия Тёмкина тогда была озвучена позиция администрации Прикамья: если градообразующие предприятия Березников и Соликамска берутся оплатить получение летного сертификата для аэропорта, то губерния вместе с муниципалитетами севера взваливает на свои плечи вопросы реструктуризации основных долгов и создаёт областное авиапредприятие. На изучение цены вопроса руководителям крупных предприятий Верхнекамья была тогда дана... неделя. Такой срок говорил лишь о том, что судьба МУП «Аэропорт Березники» была предрешена.

Отзыв сертификата по воле Приволжского управления гражданской авиации привёл к появлению минусового баланса. Анализ же, проведённый тогда специалистами из Перми и Березников, показал, что большая часть из долга в 21 млн рублей — платежи в бюджеты и Пенсионный фонд. И лишь шесть миллионов из этой суммы — прямая задолженность авиапредприятия поставщикам ГСМ, запасных частей, услуг по техническому обслуживанию. Вот так бесславно закончилась история МУП «Аэропорт Березники».

Фото: Игорь Фалько

Позже имущество муниципального предприятия было передано в региональную собственность, а потом березниковский аэропорт приобрёл пермский бизнесмен Александр Флегинский, владеющий сетью кинотеатров и компанией по продаже вертолётов.

Флегинский, Керимов и другие

Следует сказать, что после банкротства МУП «Аэропорт „Березники“» его инфраструктура частично была сохранена. Здесь парковали свои борта собственники верхнекамских предприятий. В частности, бывший собственник «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев. Его правопреемник и совладелец другого калийного актива — «Сильвинита» — Сулейман Керимов вообще планировал реанимировать аэропорт. Тогда некая авиакомпания «Сириус-Аэро» попыталась даже попробовать организовать отсюда технический рейс. Но владел калийным бизнесом здесь Керимов не слишком долго. Новые же собственники, да и руководители других градообразующих предприятий Березников и Соликамска, пока не проявляют интереса к этой теме. Нынешние пользователи аэропорта — местные рейсеры, которые проводят здесь свои гонки.

А надо ли?

Хотя председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов и считает, что возобновить авиасообщение из Березников — тема интересная, но экономически такое решение вряд ли оправданно.

Технические характеристики авиаобъекта не позволяют принимать воздушные суда взлётным весом более 30 тонн. Длина взлётно-посадочной полосы — всего лишь полтора километра. Пассажирских самолётов, отвечающих этим требованиям, сегодня в отечественном авиапроме нет, а зарубежные марки вряд ли можно использовать. Таким образом, с технической точки зрения возрождение березниковской площадки могут поддержать лишь владельцы частных самолётов и вертолётов да топ-менеджеры местных предприятий.

Теперь о финансах. Озвученные возможные суммы реконструкции — от 300 млн рублей и выше — могут заинтересовать инвестора лишь в случае финансовой целесообразности проекта. Эксперты не единодушны в своих выводах. И выход тут один — обойтись с помощью бюджетных вливаний. В комментарии «Ъ-Прикамье» гендиректор «РИАЛа», контролирующего березниковское ООО «Сода-Хлорат», заметил, что «реализовать этот проект можно было бы в форме государственно-частного партнёрства... Надо считать».

Считать надо. И прежде всего — краю, если его «зазывают» в проект. Насколько это нужно? Для жителей Березников и Соликамска, представителей среднего и крупного бизнеса выгоднее летать из пермского Большого Савино. А добраться из этих двух городов до краевого аэропорта иной раз можно быстрее, чем из того же Закамска. Качественные автомобильные транспортные коммуникации сегодня полностью решили проблему оторванности севера края от «большой земли».

Единственная причина, по которой всё-таки начнут реанимировать аэропорт Березников, — это имидж. Вы же все помните рекламный слоган: «Имидж — ничто, жажда — всё»? Но в сегодняшних экономических условиях вряд ли кто-то согласится, не удовлетворив жажду, то есть не разобравшись с финансовыми перспективами аэропорта, — гнаться за имиджем.