X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Автострахование в кризис: Россия и Пермский край

17статей

На чём строится экономика Перми и края? Основные рынки.

Фото: Тимур Абасов

Рынок автострахования сохранил объём только благодаря росту тарифов ОСАГО. Все остальные показатели — в отрицательной зоне.

Уже год как кризис 2014-2015 года находится в активной фазе. Пока что никаких явных изменений к лучшему не происходит: сохраняется ситуация драматического снижения продаж почти всех групп товаров и услуг, обвала кредитования, потери стабильности на национальном фондовом рынке — это далеко не полный список текущих проблем экономики.

На фоне происходящего рынок автострахования выглядит на удивление стабильно. По итогам 1 полугодия в отличие от многих других сегментов страхового рынка он потерял в Пермском крае всего 2 млн из 2,5 млрд рублей своей ёмкости, то есть почти ничего. При этом, поскольку далеко не все виды страхования оказались настолько же стрессоустойчивыми и серьёзно свернулись, автострахование даже увеличило свою долю в общем объёме собранных в регионе страховых премий. Теперь она составляет 45 %: за январь-июнь без малого половину всех платежей страховые компании получили из рук автовладельцев — по каналам ОСАГО, КАСКО и ДСАГО.

Правда, насколько сильно стоит радоваться успехам автострахования — это ещё вопрос, поскольку единственным фактором стабильности на фоне кризиса стали тарифы ОСАГО, а точнее, их двухступенчатое повышение — 1 октября 2014 года и 1 апреля 2015 года. В сумме средний тариф ОСАГО в Пермском крае, благодаря им, увеличился на 45 %.

При всей внушительности этой цифры у нас произошло, в сравнении с другими регионами, далеко не самое большое увеличение: в ряде регионов оно превысило 50, 60 и даже 70 процентов. Почти у всех соседних регионов процентное увеличение тарифа было более высоким, чем в Прикамье, например в Татарстане и Удмуртии оно составило 54 %, в Свердловской области и Башкортостане — 50 %, в Самарской и Нижегородской областях — 48 %. Средний по стране прирост равен 49 %.

Теперь абсолютное значение среднего тарифа ОСАГО в Пермском крае равно 5 тыс. рублей, до повышения оно составляло 3,5 тыс. Это выше, чем средняя по России сумма, которую автовладельцы должны раз в год платить страховой компании, — 4,2 тыс. рублей. Выше это и тарифов, действующих в большинстве соседних регионов: 4,8 тыс. рублей в Самарской области, 4,6 в Башкортостане, 4,2 в Удмуртии, 3,9 в Кировской области.

О повышении тарифов было объявлено давно, сюрпризом оно не стало. Однако оставался вопрос, вырастут ли вслед за этим выплаты по ОСАГО, ведь очевидно, что девальвация рубля сказалась на фактической стоимости восстановления автомобилей после аварии. Действительно, почти одновременно с последним повышением тарифов были пересмотрены и средние цены на запчасти и ремонтные услуги, на основании которых страховые компании рассчитывают сумму выплат в случае ДТП. Правда, их увеличение было менее значительным, чем рост тарифа ОСАГО и реальный рост цен. Например, стоимость запчастей в рамках полиса обязательного страхования автомобилей выросла на 19 %. Эти изменения вступили в действие с 1 мая.

При этом буквально на днях появилась информация о том, что до конца 2015 года тарифы ОСАГО могут быть повышены ещё раз. В качестве аргумента в пользу такого решения директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук назвал высокие темпы инфляции, которые привели к резкому скачку стоимости запчастей и услуг автосервисов.

Итак, рост среднего чека по полисам ОСАГО на 45 % стал основной причиной сохранения ёмкости рынка автострахования. Причём новые тарифы в условиях кризиса и последовавшего снижения уровня жизни населения оказались доступными не для всех, и количество купленных полисов, если сравнивать первую половину этого и прошлого года, снизилось более чем на 11 %. В этом смысле рынок ОСАГО ничем не отличается от остальных потребительских рынков, какими мы видим их в 2015 году: количество продаж снижается, выручка растёт.

В остальных сегментах рынка автострахования ситуация ещё более мрачная. В отличие от сегмента ОСАГО в них действуют не только тенденции снижения количества заключённых договоров (причём очень значительного) и роста средней цены полиса, но ещё и падение объёма сборов.

Например, количество проданных полисов КАСКО снизилось по сравнению с первым полугодием 2014 года на 38 %, рост среднего чека — на 20 %. Эксперты связывают это больше с увеличением страховых сумм, чем с ростом тарифов — последние поднялись не так значительно. Общая ёмкость сегмента, по сравнению с первым полугодием 2014-го, сократилась ровно на четверть.

Сегмент ДСАГО — добровольного страхования ответственности, или, как его иногда называют, расширенного ОСАГО, — пострадал сильнее всего. Во-первых, здесь отмечено рекордное снижение количества проданных полисов (в 3,3 раза) и ёмкости рынка (в 2,7 раза) — несмотря на увеличение среднего чека на 22 %. Во-вторых, для сегмента характерно снижение не только спроса, но и предложения. Количество компаний, предлагающих этот вид страхования, за год сократилось на треть, сейчас их всего 19. Вообще, этот сегмент рынка автострахования является самым концентрированным: 60 % всех собранных в январе-июне этого года премий приходится на долю одного страховщика — «РЕСО-Гарантия».

Словом, перемены, произошедшие на рынке, затронули страховщиков не меньше, чем автовладельцев. Например, не все страховые компании, находившиеся год назад в составе топ-10 по объёму собранных премий по КАСКО, сохранили свои позиции. Из состава первой десятки вышли СК «МАКС» и СК «Компаньон» (у последней в июле этого года отозвана лицензия). Но даже те, кто остался в первых строчках рейтинга, понесли существенные потери. Объём собранных СК «Уралсиб» премий по сравнению с январём-июнем прошлого года снизился в два раза, у СК «Ингосстрах» и «Согласие» — более чем на треть. В то же время некоторые страховщики воспользовались этим «переделом рынка», чтобы занять более прочные позиции: СК «Югория» увеличила объём сборов на 90 %, благодаря чему вошла в состав топ-10 по Пермскому краю.