X

Citizen

Вчера
2 дня назад
18 сентября 2017
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017

Уличные Фрукты: Повелитель времени, и почтовая марка как зеркало истории города

Продолжаем серию публикаций в рамках спецпроекта «Выход в город». Мы собираем и наполняем карту объектами стрит-арта с улиц Перми, как ещё «живыми», так и уже исчезнувшими. Рассказываем о тех, кто оставил свой красочный след на серых пермских стенах и не только. Сегодня наш герой — уличный художник Фрукты (в миру — Виктор), который так объясняет происхождение своего псевдонима: «Очень часто я работаю не один, поэтому использую в своем ник-нейме множественное число, вот и всё».

Не думай о секундах свысока

Автор: Фрукты Фото: Тимур Абасов

Идея «довести до ума» стандартную вывеску часовой мастерской пришла Виктору несколько лет назад в одном из крупных питерских гипермаркетов. Но тогда она так и осталась идеей, в ожидании момента, когда все часовые стрелки встанут на циферблате, как надо. И такой момент настал.

В 2016 году школьники из Санкт-Петербурга (совпадение номер «раз» — Прим. ред.) приехали в Пермь на так называемый «интенсив» по стрит-арту — это мастер-класс с погружением, который длится не несколько часов, а несколько дней. Организовали его Анастасия Шипицина и детский «Чердак» музея современного искусства. Фрукты читал там лекции по стрит-арту (совпадение номер «два» — Прим. ред.), водил ребят по городу и показывал пермские уличные достопримечательности, в том числе и свои работы. После чего питерские школьники должны были выбрать тему для своих объектов и приступить к их созданию. В результате сложных манипуляций темой стало Время (совпадение номер «три» — Прим. ред.)

Ребята разделились. Некоторые в группах, некоторые индивидуально начали реализовывать свои задумки.

Автор: Фрукты Фото: Тимур Абасов

Возвращаясь домой после общения с начинающими уличными художниками и размышляя над тем, как гости Перми могут обыграть тему времени, Фрукты натолкнулся на вывеску «Ремонт часов» (совпадение номер «четыре» — Прим. ред.) и вспомнил про идею, посетившую его в Питере. Дверь мастерской выглядела идеально для осуществления этого проекта: можно было легко визуально «попасть» в первоначальные шрифты и цвета, чтобы надпись выглядела органично. Тем более вся её поверхность была «затегана» и просто требовала обновления (совпадение номер «пять» — Прим. ред.).

Так что в один прекрасный день часовщик, придя на работу, увидел не привычную замызганную дверь, а полюбившийся многим пермякам объект уличного искусства. Правда, сам часовых дел мастер до сих пор уверен, что такой подарок ему сделали друзья, которые так и не сознались, но он, примерно, догадывается, чьих это рук дело. А на наш вопрос, знает ли он художника по имени Фрукты, он ответил, что впервые про него слышит. Но это не мешает ему восторгаться работой и радоваться популярности своей рекламной вывески в интернете.

Фото: instagram.com/drgreen_prm

Триумфальные RE:Марки

В 2012 году в рамках фестиваля «Экология пространства» Фрукты придумал проект «Исторические RE: Марки». Суть его была в том, чтобы размесить на разных поверхностях в Перми трафареты почтовых марок, чьи сюжеты напрямую связаны с историей нашего города.

«Почтовая марка — это такой особый способ сохранить в памяти людей значимые события или имена. Поэтому я решил покопаться и найти реально существующие марки с пермским подтекстом. Именно настоящие, потому что выдумать можно всё, что угодно, а я хотел взять конкретную марку, привязанную к Перми, и поместить её в конкретном месте».

В итоге на пермских улицах появились четыре «Исторические RE: Марки»:

«Татищев» (объект утерян). Место: Разгуляй

«Исторические RE: Марки» — «Василий Татищев», автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Василий Татищев», автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Василий Татищев», автор Фрукты

«Пастернак» (объект утерян). Место: перекрёсток улиц Горького и Ленина

«Исторические RE: Марки» — «Борис Пастренак» автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Борис Пастренак» автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Борис Пастренак» автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Борис Пастренак» автор Фрукты

«Марки совдепа» (объект частично сохранился). Место: перекрёсток улиц Сибирская и Ленина

«Исторические RE: Марки» — «Совдеповские марки», автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Совдеповские марки», автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Совдеповские марки», автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Совдеповские марки», автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Совдеповские марки», автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Совдеповские марки», автор Фрукты Фото: Тимур Абасов

«Космонавты Беляев и Леонов» (объект восстановлен в 2017 году). Место: шоссе Космонавтов, остановка «Больничный городок»

«Исторические RE: Марки» — «Космонавты Беляев и Леонов», автор Фрукты

Этот трафарет Фрукты сделал в 2013 году, но через год его пришлось восстанавливать, так как он был закрашен коммунальщиками буквально накануне Дня космонавтики. А после того, как были замазаны RE:Марки «Татищев», «Пастернак» и «Совдеп», он решил к ним больше не возвращаться. Но накануне годовщины приземления Беляева и Леонова (18 марта — ред.) художник решил всё же реставрировать изображение этих космонавтов.

«Исторические RE: Марки» — «Космонавты Беляев и Леонов», автор Фрукты Фото: Тимур Абасов

«В своё время, когда я ещё готовил первый трафарет, я зачитывался историей полета этих космонавтов и просто восхищался ими. Возможно, поэтому я и решил этой весной вернуть их марку на место, где она когда-то уже была. Когда я приехал, весь шкаф был в каких-то объявлениях, и пришлось полностью его зачищать. Это немного напоминало археологические раскопки, когда снимаешь один за другим культурный, ну, или, вернее, некультурный слой. Я даже обнаружил кое-что от своего первоначального рисунка, и мне самому было интересно всё это найти и увидеть».

«Исторические RE: Марки» — «Космонавты Беляев и Леонов» (слои), автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Космонавты Беляев и Леонов» (слои), автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Космонавты Беляев и Леонов», автор Фрукты Фото: Тимур Абасов

Марки на экспорт

История проекта «Исторические RE:марки» получила своё продолжение на улицах других городов.

В Москве появился портрет Владимира Маяковского.

«Исторические RE: Марки» — «Владимир Маяковский», г. Москва, автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Владимир Маяковский», г. Москва, автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Владимир Маяковский», г. Москва, автор Фрукты

В Тульской области — «Носорог» Альбрехта Дюрера.

«Исторические RE: Марки» — «Носорог Альбрехта Дюрера», Тульская область, автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Носорог Альбрехта Дюрера», Тульская область, автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Носорог Альбрехта Дюрера», Тульская область, автор Фрукты

В Саратове — марка Василия Клочкова, политрука легендарных панфиловцев.

«Исторические RE: Марки» — «Василий Клочков», г. Саратов, автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Василий Клочков», г. Саратов, автор Фрукты

О трёх «RE:марках» мы расскажем отдельно.

Ещё один нобелевский лауреат и астра

Однажды Фрукты пригласили в Воронеж провести мастер-класс по трафаретной технике на тему истории города и заодно сделать работу из серии «Исторические RE:Марки». Когда он туда приехал, то первым делом натолкнулся на дом, в котором родился Иван Бунин. «Вот так совпадение», — подумал он, так как Бунин был нобелевским лауреатом, а марка его была из той же серии, что и Бориса Пастернака, чей трафарет он уже нарисовал в Перми. Поэтому объект художник выполнил в уже опробованной им технике: чёрная гравюра на белом фоне.

«Исторические RE: Марки» — «Иван Бунин» г. Воронеж, автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Иван Бунин» г. Воронеж, автор Фрукты
«Исторические RE: Марки» — «Иван Бунин» г. Воронеж, автор Фрукты

Пока он всем этим занимался, к нему обратился владелец одного из воронежских цветочных магазинов с просьбой нарисовать что-нибудь в таком же стиле на их фасаде. На просьбу предпринимателей Фрукты ответил, что он не может так просто нарисовать марку с цветком, потому что у проекта есть определенная концепция, и он не станет её нарушать. Но, как выяснилось, ничего нарушать и не пришлось. Покопавшись в истории города, художник выяснил, что в советское время здесь существовало мощное цветоводческое хозяйство, серьёзно занимавшееся выведением новых сортов цветов. Воронежские селекционеры не раз занимали призовые места на международных конкурсах, и одна из их астр стала героиней французской почтовой марки в 1983 году. Она то и попала на стену магазина цветов, чей владелец так заботится о своём имидже.

И снова космос

«Это вообще очень крутая история», — начинает рассказывать Фрукты про свой кировский объект. В Кирове Виктор бывал неоднократно, но не по художественным делам, а так... Ходил с местными туристами в походы и просто тусовался, ещё до того как стал заниматься стрит-артом. А тут как-то он приехал в этот город, уже с новым видением улицы, и решил что-то сделать в нём.

Сюжет для работы он выбрал сразу, как только узнал, что в Кирове, вернее, в Вятке, несколько лет проживал Константин Циолковский. Во-первых, тема космоса ему близка, а, во-вторых, найти марку с изображением этого учёного не составило никакого труда.

«Исторические RE: Марки» — «Константин Циолковский» г. Киров, автор Фрукты

За вдохновением он отправился в местный музей, но что-то там ему не очень понравилось, и, раздобыв у музейщиков список домов, где в разное время жила семья Константина Эдуардовича, он решил искать другое место для своего проекта.

«Исторические RE: Марки» — «Константин Циолковский» г. Киров, автор Фрукты

Каково же было его удивление, когда он выяснил, что первым в этом списке оказался адрес, по которому он и проживал у своих знакомых. А когда он стал расспрашивать, знают ли они, что здесь, по адресу улица Преображенская, 25А, жил такой знаменитый человек, ему ничего не смогли ответить ни друзья, которые снимали здесь квартиру, ни сами хозяева дома. Но зато они дали своё согласие на то, чтобы на их стене появилась марка с портретом великого учёного. После чего местная организация историков-краеведов «Пешком по Вятке» включила этот дом в свои экскурсионные маршруты.

«Исторические RE: Марки» — «Константин Циолковский» г. Киров, автор Фрукты

Кремль, отвергнутый художником

В Коломну Фрукты поехал с группой художников организовывать совместную выставку. Но город с такой богатой историей никак не мог не попасть в проект «Исторические RE:Марки».

«И я подумал: надо что-то сделать. Коломна — город очень древний, там много чего можно придумать и найти интересного. Один из первых вариантов — это, конечно же, Коломенский кремль. Но такие общеизвестные вещи делать не очень интересно. Интересно найти такие факты, особенные, о которых никто не знает. А про Коломенский кремль знают все. И поэтому, первоначально, я его как-то отмёл».

«Исторические RE: Марки» — «Коломенский кремль», автор Фрукты

Но, изучая историю Коломны в поисках других объектов для проекта, Фрукты опять вернулся к этому сооружению, история которого постепенно его захватила. До 16-го века кремль в Коломне был деревянным, и он неоднократно подвергался разрушению во время походов на Москву Золотой орды, а также воинств Крымского и Казанского ханства. В 1531 году, во времена царствования Василия III, здесь была построена одна из самых больших и мощных крепостей своего времени. И с этого момента врагам ни разу не удалось взять её приступом. Только однажды город пал, но не в результате штурма, а когда ворота открыли сами жители во время Смуты. Так в Коломне оказались польские интервенты и войска Лжедмитрия II.

«Исторические RE: Марки» — «Коломенский кремль», автор Фрукты

Со временем Коломна утратила свое стратегическое значение после расширения границ Российского государства. И кремль, который устоял во многих битвах, не выдержал атак мирных жителей, разобравших на строительный материал значительную часть стен и башен.

«Исторические RE: Марки» — «Коломенский кремль», автор Фрукты

«Люди начали разбирать крепость, и из этих кирпичей построено очень много домов в историческом центре города. Это можно сравнить с круговоротом воды в природе, когда какой-то материал уже выполнил свою функцию и переходит в другую форму. И это жизнь, меня это очень зацепило, потому что даже в здании, где мы жили, где мы делали выставку, тоже есть такие кирпичи, но уже служащие мирным, гражданским целям. Поэтому я решил всё-таки сделать марку с Коломенским кремлем».

***