
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой


#ПроектFAQ: Как в Перми устроен рынок заказных материалов в СМИ?
Как дальше будут выживать те, у кого основными статьями дохода значились заказы на размещение информации от городской и краевой администрации?
Слухи о том, что пермские средства массовой информации ждут нелёгкие времена, в журналистском сообществе появились давно.
В кулуарных разговорах и «телевизионщики», и «печатники» ещё с начала лета признавались в том, что пресс-служба губернатора Басаргина буквально выискивает предлоги, чтобы не оплачивать вышедшие в эфир сюжеты и уже опубликованные материалы, информационным поводом в которых была деятельность краевой администрации.
К слову, в Пермском крае деньги на имидж губернатора всегда выделялись не меньше, чем в других регионах. Так, по данным интернет-журнала «Слон», в прошлом году в Пермском крае на освещение деятельности краевых властей было потрачено более 21,5 млн руб.
Это, конечно, не Свердловская область, где на те же нужды было потрачено более 1 млрд руб., но сумма, согласитесь, тоже немалая.
Для сравнения, в 2012 году региональные власти потратили на создание положительного имиджа силами журналистов значительно меньше
Слухи о сокращении «властных бюджетов» подтвердились в начале сентября, когда люди, близкие к региональным СМИ, открыто стали говорить о сокращении бюджетов. Одной из «первых ласточек» стал пост пермского журналиста Константина Духонина в социальной сети Facebook.
Константин Духонин, журналист:
Такие «нововведения», очевидно, связаны с официальным переходом в администрацию губернатора негласного советника Виктора Басаргина и владельца регионального медиахолдинга Кирилла Маркевича.
Вскоре после своего назначения новый заместитель главы администрации губернатора якобы запретил размещать госзаказы в изданиях, которые не входят в холдинг «Урал-Информ».
Вслед за словами, как водится, пришли и дела. В конце минувшей недели появилась информация о том, что краевое правительство, администрация Перми и городская Дума перестали размещать заказы в газете «Пятница», которой управляет издательский дом «Компаньон».
Как пишет «Ъ-Прикамье», ссылаясь на шеф-редактора «Компаньона» Игоря Лобанова, официально госконтракты не приостановлены, но с 15 сентября заказы не размещаются. Последний номер с материалами, оплаченными из бюджета, вышел в пятницу, 19 сентября.
Игорь Лобанов, шеф-редактор издательского дома «Компаньон»:
Добавим, что, по данным «Ъ-Прикамье» в 2013 году размер заказов из бюджета для «Пятницы» превысил 10 млн руб., что составляет большую часть всей выручки газеты.
А значит, отказ в госзаказах не пройдёт бесследно и для творческого коллектива, и для руководства издания.
Почему же первый удар пришёлся именно на «Пятницу»? Эксперты связывают это с тем, что не так давно контрольный пакет «Пятницы» перешёл в руки оппозиционного депутата Дмитрия Скриванова. Да и материалы, публикуемые в «Пятнице», нередко носили оппозиционный характер.
Впрочем, такой прецедент
Ждёт ли такой же исход и «Пятницу» вместе с другими городскими и региональными изданиями? Конечно, хочется верить, что нет.
При этом журналисты и руководители пермских средств массовой информации особых иллюзий на этот счёт не питают. О чём и высказались в комментариях к уже упомянутому посту Константина Духонина.
Олег Коневских, редактор портала 59.ru:
Роман Ходаковский, владелец портала «Новости Перми»:
К слову, в пресс-службе городской администрации нас заверили, что все беспокойства преждевременны. В ответ на наш запрос нам пояснили, что и в будущем году власти Перми планируют выделять средства для освещения своей деятельности.
Ирина Березина, сотрудник пресс-службы администрации Перми:
Вместе с тем кислород свободной журналистике в Перми перекрывается в последнее время и более изощренными способами. Так, недавно власти города попросили региональное отделение Союза журналистов России освободить помещение, о чём написала на своей странице председатель организации Ольга Лоскутова.
Ольга Лоскутова, председатель Союза журналистов Пермского края:
Ситуацию удалось разрешить. Союз журналистов остаётся на прежнем месте и по сей день. Тем не менее тенденция становится всё более очевидной: власти Пермского края стремятся надавить на те издания, которые пытаются быть хоть сколько-то независимыми. По мнению Ольги Лоскутовой, экономический рычаг давления на СМИ
Впрочем, последствия таких «санкций» не заставят себя долго ждать: выжившие без бюджетного финансирования СМИ смогут наконец-то без зазрения совести начать кусать за руку бывшего кормившего. Если останутся выжившие, конечно.
К слову, в 2013 году администрация Перми объявила два многолотовых конкурса на оказание услуг по информированию населения через СМИ на весь 2014 год. Тогда администрация заявила, что была готова потратить на эти цели почти 9 млн руб. Такая информация была опубликована на сайте госзаказа.
Первый конкурс касался информирования населения посредством телевизионного и радиовещания. На эти цели администрация готова была потратить 5,12 млн руб.:
- информирование населения о социальном, экономическом, культурном развитии Перми может обойтись бюджету в 1,47 млн руб.;
- информирование населения по наиболее актуальным вопросам развития Перми
— 1,6 млн руб.; - информирование населения о текущей деятельности администрации Перми, ее функциональных, территориальных органов и подразделений
— 1,2 млн руб.; - информирование населения об основных событиях городской жизни и работе администрации Перми
— 0,67 млн руб.; - информирование населения о деятельности администрации Перми, создание и размещение цикловых радиопередач, информационных материалов, прокат готовых аудиороликов
— 0,18 млн руб.
Второй конкурс касается информирования населения о деятельности городской администрации через печатные СМИ.
Всего на эти цели может быть потрачено 3,67 млн руб. Конкурс состоит из шести лотов:
- информирование населения о деятельности администрации Перми в печатном издании
— 1 млн руб.; - информирование населения по вопросам социального, экономического, культурного, политического развития Перми
— 1,3 млн руб.; - информирование населения об актуальных событиях городской жизни
— 0,66 млн руб.; - информирование населения о работе администрации Перми по решению вопросов местного значения
— 0,27 млн руб.; - информирование населения о приоритетных проектах, реализуемых администрацией Перми
— 0,17 млн руб.; - информирование населения о реализации городских проектов в рамках вопросов местного значения
— 0,27 млн руб.
Кстати, по закону, если в средстве массовой информации содержится более 40 % рекламных материалов, оно должно быть зарегистрировано как рекламное. Подобной приставки пермские СМИ преимущественно не имеют, да и материалы, оплаченные из бюджета администраций города и края, а также Гордумы, не маркируются надписью «на правах рекламы». Странный факт, не так ли?
Как же в таком случае сами средства массовой информации отчитываются перед такими «высокопоставленными заказчиками»?
Редакторы изданий, как правило, не особо любят говорить на эту тему. Однако ни для кого не секрет, что оплачиваются такие материалы по факту выхода в печать или эфир после предварительного согласования с заказчиком. При этом если заказчик находил хоть один недочёт в материале, то он автоматически снимался с оплаты несмотря на то, что уже дошел до конечного потребителя
На самом деле, для всех, кто так или иначе связан с работой редакций, не секрет, как происходит отчётность за материалы, заказанные властями.
Так, самым жестким является предварительное согласование в пресс-службе губернатора. Перед публикацией или выходом в эфир сотрудники пресс-службы могут полностью изменить и прямую речь чиновников, и авторские слова. При чём процесс этот может быть и двух-, и трехступенчатый. И длиться он может до тех пор, пока материал полностью не удовлетворит участников. Чуть проще согласование проходит в городской администрации и Гордуме, где сотрудники пресс-служб лишь слегка правят грубые журналистские ошибки.
В этом плане важно отметить, что в контрактах на освещение деятельности власти нет строки о том, что материалы должны быть промаркированы как рекламные. То есть, если речь идёт о цикле передач или больших журналистких текстах, то, как правило, можно найти отметку о том, кто «правит балом». Если же речь идёт об обычных новостных материалах, то никакого указания на заказной характер не бывает, и материалы публикуются или выходят в эфир как редакционные.
Так что же получается? Власти сами подталкивают редакции к нарушению закона о рекламе? Конечно, можно сказать о том, что это дело не заказчика, а порядочности средства массовой информации. Но и тогда это палка о двух концах: взывая к порядочности, мы, получается, снимаем ответственность с заказчиков. А она в этом случае равная у обеих сторон.
По данным газеты «Местное время», структура властных денег по СМИ Пермского края на 2014 год выглядела следующим образом: скачать pdf (38 кб).
Тем временем, согласно данным, опубликованным хакерским движением «Анонимный интернационал», компания «Московские информационные технологии» (МИТ) выкупает полосы у крупнейших СМИ, чтобы размещать свои материалы о деятельности правительства Москвы. Бюджет на 3 месяца

Добавим, что отсутствие пометок «реклама» на оплаченных материалах, является прямым нарушением закона «О рекламе». Кроме того, если издание не зарегистрировано как рекламное, то «объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 40 % объема одного номера периодических печатных изданий».
Рекомендуем почитать
Новое на сайте

Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь