X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
23 июня 2019
22 июня 2019
21 июня 2019
Фото: Тимур Абасов
137статей

Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.

В Перми появился кинотеатр для слепых

Отсутствие зрения — не повод не ходить в кино. Так решили в киноцентре «Премьер» и показали фильм с тифлокомментированием. Это когда, кроме голосов актёров, слышишь диктора, который описывает, что происходит в кадре. На художественную ленту «В бой идут одни старики» в необычной озвучке отправился корреспондент интернет-журнала «Звезда».

По словам организаторов, они ждали людей старшего поколения, поэтому и выбрали такое кино. Бабушки и дедушки любят историю о молодых лётчиках, рассказанную человеческим языком, весёлую и одновременно трагичную. Многие видели картину до того, как потеряли зрение.

Увы, пришли не больше десяти человек. Организаторы показа пеняют на снегопад. С другой стороны, думается, в зале были действительно те, кто хотел здесь быть.

Фото: Тимур Абасов

«Описав дугу и завалившись на левое крыло, самолёт замирает»

По заданию редакции я не должен смотреть на экран. Поэтому порой я сижу с закрытыми глазами, но иногда просто отвожу взгляд в сторону. На середине картины в зрительный зал заходит мужчина и прислоняется к стене. Пристально смотрит на экран, кажется, что он прекрасно видит. По ходу сюжета мужчина то улыбается, то вздыхает... И вдруг он водит рукой в воздухе в разные стороны — ищет кресло.

Поначалу довольно сложно настроиться на восприятие голоса, который озвучивает всё происходящее. В фильме много героев, и запомнить все имена сразу трудно. Кроме того, имена героев то и дело меняются. Одного — перед его репликой — сначала называют Сагдуллаевым. Потом, когда начинается его роман с Машей, он становится Ромео. Такое прозвище персонажу даёт Кузнечик, который сам сначала был Александровым.

Не с первых кадров в голове появляется картинка, хоть и слышишь:

«Серия фотографий с исполнителями главных ролей сменяется кадрами военной хроники... Удар большого взрыва поднимает в воздух чёрную землю... Советские войска под прикрытием танков ведут наступление, с воздуха их поддерживают истребители... В поле совершает посадку истребитель „Ла-5“ с красными звёздами и номером 60 на фюзеляже. Описав дугу и завалившись на левое крыло, самолёт замирает».

При этом помогает звуковой ряд: песня «А смуглянка-молдаванка...», звучащая в разных версиях, характерный украинский говор капитана Титаренко, да и других, взрывы и рёв самолётных моторов.

Фото: Тимур Абасов

Кстати, когда дело доходит до взрывов, а с ними — и резкого ускорения повествования, понимаю, что не хочу открывать глаза. Как обычно выпрямляешься в кресле, когда «начинает что-то происходить». Точнее, сейчас я тоже выпрямляюсь, но только чтобы лучше прислушаться к динамикам. Слышишь, как вместе с тобой замирают другие зрители.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Настроиться на нужную волну помогает и тон диктора. Он не говорит буквально, что происходит. Вот погибает один из героев — слышу лишь, что другие «снимают пилотки». Голос спокойный, почти монотонный, хоть и темп речи быстрый.

«На погонах три звезды — полковник авиации»

Диктор произносит и такое: «На погонах три звезды — полковник авиации». На этих уточнениях думаю: а ведь я не подмечал детали, когда смотрел «В бой идут одни старики» с открытыми глазами. И ни за что не смогу сходу определить звание военного по количеству звёзд. То же касается названия военного судна. Смотреть кино с тифлокомментированием интересно и познавательно не только незрячим.

Фото: Тимур Абасов

Задумываюсь над этим и тогда, когда диктор описывает внешность героев: «Его черты лица словно высечены из камня». Лента в такой озвучке чем-то напоминает фильм о фильме. В них рассказывают об идеях и задумках режиссёра, подтексте картины. Уточняют, почему появился тот или иной предмет, выбрали именно этого актёра. Всегда интересно сравнить свои ощущения и впечатления с тем, какими они могли бы быть.

Диктор: Одним за другим приземляются самолёты. Подбегающие механики, держась за концы крыльев, разворачивают самолёты на месте хвостами к лесу. Высокий Скворцов с решительным, строгим лицом, высоким лбом, будто бы высеченными из камня чертами лица, подойдя к Макарычу...

Фильм с тифлокомментированием воскресил в моей памяти такие слова, как шлемофон, патефон, блиндаж. И даже изначальный смысл термина «планшет» — это записная книга определённой формы. У лётчиков она тоже была.

Капитан Титаренко говорит о правилах военных пилотов. Одно из них: «В бою нельзя быть слепым». Но много где, кроме боя, можно.

Диктор: Подразнив вареником... Актёр: Поздравляю с первой победой! Диктор: Титаренко подносит его к своему рту. Актёр: Но, между прочим, Иван Фёдорович, сбивать самолёты противника — это не подвиг, это обязанность истребителей, наши будни... А вот что ты видел?

Смотрел этот фильм много раз — и ещё когда зрячим был, — говорит посетитель «Премьера» Владимир Ухов. — И сегодня вспомнил многие кадры. Конечно, кино с тифлокомментированием воспринимается намного лучше: тебе помогают представить, что происходит на экране.

Владимир добавляет, что уже видел фильмы в таком формате. Раз в месяц они идут в краевой библиотеке для слепых. Но с удовольствием будет ходить и сюда. Важно, говорит, чтобы комментатор не упускал ни одну деталь. Скажем, в одной из озвучек ленты «Пёстрые сумерки» не сказали, что по щеке героя течёт слеза.

Каждый сеанс должен быть и для глухих, и для слепых

Этот сеанс в «Премьере» — первый из двенадцати запланированных спецпоказов. Они будут идти до 16 декабря каждую среду в 13 часов (взрослые) и пятницу в 15 часов (детские). Покажут самые разные художественные фильмы. Вход свободный, причём для всех, говорит автор проекта «Видеть сердцем» Ольга Косолапова:

Фото: Тимур Абасов

Мы пока в самом начале. Вообще с такой озвучкой может проходить каждый сеанс. Для этого в зале должно появиться специальное оборудование — наушники, которыми бы мог воспользоваться каждый желающий. А если будут ещё и субтитры — кино смогут смотреть и люди с нарушением слуха. В Перми уже можно увидеть фильмы с тифлокомментированием — в библиотеке для слепых. Но, согласитесь, здесь всё по-другому. Кинотеатров, где можно посмотреть такое кино, в России всего шесть. Причём все они, увы, только в Москве.

Записывают тифлокомментарии единицы студий. «Премьер» связался с той, что работает при Культурно-спортивном реабилитационном комплексе Всероссийского общества слепых. Там поделились озвученными картинами.

По мысли Ольги Косолаповой, это только кажется, что специальное комментирование нужно лишь незрячим. Это может быть интересно и даже полезно каждому. Это как перепады высоты на стыке тротуара и дороги. Если они есть, то придётся всё время спотыкаться. Если нет, то можно ходить, не глядя под ноги, и это удобно всем.