X

Новости

Вчера
2 дня назад
12 ноября 2019
Фото: Василий Вахрин

«Ни от дождя, ни от ветра не скрыться». В Перми появились новые остановки — что о них думают профессионалы и простые горожане

В конце августа 2019 года мэрия Перми преподнесла жителям очередной сюрприз — новые остановки общественного транспорта. В социальных сетях не прекращается обсуждение. Пермяки ругают остановочные пункты за то, что они не защищают от непогоды, а профессионалы — за плохой дизайн.

В конце августа на улицах Борчанинова, Желябова и около ЖК «Грибоедовский» появились новые остановочные пункты. Мэрия сообщила, что остановки разработал департамент дорог и транспорта совместно с главным архитектором города. А для их производства использовали современные антивандальные материалы, чтобы невозможно было нанести на них граффити. Боковые и задние стенки изготовлены из ударопрочного стекла с рейлингами (рейками, — прим. редакции), которые предотвращают размещение на поверхностях рекламы.

Остановки будут двух типов — навес и павильон. На «Универсаме» установили навес, а на «Желябова» — павильон. Последний более сложный, там есть стенды для рекламы и информации, скамейки с настилами из лиственницы и урны. За три года в центре Перми обещают установить 68 таких остановок.

«Ни от дождя, ни от ветра, ни от снега не скрыться», «Серая унылая Пермь пополнится радующими глаз серыми, убогими, остановочными комплексами», «Спасибо родному мэру, скрашивающему наши серые будни! Да что, у города цветных красок нет? Может, мэра за год сменим — и остановки будут красочными!» — вот самые типичные комментарии пермяков в социальных сетях.

«Я не знаю, выходит ли из личного автомобиля автор-проектировщик таких остановок, но люди о нем вспоминают плохими словами — я специально поинтересовалась мнением тех, кто ждал транспорт на остановке „Универсам“. Во-первых, они узкие. Стоять под навесом могут только четыре взрослых человека. Если кто-то будет сидеть на лавочке, то укрыться от дождя больше никому не удастся, так как колени сидящих будут мешать. Сиденья разделены перегородками, поэтому потесниться, чтобы уместились все желающие, не получится. Закрыты две стороны, с третьей дует ветер и потоком попадает дождь», — негодует пермячка Татьяна Гончарова.

Главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин открестился от звания «автора-проектировщика» новых остановок. «Я не могу себя считать автором остановки», — заявил он интернет-журналу «Звезда». По его словам, истинный разработчик остановок — департамент дорог и транспорта, а он только помогал. В частности, архитектор помог выбрать материал — стекло и его защиту от расклейки объявлений в виде легкой перголы (здесь: решетка, — прим. редакции). Дмитрий Лашин также выбрал цвет окраски и место размещения названия остановки. Он также предложил материал для скамьи — дерево, с защитой от лежания, в виде поручней.

«Можно сказать, я сделал предложения по интерьеру, оформлению, цвету, фактуре и материалу. Но мне неизвестны принципы, по которым выбирались конструктивные особенности, размеры, высота, ширина остановки — навеса и павильона», — объясняет он.

По его словам, мировой и столичный опыт учитывался в выборе материалов и компоновки надписей. «Но несанкционированная расклейка объявлений на стекле остановки — это не чисто российская проблема, поэтому пришлось придумывать, возможно, это удачное решение, но покажет только эксплуатация», — считает Дмитрий Лапшин.

Внешний вид остановок был разработан согласно новой концепции архитектурного облика города Перми, а в дизайне учитывался европейский стиль и московский опыт, говорят в департаменте дорог и транспорта.

«Таким образом, конструкция получилась легкой, но при этом оборудованной дополнительными элементами, такими как: навигационная информация, стенды для сбора рекламной информации и т. д.», — рассказали в ведомстве.

По словам чиновников, навес установят на узких остановочных площадках, где нет возможности разместить павильон, — например, на посадочных площадках, совмещенных с тротуаром. Ведь при установке павильона с торцевыми стенками, пассажирам приходилось бы выходить на проезжую часть, чтобы попасть на остановку. А павильон с торцевыми стенками установят на любых посадочных площадках, где по требованиям ГОСТа расстояние от борта заездного кармана до кромки павильона составляет не менее 3 м.

Разработка новых остановок для городского бюджета ничего не стоила. Дизайн и технологию придумали сотрудники департамента дорог и транспорта, а также департамента градостроительства и архитектуры. Стоимость самих новых остановок составляет от 400 до 900 тыс. руб., в зависимости от объема используемых материалов, типа конструкции, её размера от 5 до 15 м.

План установки новых павильонов разработан на пять лет. Начнут с центра, потому что там расположено основное скопление маршрутов и пассажиропотока. В отдаленных районах они не появятся, там будут ремонтировать существующие павильоны и установят конструкции на площадках, на которых павильоны отсутствуют.

По габаритам и некоторым элементам павильон напоминает остановку, которую проектировала Студия Артемия Лебедева, считает директор музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева. Только пермская сделана грубее, из нее «ушли» важные элементы — например, внутреннее освещение. По её мнению, замена пластика на стекло — хорошая идея, но проблема пермских остановок связана не с материалами, а тем, что за ними никто не следит: «постепенно любая остановка превращается в помойку, и стекло не мешает клеить объявления, хотя, конечно, его проще мыть, чем поликарбонат».

«Проблема не в материалах и структурах защиты — за остановками нужно следить, чистить и убирать», — говорит она.

Наилю Аллахвердиеву огорчает идея с разделителями деревянных лавок:

«Понятно, что это сделано как защита от людей с низкой социальной ответственностью, которые могут вот так разлечься и помешать обычным гражданам сидеть. Но это примеры бесчеловечного дизайна, городская среда должна быть толерантна к человеку и его слабостям, а не наоборот».

По её мнению, навигация остановки сделана некачественно:

«В городе существуют модельные правила, разработанные Пермским центром развития дизайна, там предусмотрена двуязычная навигация — на русском и английском. Навигационные таблички на зеленом фоне! Не понимаю, откуда и почему снова вернулся зелёный цвет. Самое важное: обе эти остановки — навесы и павильоны — это разные концепции, они не выглядят комплектом, а значит, мы повысили энтропию городской среды. А ведь Пермь — это город, в котором очень нужна стандартизация и снижение визуальной энтропии, он очень пёстрый».

Городам не имеет смысла делать собственные проекты остановок, поскольку компетенций для этого не хватает, считает арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров, который до этого руководил Пермским центром развития дизайна.

«Основные затраты — это обслуживание остановок. Мировая практика показывает, что проще нанять оператора остановок со своими проектами инфраструктуры. Таким образом, город снимает с себя расходы и головную боль, взамен получая отличную инфраструктуру», — говорит он.

***

Читайте также:

Странные и невидимые: гид по остановкам уходящей эпохи от Ивана Козлова

Колонка Олега Русских: Остановки, которые мы заслужили

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь