X

Новости

Сегодня
Вчера
20 сентября 2019
19 сентября 2019
Фото: arthouse.ru
154статьи

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Животный мир Твердовского

Иван И. Твердовский иронизирует над штампами нового российского кино и показывает, что для выхода из зоны комфорта не обязательно прыгать с обрыва.

Наташе далеко за пятьдесят, она скромно живёт с матерью и работает специалистом по закупке кормов в небольшом зоопарке. Когда ей надоедают издевательства животноподобных коллег и у неё наступает экзистенциальный кризис, она уходит гулять на пляж. В любом другом фильме режиссёров новой волны (Звягинцев, Мещанинова, Германика) подобный образ жизни, вероятно, привёл бы к печальному исходу, но у Твердовского он приводит к появлению у главной героини хвоста.

Как и герои «Класса коррекции», Наташа — изгой. Хотя, на первый взгляд, она ведёт себя, как и любой другой человек её возраста: живёт одним днём, работает без возражений и всегда приходит домой до полуночи. Равно как и большая часть населения России. О которой снято кино и которая вряд ли его посмотрит. Пермякам, как жителям промышленного города, где коворкингов и антикафе меньше, чем заводов, данный тезис должен быть особенно близок.

Сознательно или бессознательно, но Твердовский ничего не рассказывает о прошлом героини и, как у Кафки в «Превращении», оставляет Наташу и зрителя перед фактом: чтобы изменения свершились внутри, нужен толчок снаружи. И этим толчком становится растущий за спиной хвост. После первого похода в больницу героиня встречает симпатичного рентгенолога, затем, кажется впервые за несколько лет, меняет причёску и гардероб, и, наконец, под улюлюканье коллег уходит с работы. Со временем Наташу начинает бояться весь город. От неё отвернётся традиционная медицина, церковь и даже собственная мать. Эти события ближе к финалу укрепляют мысль о том, что хвост помог ей остаться человеком, в отличие от окружающей толпы зверей.

Создатели совершенно правильно обращаются к Кафке и его абсурдному экспрессионизму. Наш мир иногда напоминает его рассказы, и поэтому самой действенной формой повествования становится ирония. Вот мама Наташи слушает новости о том, как работницу немецкого зоопарка судят за сексуальные отношения с гориллой, или бабушки в очереди на приём к врачу обсуждают слух о бесоватой женщине с тремя хвостами, выпивающей жизненную энергию всех, с кем встретится взглядом. Такого вы, конечно, по телевизору не услышите, всё-таки Твердовский доводит ситуацию до абсолюта. Но нечто подобное можно увидеть в любое время, если просто включить новости на центральном телеканале.

Но зрителю было бы сложно поверить в происходящее, если бы не актриса Наталья Павленкова, совершенно заслуженно взявшая приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре». Она точно находит образ забитой и одинокой 50-летней Наташи, которая с появлением хвоста, начинает резко навёрстывает упущенное. Её персонаж чем-то сродни Лесли Нильсену в его лучших пародийных фильмах («Голый пистолет», «Без вины виноватый»), где всё казалось искусственным, кроме его неизменно серьёзного отношения к происходящему.

Кто-то может подумать, что «Зоология» — очередное кино про Рашку-говняшку, где, безусловно, есть место и глупым врачам, и недалёким священникам, и даже извращенцам. Ещё бы, ведь режиссёр — наш с вами современник, и он так же, как любой другой 27-летний молодой человек, смотрит кино, читает новости в соцсетях, постит фотографии с кинофестивалей в «Инстаграм» и, вероятно, ценит творчество Трента Резнора. Получи фильм «Золотой глобус» или номинацию на «Оскар», Мединский обязательно нашёл бы что сказать. Но если представить, что новая работа Твердовского — чистое хулиганство и издёвка, то станет ясно, что хвост, несмотря на агрессию окружающих, — это лучший способ понять себя, не покупая билет в Непал или на Гоа.

Основной темой фильма «Зоология» стало желание человека изменить жизнь при полном нежелании сделать для этого какое-либо усилие. Поэтому у Наташи и появляется хвост. Он полностью меняет её жизнь и отношение к ней. На тот случай, если вам не хватило мотивации, чтобы отрастить хвост, мы подготовили небольшую подборку подобных фильмов:

  • «Бразилия» (1985). Антиутопия Терри Гиллиама, повествующая о скромном клерке, наслаждающимся своей размеренной жизнью с матерью. Он не знает, чего хочет, и живёт спокойной и безвольной жизнью до тех пор, пока он не встречает девушку из своих снов. Именно она и становится тем хвостом, который меняет жизнь главного героя.
  • «Бойцовский клуб» (1999). Дэвид Финчер рассказывает историю безвольного служащего страховой компании, который однажды встречает незнакомца, являющегося его полной противоположностью. Ровно с этого момента жизнь главного героя уже не будет прежней: он создаст закрытое общество анархистов и станет готовить план по разрушению мировой финансовой системы.
  • «Невероятная жизнь Уолтера Митти» (2013). Бен Стиллер играет тихоню-фотографа, который спокойно сидит себе в подвале редакции журнала Life и проявляет плёнки известного фотографа Шона О’Нила, сотрудничающего с изданием. Однако в один прекрасный момент собственник решает перевести журнал в онлайн-формат и упразднить фотоотдел, выпустив перед этим последний печатный номер с самой выдающейся фотографией Шона. Но Уолтер теряет её, и теперь, чтобы не подвести себя и своё издание, вынужден оставить свою спокойную жизнь и отправиться вслед за фотографом под трогательную музыку исландской группы Of Monsters and Men.
  • «Двойник» (2013). Режиссёр клипов Arctic Monkeys Ричард Айоади поставил самый близкий к первоисточнику фильм по Достоевскому. Главный герой Саймон, которого играет Джесси Айзенберг, — забитый работник офиса, который не может связать и двух слов. Его не замечают коллеги и игнорирует девушка, в которую он влюблён. Мамы на этот раз в сюжете нет, зато есть появляющийся из ниоткуда новый работник, который как две капли воды похож на главного героя. Со временем двойник пытается украсть жизнь Саймона, тем самым заставляя его выйти из зоны комфорта.

***

В Перми фильм «Зоология» можно посмотреть в киноцентре «Премьер».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь