X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
02 июня 2020

ОСАГО: кручу, верчу, но чего хочу...

В последние месяцы разговоров об ОСАГО было немало. Мы попытались разобраться, что происходит и чем это грозит. Сделать это, прямо скажем, оказалось непросто.

О необходимости повышения тарифов ОСАГО участники рынка говорят уже не первый год. В нашей стране ОСАГО действует уже десять лет, и с того момента базовая стоимость страховки (пусть и заложенная с солидным запасом) ни разу не менялась. Страховщики, несущие, по их словам, существенные убытки, предлагали поднять тарифы на 40 %.

В середине лета был сделан первый существенный шаг: председатель Банка России Владимир Чистюхин рассказал о том, что базовый тариф, на основании которого рассчитывается итоговая стоимость полиса, всё же будет увеличен. При этом вместо действующего с 2004 года единого тарифа (его базовая цена — 1980 руб.) речь шла о введении некоего «тарифного коридора», что на деле означало возможность выбора страховщиками нужного им тарифа в зависимости от ситуации. Регулятор, разумеется, обещал ограничить коридор, однако его нижняя планка в любом случае оказывалась выше нынешнего тарифа — рост должен был составить 24 %.

Помимо этого, предусматривалось не только изменение базового тарифа, но и изменение территориальных коэффициентов — в первую очередь, для работы в убыточных регионах, где страховщики вынуждены действовать в минус себе. При всём этом итоговая стоимость полиса для автовладельцев не должна была вырасти больше, чем на треть.

Как Центробанк собирался реализовать свой план, не очень понятно, однако в итоге ни о каких коэффициентах речь не идёт — в подготовленном им документе всё ограничилось банальным повышением тарифа. Теперь минимальное значение базового тарифа ОСАГО для физических лиц, владеющих автомобилями категории B, составляет 2440 руб. — на 460 руб. больше, чем раньше. Максимальное значение достигает 2574 руб. Для юридических лиц ставка будет несколько больше 0 от 2926 до 3087 рублей. По сути, регулятор просто взял и поднял цены, причем без какого-либо дифференцирования.

При этом споры между страховщиками и чиновниками не прекращаются. Первые требуют увеличить тарифы, говоря об убыточности ОСАГО, вторые приводят статистику, из которой видно, что повышение лимита можно было бы провести и без увеличения стоимости полиса. Где правда — вопрос дискуссионный, однако пока что главным остаётся тот факт, что анонсированное Центробанком повышение ставок... не имеет юридической силы. Тарифы банально не вступили в действие, поскольку пока документ находится на согласовании в Министерстве юстиции, страховщики не имеют права работать по новым ставкам. Это станет возможным лишь тогда, когда документ будет одобрен, — после этого он будет подписан в правительстве и вступит в силу в течение двух недель. Если же Минюст откажется от изменений — например, заменив их на недавнюю инициативу РСА по установлению новых категорий опытности водителей для расчёта коэффициентов — тогда документ вернётся на пересмотр к регулятору. А история пойдёт на второй круг.

В связи с этой заминкой во многих регионах отмечены массовые отказы в выдаче полисов ОСАГО: страховые компании банально отказываются страховать машины, ссылаясь на очевидно выдуманные предлоги, будь то инвентаризация бланков или отсутствие связи с базой данных. По словам страховщиков, они не могут работать в таких условиях, поскольку новые правила не вступили в силу по причинам, озвученным выше. Заключать договора по старым правилам тоже нельзя, поскольку предельная сумма компенсации должна быть равна 400 тыс. руб. Ситуация безвыходная, и разрешить её могут лишь на самом верху, однако российская бюрократическая машина с течением времени быстрее работать не стала.

Кстати, ещё раз скорректировать тарифы по ОСАГО Центробанк планирует в апреле 2015 года. Именно к этому моменту планируется вступление в силу ещё одного пакета поправок, который сделает возможным повышение суммы выплат — в частности, за ущерб здоровью можно будет получить до 500 000 руб. Правда, глядя на то, с какой скоростью принимаются нынешние поправки, надежд на это пока мало.

Что касается эксперимента по «безлимитному» европротоколу, то его внедрение, запланированное на 1 октября, тоже отложено. Правительству необходимо подписать специальное постановление о требованиях к средствам фиксации обстоятельств ДТП. Министерство транспорта, разрабатывающее документ, успело сделать свою работу в срок и направило его в правительство, однако постановление должно еще должно пройти оценку регулирующего воздействия (ОРВ) в Минэкономразвития.

По закону, с 1 октября в четырёх регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская область) по ОСАГО предусмотрена возможность при оформлении документов о ДТП без вызова сотрудников ГИБДД (по европротоколу) получить страховую выплату в пределах 400 тыс. руб.

В стремлении избежать случаев мошенничества, закон предусматривает необходимость дополнительной фиксации обстоятельств аварии — для того чтобы получить выплаты, необходимы не только фото- и видеосъёмка автомобилей и их повреждений в ДТП, но и данные с систем спутниковой навигации. До 2016 года планируется действие переходного периода, во время которого водители смогут использовать любые технические средства, позволяющие фиксировать время и местоположение ДТП, — например, видеорегистраторы с GPS-приемниками.

Что до самого европротокола, то по этой модели могут быть урегулированы ДТП, участниками которых являются не более двух автомобилей, не нанесён ущерб здоровью и нет разногласий о причинах аварии. Для получения страховых выплат по «безлимитному» европротоколу оба участника ДТП должны иметь полисы с новым лимитом выплат по имуществу, составляющим 400 тыс. руб. Согласно статистическим данным за 9 месяцев 2014 года европротоколом пользовались не более десяти процентов автомобилистов.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь