X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Александр Хомутов

«Или болеют, или нет денег». Как коронавирус повлиял на внутренний туризм Пермского края

Закрытые границы увеличили поток внутреннего туризма в регионе, однако это не уравновесило потери от трёх месяцев полного запрета на работу турфирм. В целом за сезон размер турпотока снизился на 50-60 %, по сравнению с прошлым годом. При этом активный туризм оказался в более выигрышной ситуации, но некоторые виды туризма до сих пор не восстановились.

Агентство по туризму Пермского края не приводит суммарных данных о динамике туристического потока, однако её позволяют оценить данные о передвижении абонентов сотовых операторов. По информации «Мегафона», количество желающих отдохнуть и полюбоваться красотами Пермского края в этом туристическом сезоне сократилось на 12 %, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.

Это данные за период с 1 июля по 30 сентября. При этом в апреле-июне туристическая деятельность была полностью приостановлена, и, по оценкам экспертов, в целом за туристический сезон спад составил порядка 50-60 %.

Негативная динамика турпотока характерна для большинства регионов России, даже самых популярных, говорят в «Мегафоне». Краснодарский край, Крым, Москву и Санкт-Петербург в этом году посетило в среднем на 20 % меньше туристов, Байкал и Алтай — на 6 %. В то же время турпоток в Республиках Башкортостан и Татарстан, Ростовской области и Ставрополье сохранился на уровне прошлого года. Некоторые регионы могут похвастаться даже приростом: кроме Юга, это достопримечательные места Тульской и Тверской области.

Событийная неопределенность

Основная причина проблем в отрасли — низкий спрос, считает заведующий кафедрой социально культурных технологий и туризма ПГИК, кандидат географических наук Павел Ширинкин.

«Пострадали все сегменты туризма, и до сих пор отрасль далека от восстановления, потому что в основе всего — клиент, а у него в текущей ситуации три состояния: он болеет, он страдает „коронофобией“ (и правильно) или у него нет денег. С текущим уровнем заболеваемости на сегодняшний день туры просто не набираются», — говорит он.

Одними из наиболее пострадавших сегментов стали музейный и событийный туризм.

По словам генерального директора туроператора «Белый камень», руководителя магистратуры «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент» НИУ ВШЭ — Пермь Екатерины Шестаковой, объёмы музейного туризма не восстановились до сих пор. Во-первых, долгое время действовало ограничение по размеру экскурсионных групп — до 5 человек, ограничение в 10 человек всё ещё действует. Во-вторых, эти ограничения повлекли за собой определённые вторичные проблемы.

Фото: Анастасия Яковлева

«Если раньше можно было собрать группу 50 человек, то сейчас это будет несколько групп по 10 человек, — рассуждает Екатерина Шестакова. — Это вызывает определённые организационные сложности: если раньше для их обслуживания было достаточно двух экскурсоводов, то теперь нужны пять. Необходимо пересматривать логистику, организацию питания и так далее. Иногда проще вообще не организовывать такую экскурсию: цены в этом сезоне почти не изменились, поэтому музей и туроператор могли рассчитывать на ту же выручку, что и раньше, а затраты нужны были значительно большие. Как результат, в этом сезоне некоторые музейные проекты не были запущены вообще, другие — запущены в урезанном виде».

На сокращение турпотока в событийном туризме, кроме ограничений со стороны Роспотребнадзора, повлиял перенос сроков массовых мероприятий. Обычно даты проведения праздников и фестивалей известны на год вперёд.

В 2020 году они тоже были назначены, но позже сдвигались, иногда неоднократно, некоторые потом и вовсе были отменены. Например, даты проведения «Небесной ярмарки» передвигались несколько раз, а потом этот фестиваль отменили. О датах фестиваля «Тайны горы Крестовой» стало известно за неделю-две, этого недостаточно для того, чтобы организовать и собрать туристические группы. Дягилевский фестиваль был отменён. Из-за этой нестабильности туроператорам не было смысла в продвижении событийных туров.

Наверстали упущенное

«Коронавирусный кризис» туристической отрасли повлек за собой проблемы смежных сегментов, в частности, гостиниц, отмечает Александр Зырянов, заведующий кафедрой туризма ПГНИУ, доктор географических наук.

Для гостиниц был введён запрет на размещение туристов с 18 мая, и они работали только с командировочными. Деловых туристов в крупных гостиницах Перми больше половины, но и их количество сократилось в два-три раза просто потому, что люди стали бояться ездить, деловая активность снизилась. В итоге загрузка гостиниц составляла 10-20 % от потенциальной.

Фото: Тимур Абасов

Ограничения на размещение в гостиницах туристов были сняты только с 10 августа. С этого момента начался вал спроса на гостиничные услуги. По оценкам Александра Зырянова, за август-сентябрь некоторые гостиницы смогли наверстать упущенное. Причин две: с одной стороны, в августе спрос со стороны туристов был вдвое выше обычного для этого сезона, в сентябре к этой волне добавился спрос со стороны участников деловых и спортивных мероприятий, отложенных с весны и лета на более позднее время. Сейчас высокий сезон закончился, начался небольшой спад.

«Местные гостиницы тоже ощутили приток туристов после снятия ограничений. С учетом опасности заражения туроператоры изменили принцип построения маршрутов для туристов из других регионов. Если раньше их размещали в гостиницах Перми и затем вывозили к достопримечательностям края, то теперь они нередко миновали Пермь и размещались в территориях края», — говорит Александр Зырянов.

Похожая динамика была характерна и для баз отдыха, только сезон для них уже практически закончился.

