X

Новости

Сегодня
2 дня назад
08 ноября 2019
07 ноября 2019
155статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

«Отрочество»: 12 лет в производстве

Главный претендент на Оскар и любимая картина Барака Обамы (простите!) рассказывает о том, как инди-фильм с копеечным бюджетом по своему размаху может быть масштабнее, чем «Интерстеллар» и «Хоббит».

«Отрочество» — почти трёхчасовое эссе на тему взросления и поисков себя. Американский независимый режиссёр Ричард Линклейтер начал съёмки у себя дома в 2002 году, а закончил — в октябре 2013-го. Уникальность и главное достоинство картины заключается в том, что за событиями в жизни семьи протагониста мы наблюдаем, так сказать, в режиме реального времени. Главный герой, его сестра (дочь режиссёра, кстати) и их родители растут, взрослеют и стареют прямо у нас на глазах. В эпоху современного кино, когда разные периоды жизни иллюстрируют путём замены актёров, гримом или компьютерной обработкой, подобный подход вызывает восторг.

Съёмки фильма проходили следующим образом. Один раз в год съёмочная группа собиралась вместе на 3-4 дня и на выделенные дистрибьютором $200 тыс. снимала очередную главу из жизни Мейсона. В общей сложности процесс съёмок длился 39 дней и 12 лет.

Фильм рассказывает историю детства и юности Мейсона. Мальчик живёт со своей старшей сестрой Самантой и матерью-одиночкой. Лента охватывает двенадцать лет из жизни самого рядового ребёнка. Когда фильм начинается, Мейсону 6 лет и он ходит в первый класс. В конце картины Мейсону 18 лет и он идёт в колледж. Глазами растущего героя мы наблюдаем за разными ключевыми событиями его жизни: брак и развод родителей, расставание с друзьями, домашнее насилие, необходимость переезда, первая любовь, поход на бейсбольный матч, знакомство с алкоголем, разговор с отцом о методах предохранения, поход в лес с ночёвкой...

«Отрочество» не было бы столь масштабным произведением, если бы Линклейтер не начинил свой опус знаковыми культурно-историческими моментами. Вот Саманта будит Мейсона, напевая «Oops!.. I Did it Again»; вот по телевизору говорят о войне в Ираке; вот Мейсон в очках и с палочкой, одетый в мантию Гриффиндора, приходит на презентацию книги «Гарри Поттер и Принц-полукровка»; вот Мейсон с друзьями спорит, кто же лучше — генерал Гривус или Йода; вот Мейсон расставляет таблички в поддержку Барака Обамы и приходит в дом к стороннику Маккейна. Подобная фиксация эпохи разворачивает это полотно не только в длину, но и вширь.

Актёрские работы в фильме великолепны, но с одной оговоркой. Мейсон выглядит милым и естественным ребёнком примерно до середины фильма. Когда же у картины появляется потребность в актёрских способностях Эллара Колтрейна (исполнителя главной роли), становится видно, что Мейсона играет не профессиональный актёр, а мальчик, выросший на съёмочной площадке. По этой причине история родителей Мейсона в прекрасном исполнении Патрисии Аркетт и Итана Хоука трогает не меньше, чем история самого мальчика, а то и больше.

Мать Оливия расплачивается за то, что принимала по жизни неправильные решения и приводила в дом неправильных людей. В фильме бегло показаны двое из них — алкаш-дебошир и вояка из Ирака. С ними мать Мейсона связывала свою жизнь, а потом разводилась. В конце фильма Оливия, плача крокодильими слезами, постигает старую как мир истину: дети растут очень быстро.

Биологический папа Мейсона — инфантильный разгильдяй Мейсон-старший — осваивает азы отцовства через встречи с детьми по выходным. Если бы Линклейтер не заручился поддержкой этих актёров, фильм получился бы на порядок слабее, так как локомотивом истории, как ни парадоксально, является отнюдь не Эллар Колтрейн.

Конечно, можно упрекнуть «Отрочество» в том, что это игровое кино с отсутствующей нелинейностью, что в документальной обёртке оно было бы более впечатляющим... Но Линклейтеру стоит отдать должное только за то, что он решился на этот проект длиною в десять лет. Не каждый режиссёр и дистрибьютор будут заинтересованы в фильме, который может принести относительную прибыль через столько лет. Линклейтер взялся за это испытание и выдержал его достойно. «Отрочество» — может, и бедный в художественном плане, но выдающийся с технической точки зрения эксперимент. Этот фильм застолбил за собой место в истории кино, а также утвердил Линклейтера в ранге американского классика.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь