X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 марта 2019
Фото: Иван Козлов

Вглубь пространства и памяти: Михаил Павлюкевич, художник и наставник

Этот небольшой цикл из пяти очерков о художниках был призван познакомить наших читателей с участниками благотворительного аукциона. Конечно, их и так нельзя было назвать малоизвестными, но всё же в каждом случае в этом был свой резон: например, Александр Юнусов чужд всякой публичности, а Вадим Михайлов, переехав в Питер, почти исчез из пермской повестки. Но вот Михаил Павлюкевич... кажется, его имя должно быть на слуху у всех, кто хотя бы минимально интересуется пермским искусством.

И не только потому, что это один из ключевых региональных авторов. И даже не потому, что Михаил Георгиевич — один из немногих художников старшего поколения, которые более чем комфортно чувствуют себя в пространстве современного искусства (а для нестоличных городов это вообще редкость, будем честны). Дело ещё и в том, что он оказал огромное влияние на многих пермских авторов, а в историческом смысле это, пожалуй, даже более важная заслуга, чем собственно художественная деятельность.

Михаил Павлюкевич Фото: Иван Козлов

Дело в том, что Михаил Павлюкевич долгое время был преподавателем студии «Арт-С». Мы, кажется, поминаем эту студию уже в четвёртом материале за месяц, и необходимость написать о ней отдельный текст встаёт всё более остро. Михаил Георгиевич вспоминает, что «Арт-С» была пространством свободы, в которой преподаватели не столько прививали воспитанникам формальные навыки, сколько давали им возможность для самовыражения. Именно в этой студии учились и практиковались самые разные пермские авторы, совершенно не похожие друг на друга. Достаточно сказать, что на занятиях «Арт-С» молодой актуальный художник Илья Гришаев мог познакомиться (а затем и познакомить всех нас) с нелюдимым художником-аутсайдером Алексеем Фоминым, а Александр Юнусов — пересечься с Асей Маракулиной. Этих авторов мы упоминаем не случайно: все они так или иначе признаются в том, что Михаил Павлюкевич сыграл большую роль в их становлении и повлиял на их творчество. Сам он говорит, что за время своей преподавательской деятельности плотно работал более чем с полусотней авторов, многие из которых потом уехали в Петербург и обосновались там. Почему именно в Петербург — разговор вообще отдельный. Михаил Георгиевич объясняет это так:

«Связь Перми с Питером традиционна, потому что Пермь и Муха [высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, в котором в своё время отучился и он сам — прим.ред.] связаны. Когда-то и Рудольф Пономарёв, и Равиль Исмагилов и другие художники выбрали Питер, а не Москву».

Так, ещё в советские времена, зародилась эта локальная традиция. Сегодня эта связь сохраняется, однако уже без участия студии «Арт-С»: после долгих лету существования в ДК Ленина она была изгнана оттуда «Новым заветом», какое-то время ютилась у Цирка, затем переехала на Садовый, но прежнего духа в ней уже не осталось — на смену творческой свободе пришли формальности и квартальные отчёты, и Михаила Георгиевича всё это перестало интересовать.

Здесь и далее — фото из мастерской Михаила Георгиевича Фото: Иван Козлов

Так заканчивается (по крайней мере, на данный момент) история Павлюкевича как преподавателя. Что же касается Павлюкевича-художника, то, характеризуя его, лучше уступить место профессионалам: было бы странно говорить профаническим языком об авторе, который уже давно находится в поле зрения искусствоведов и теоретиков живописи. В посте, приуроченном к благотворительному аукциону, Анна Суворова пишет о нём:

«Творческая история Михаила Павлюкевича с самого начала была связана с экспериментами с одним из самых классических материалов графики — акварелью. В произведениях Михаила Павлюкевича традиционная лессировка соединяется с процарапыванием поверхности бумаги и работой „по-сырому“. Перелом конца нулевых годов в развитии художественного процесса в регионе стал поворотной точкой и в творчестве Михаила Павлюкевича: он обращается к языкам актуального искусства, создавая масштабные инсталляции и арт-объекты. Художник, в соавторстве с Ольгой Субботиной, работает над гипертекстуальными, „слоистыми“ произведениями, в которых соединяются индивидуальные воспоминания и проекции коллективной памяти. В графике Михаила Павлюкевича объединяется путешествие по пространству физическому — малым и забытым городам Пермского края, и вглубь — памяти, индивидуальной и исторической».

Фото: Иван Козлов

Кстати, действительно: гораздо правильнее говорить не о самом художнике, а о творческом союзе Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, в котором ни один из его участников уже давно не представим без другого. Михаил и Ольга вместе уже почти 30 лет: они познакомились в легендарных сквотах на Кисловодской, куда пришли совершенно разными путями. Ольга закончила художественную школу и работала художником-оформителем, Михаил занимался в художественной студии, успев в семидесятых отучиться в Политехе и некоторое время отработать инженером. На Кисловодской они оба оказались уже в конце перестройки, в самое тяжёлое время, когда все художники, обосновавшиеся там, были вынуждены выживать и сводить концы с концами. Впрочем, Михаилу и Ольге относительно повезло: в те времена (как, в прочем, и в любые времена) деньги в России были преимущественно у нефтяников, и художникам удалось наладить контакты с лукойловским ДК Гагарина, в котором они вместе занимались сценическим оформлением праздников и других событий. Несмотря на то, что эта была в основном коммерческая история, она сильно повлияла на дальнейшее творчество Михаила и Ольги: в обстановке ДК они впервые спроектировали и реализовали несколько больших инсталляций. С тех пор многообразие творческих приёмов, с которым они прибегали, только росло: в их совместной творческой биографии — работа с текстилем, деревом, вышивкой, традиционной живописью, «реди-мейдами» и многим другим. Сегодня у них за плечами — множество персональных и коллективных выставок в Перми, в других городах России и за рубежом.

Один из готовящихся проектов Фото: Иван Козлов

Помимо творчества (и помимо множества других вещей, которые не так важны в рамках этого текста) Михаила Павлюкевича и Ольгу Субботину объединяет любовь к походам и путешествиям по родному региону. За последние десятилетия они предпринимали много вылазок (в том числе довольно экстремальных) на север Пермского края, а один из популярных способов их совместного времяпрепровождения — кратковременные автобусные туры в разные небольшие города и посёлки. Один из любимых населённых пунктов Михаила — Оханск. В небольшой деревне под Оханском когда-то родилась его мама, и однажды они с Ольгой ездили на поиски этой деревни, изучали архивные документы и церковные книги. Само собой, из подобных поездок они всегда привозят впечатления, которые впоследствии трансформируются в образы. Именно так появилась работа «Райцентр», которую Михаил предоставил для благотворительного аукциона:

«Работа „Райцентр“ — часть большой серии работ по мотивам наших с Ольгой путешествий, — объясняет он, — Когда мы хотим удалиться от города, мы просто садимся на автобус, едем куда-то, гуляем день или два. „Райцентр“ сделан не то чтобы с натуры в каком-то конкретном городе, эта работа написала в мастерской по общим впечатлениям. Ведь многие маленькие городки похожи. Приезжаешь куда-то: вот пруд, вот заводик».

Сейчас, когда пишется этот текст, аукционная ставка за «Райцентр» составляет 6 тысяч рублей. Это хороший благотворительный взнос, но крайне малая цена за работу музейного уровня, созданную признанным мастером. Так что, надеемся, вы знаете, что делать.

Михаил Павлюкевич, «Райцентр»

***

Здесь вы можете подробнее прочитать про благотворительный фестиваль «Всякое добро», а по следующим ссылкам — про других участников аукциона: Ольги Молчановой-Пермяковой, Вадима Михайлова, Александра Юнусова и Алексея Илькаева