Самостоятельный туризм

В несколько лучшем положении оказался активный туризм. По словам автора проекта «Живая история. Экскурсии по Перми и Уралу» Игоря Серебренникова, в июле-августе, после того, как был снят запрет на активный отдых, отрасль заработала в полную силу.

«В этом году спрос на организацию сплавов значительно превышал предложение, это связано в том числе и с закрытием границ — не было большого выбора вариантов отдыха, — говорит Игорь Серебренников. — Кроме того, люди изголодались по впечатлениям за время жесткого карантина. В результате этот летний сезон стал рекордным за последнее десятилетие по турпотоку. При этом цены на туры выросли незначительно, лишь в связи с повышением цен на бензин и соответственно на транспортные услуги — эта статья составляет до половины расходов на организацию тура».

По данным Агентства по туризму Пермского края, в июле прирост турпотока в этом сегменте составил порядка 10-15 %.

Фото: Сайт туристической компании «Белый камень»

Сейчас, осенью, вновь ощущается спад. Серебренников связывает это с большим количеством заболевших: обычно октябрь достаточно активный по поездкам, но в этом году туристов меньше на порядок. В том числе очень мало школьных групп, хотя в прошлые годы они обеспечивали значительный поток.

Несмотря на летний всплеск, в целом по сезону, с учетом простоя в апреле-июне, активный туризм всё-таки не добрал до объёмов прошлого года, отмечают в Агентстве по туризму. Туроператоры оценивают спад в 50 %.

Кроме организованного активного отдыха, этим летом популярными стали семейные сплавы, туры для семей и компаний, для малых групп. По словам Екатерины Шестаковой, многие предпочитали совершать путешествия на своём автомобиле, бронируя у туроператора весь спектр услуг, кроме трансфера.

Точных цифр «самостоятельного» турпотока нет, но некоторые базы на периферии региона отмечают, что у них в июле-августе 50 % загрузки обеспечивали туроператоры, а ещё 50 % — самостоятельные туристы, рассказывает Александр Зырянов:

«В целом в этом сезоне больший спрос имели те виды туризма, которые возможны с использованием индивидуального транспорта — автомобилей, катамаранов, байдарок, велосипедов, мотоциклов».

Развитие вопреки

По оценке Александра Зырянова, отрасль внутреннего туризма сейчас находится в состоянии серьёзного кризиса. Полный простой в работе с клиентами продолжался более трёх месяцев: часть марта и апрель-июнь. При этом чаще всего собственники офисов не давали скидок на этот период и арендную плату нужно было оплачивать в полном размере.

«Большинство туроператоров работают в том числе и на выезд за рубеж, — говорит Зырянов. — И именно это направление дает им основной доход, тогда как вклад внутреннего туризма в выручку компании не так велик. Закрытые границы перекрыли этот источник дохода. Те, кто принимали иностранных туристов, тоже практически потеряли этот сегмент и этот источник доходов».

При этом, по мнению Павла Ширинкина, выигрыш из-за закрытых границ оказался не так велик, как можно было бы надеяться. Выездные потоки по стране дают в основном столичные российские города, а там высокий уровень заболеваемости.

Среди специфических региональных мер, ориентированных на поддержку наиболее пострадавших отраслей, в Агентстве по туризму называют снижение ставок по упрощенной системе налогообложения, снижение стоимости патента до 1 рубля в текущем году, а также полугодовую отсрочку по уплате авансовых платежей за I и II квартал 2020 года по упрощённой налоговой системе. Однако туроператоры не скрывают разочарования.

Как рассказывает Екатерина Шестакова, Агентство по туризму обращалось к отрасли с просьбой предложить меры поддержки, которые были бы полезны в сложной ситуации. Создавались инициативные группы, шли обсуждения, но это не дало результата.

«Были предложены отличные меры поддержки турбизнеса, например, частичная компенсация затрат на продление статуса туроператора или затрат на простой офиса в период, когда деятельность компаний была запрещена. Но, к сожалению, эти меры поддержки пока не были реализованы. Взамен турбизнесу были предложены бесплатные вебинары по разным вопросам в рамках программы „Турперезагрузка 2020“. Но когда появилась наконец возможность работать, было, если честно, уже не до вебинаров», — говорит она.

Игорь Серебренников также говорит о методической поддержке Центра развития туризма. Тем не менее, он не считает эти меры поддержки достаточными:

«Если говорить об упущениях власти в этот сложный период, это касается в целом отношения к развитию туризма в крае. У наших властей нет четкой стратегии развития этой отрасли. Поэтому в этой сфере всё развивается скорее вопреки».

По свидетельству экспертов, часть компаний смогла воспользоваться федеральными мерами поддержки отрасли. Например, получить беспроцентный кредит на зарплату, часть получили кредит под 2 % на оборотные средства.

Окончательные выводы о том, как туристическая отрасль пережила 2020 год можно будет сделать в следующем году. Екатерина Шестакова отмечает, что в период туристического сезона работа всё-таки была, и большинство компаний, ориентированных на внутренний туризм, остались на рынке. Проще пришлось мелким компаниям: у них мало сотрудников, небольшие офисы.

Сейчас на рынке затишье и ожидания. Турфирмы выставили свои новогодние предложения. Понятно, что больших предоплат не будет, но надежда на хорошие продажи всё-таки есть, пусть и уже ближе к концу года. Новогодние продажи так же важны для туристической отрасли, как и летний сезон: именно эти две точки года формируют основной объём доходов турфирм.

***

Читайте также: колонка Александры Гуляевой о том, где отдохнуть в ситуации пандемии коронавируса

Как пермяки теряют работу и деньги из-за эпидемии коронавируса

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь