X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Алексей Гущин

Дон Кихот, не отставший от времени

При первом же знакомстве с артистом Олегом Выходовым обратил внимание на этакий весомый творческий груз — солидное количество ролей, сыгранных с 1973 года в Пермском академическом Театре-Театре. Однако характерный лик пришлось собирать, образно выражаясь, по осколкам. На просьбы привести тот или иной пример из определённых периодов творческого пути зачастую смущённо звучало: «Не припомню»...

Это смущение в какой-то мере прояснил артист и добрый приятель Выходова Михаил Гасенегер: «Олег Петрович — человек, скрытый от массовых глаз». В одной из бесед Олег Петрович своеобразно дополнил информацию по этому поводу иллюстрацией: «Не люблю прилюдно петь», — и, заметив на моём лице недоумение (Как это артист и не любит прилюдно?), пояснил: «Когда за столом». Нет, он, конечно, поёт в спектакле, если есть необходимость, а чтоб по пустякам... К тому же до сих пор осталась у него привычка уединяться: выпадет репетиционная пауза — отходит в сторонку и обязательно что-то читает. Но при этом вся его творческая жизнь на сцене — во имя зрителя и для зрителя. Поначалу было такое, что и терпеть приходилось. В одном из спектаклей Олег Выходов, в то время ещё совсем молодой выпускник «Щуки» (Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина. — Прим. авт.), играл Змея Горыныча. Этот Змей утащил Василису Прекрасную к себе во дворец, заточил её в плен и улёгся отдыхать прямо на сцене, как будто во дворце. Дети в зрительном зале принялись защищать несчастную Василису и стали обстреливать пульками из рогаток злого Горыныча. Всем было смешно. Олегу, разумеется, тоже, но было ещё и по-настоящему больно. Однако боль подавлялась приятным чувством: значит, роль получилась правдивой.

Фото: Алексей Гущин

Требование ПРАВДЫ было чуть ли не основным у главного режиссёра Ивана Тимофеевича Бобылёва. В 1973 году в Москве он набрал первую группу из выпускников некоторых театральных училищ. В Пермь тогда приехало одиннадцать вновь испечённых артистов, в том числе Выходов и Лидия Аникеева (ныне Лидия Александровна — народная артистка России. — Прим. авт.), ставшая впоследствии его женой. Эта семейная чета — единственные оставшиеся в пермском Театре-Театре артисты из тогдашнего романтического десанта. К прибывшей молодёжи Бобылёв относился довольно своеобразно. Одно время Олег стал подозревать неприязнь главрежа: тот почему-то вдруг перестал его нагружать ролями.

— В чём дело, Иван Тимофеевич? Может, мне подыскивать другой театр?
— Олег Петрович, — мудрый наставник положил свою руку на его плечо, — вы рождены для крупных вещей, но пока ваше время не пришло. Оно придёт, когда вам будет далеко за тридцать...

Как в воду глядел. Дарование Выходова раскрылось в восьмидесятые годы. Тогда было сыграно много солидных ролей, среди которых Скалозуб в «Горе от ума» по Грибоедову, Вурм в «Коварстве и любви» по Шиллеру, Борменталь в «Собачьем сердце» по Булгакову. И, бесспорно, среди артистических достижений — врач Михаил Львович Астров в спектакле по пьесе Чехова «Дядя Ваня». 8 июня 1989 года Олег Петрович был удостоен почётного звания «Заслуженный артист РСФСР». Тогда он полностью признал правоту своего любимого учителя. О Бобылёве, его доброжелательности и поддержке Олег Петрович рассказывает только с пиететом. А порождённая режиссёром благотворная театральная атмосфера! А обязательное междусобойное уважение (Камня за пазухой не таи), превращение всего театрального коллектива в единую семью! И вообще по жизни так складывалось, что Олегу везло на наставников. В период ученичества неоценимую помощь оказал ему заведующий кафедрой мастерства актёра Щукинского училища Владимир Шлезингер. Как-то они вместе готовили театральный этюд, в котором Олег играл известного одессита Лёву Задова, в будущем — соратника Нестора Махно. Для того чтобы студент более полно представил дух Одессы, Владимир Григорьевич организовал для него встречу с... Леонидом Утёсовым. Тот пригласил их аж к себе домой. Олег был поражён обаянием великого артиста: по отношению к гостям у него не было ни капли снобизма. Утёсов много шутил, рассказал массу прибауток, передающих своеобразный шарм Одессы, а потом взял гитару и стал исполнять знаменитые куплеты, вроде «Ах, Одесса, жемчужина у моря...». Эта встреча произвела на начинающего артиста огромное впечатление.

Фото: Алексей Гущин

Впрочем, можно вспомнить и жизненное напутствие отца. Прямого отношения к театральному творчеству оно, очевидно, не имеет: «Любое дело делай хорошо. Не можешь иначе — вовсе не делай». Играемые артистом Выходовым роли неизменно отражали дух «Щуки», традиции этой замечательной школы. Он всегда и везде разный — и в комедийных, и трагикомических образах (Кулёк в спектакле «Божьи коровки возвращаются на землю» по Сигареву). Даже в сказочных персонажах, в том числе и в поставленной им самим «Скоморошьей сказке». Кстати, она была высоко оценена на театральном фестивале в Санкт-Петербурге.

— Олег Петрович — замечательный комедийный актёр — говорила о нём актриса Пермского академического Театра-Театра Елена Старостина. — Признанными стали его сложные образы: Чехов, например, в «Чехове в Ялте» по Д. Хэддоу. Удачны в его исполнении острохарактерные персоналии, воплощённые в Томасе Эдисоне в «Догвилле» по Л. Триеру. Блестяща игра в мелодраме «Как прежде, но лучше, чем прежде» по пьесе Пиранделло.

— Он смог тогда передать двойственность лица и маски, — заметила театральный критик Татьяна Тихоновец о сыгранной Олегом Выходовым роли обманутого мужа. — Реакции и оценки точные, смешные и, кажется, абсолютно гармоничные.

— Олегу Петровичу присущ какой-то свой, более глубокий традиционный образ, — делится своими мыслями Гасенегер. Потом добавляет, что видит в нём Дон Кихота, но не как наивного, доброго, мужественного и смешного человека, отставшего от времени, а как переживание за человечество. По своей сути это есть не что иное, как «более высокая планка».

Переосмысление материала в максимально высоком звучании, сообразно тому, что в обществе накипело — таков у Выходова Каренин в спектакле по Толстому. Эта роль — одна из наиболее удачных в творческом багаже артиста. Образ Каренина представлен им сугубо положительно, а ведь известно, что писатель лишь сочувствовал Алексею Каренину, не испытывая особой приязни. Более того, образ Каренина у Выходова «дышит» обаянием. В нём возвеличены такие признаки, как учёность, интеллигентность и чудаковатость. В итоге персонаж зрителю полностью приятен.

— Каренин дался безболезненно, — вспоминает о той роли актёр.

Наверное, потому что внутренне герой совпадал в чём-то с артистом. Быть в ладах со всеми — это уже не артистическое, а, можно сказать, жизненное амплуа Олега Петровича.

— У Олега Петровича, — рассказал мне директор театра Анатолий Пичкалёв, — не то что врагов, кажется, даже недоброжелателей нет. Он и студентов своих в институте культуры учит правдивости, взращённой на доброте.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь