X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Антон Завьялов

Московский показ оперы «Носферату» в рамках фестиваля «Золотая Маска» может не состояться

Несмотря на то что билеты на спектакль уже почти все распроданы, краевой минкульт может поставить показ в столице нашумевшей оперы под угрозу срыва.

По информации источника «Звезды» в Пермском театре оперы и балета, министерство культуры Пермского края на минувшей неделе отказалось субсидировать поездку труппы театра с оперой «Носферату» в Москву для показа спектакля в рамках фестиваля «Золотая Маска». Показ должен состояться на сцене театра им. Моссовета 25 февраля.

Как сообщили в онлайновых театральных кассах, самые дешёвые билеты на московский спектакль (2 000 руб.) были проданы 17 января в течение нескольких минут после старта продаж.

По данным «Звезды», смета затрат на поездку коллектива, занятого в постановке, а также перевоз, монтаж и демонтаж декораций, включая прочие расходы, составит около 8,5 млн руб. В министерстве дали понять, что таких денег в бюджете нет.

Напомним, что в ноябре 2014 года оргкомитет конкурса объявил номинантов очередной «Золотой Маски». Всего у Перми 36 номинаций. Опера «Носферату», поставленная на сцене Пермского академического театра оперы и балета, получила шесть номинаций. Самые престижные среди них — «Опера / Спектакль», «Опера / Работа дирижёра», номинации за лучшее исполнение мужской и женской ролей, за лучшие работы композитора и художника в музыкальном театре.

Мировая премьера «Носферату» при финансовой поддержке российского культурного фонда Stella Art Foundation состоялась в Перми 13 июня 2014 года. Музыку специально для постановки и по просьбе Теодора Курентзиса написал композитор Дмитрий Курляндский, а либретто — греческий поэт Димитрис Яламас. Поставил спектакль — мастер по античному театру Теодорос Терзопулос. В одном из интервью Терзопулос признался, что труппе удалось создать новую театральную форму, объединив в ней всё то, что может предложить современный и классический театр.

И все вновь заговорили о возможном ренессансе пермского культурного проекта и повторной попытке города выйти в мировое культурное пространство.

Дмитрий Реннанский, Коммерсант:

— Первое, о чём думаешь, выходя из зрительного зала Пермской оперы после исполнения «Носферату», насколько беспрецедентно последовательна и цельна для сегодняшних российских реалий та художественная политика, которую реализует со своими подопечными Теодор Курентзис.

Александр Кан, Русская служба Би-Би-Си:

— Курентзис привносит в уральский город современное культурное сознание.

Сюзан Мур, Financial Times:

— «Носферату» можно описать как звуко-художественную инсталляцию, перформанс. Идеальное произведение искусства, объединившее в себе голос, оркестр, ритуалы, образы и танец.

Саймон Тэйт, критик:

— Во время просмотра греко-русского нисхождения в Преисподнюю некоторые зрители уходили из зала прямо во время спектакля, бесшумно и вежливо. Но те, кто всё же остался до конца, были поражены увиденным. В финале зрители устроили спектаклю настоящую ритмичную и очень русскую овацию.

Марина Гайкович, Независимая газета:

— После, да и во время просмотра, этого спектакля автора этих строк постигло чувство горького сожаления: столица, или, точнее, обе столицы, живут на обочине театральной реальности, в глубокой провинции. Острие же здесь, в Перми. Два сногсшибательных проекта — опера XVI века и опера XXI века — открывали и закрывали этот сезон в Перми.

Владимир Раннев, композитор:

— И пермяки, и московские гости аплодировали опере стоя, независимо от того, показалась ли она им радикальной или нерадикальной. Итог: этот критерий [радикальность] характеризует не саму оперу, а театр, взявшийся за неё и доказавший, что оперная продукция любой степени радикальности может быть успешной у зрителя любой степени подготовленности.

Впрочем, тем же летом и осенью 2014 года административные проблемы поставили под угрозу нарождавшиеся заново амбиции театралов.

Во-первых, чиновники минкульта края обнаружили в русском тексте либретто ненормативную лексику. Но поскольку буклет с либретто не является тиражной продукцией, то применить к нему нормы закона «О государственном языке Российской Федерации» не получилось, тем более что все партии в спектакле исполняются на латыни.

Затем министр культуры Пермского края Игорь Гладнев объявил, что отныне театр и его худрук Теодор Курентзис должны будут согласовывать с министерством свой репертуар. На что экспрессивный Курентзис ответил: «Эти люди не понимают разницы между концертом и спектаклем, они не знают, сколько симфоний написал Чайковский, и при этом они требуют, чтобы я согласовывал у них репертуар концертов».

Историю с выступлением Курентзиса и конфликтом между театром и минкультом в самом театре пытались сгладить, отправив в адрес пермских СМИ письмо, в котором предлагалось не нагнетать страсти между артистами и чиновниками.

Однако министерство всё же уведомило театр о сокращении финансирования новых постановок почти в два раза: с 74 млн руб. в 2014 году до 38 млн руб. в 2015 году.

Впрочем, финансирование финансированием: здесь могут быть вполне объективные причины. Но попытки управлять соотношением отечественных и зарубежных авторов в репертуаре, долей участия в симфонических концертах того или иного дирижёра и прочие моменты вызывают массу вопросов. Например, не скрывается ли за этим стремление влиять на весь репертуар театра, оставляя за чиновниками (в предельных значениях) право решать, какой спектакль будет поставлен в театре, а какой нет.

Отмена же показа оперы «Носферату» в Москве — серьёзные репутационные риски для всего края в глазах не только российской, но и мировой культурной общественности.

Надежда Агишева, фонд «Новая коллекция»:

— Попытка со стороны чиновников создать препятствия для показа спектакля в рамках программы фестиваля «Золотая Маска» удивительно недальновидное и произвольное решение. Оно может быть связано как с конфликтом театра и краевого министерства культуры, так и с намерением вновь, сокращая бюджетное финансирование, ввести цензуру. Ведь именно «Носферату» вызвал больше всего агрессивных выпадов со стороны противников современного искусства в Перми.

***

Все номинации оперы «Носферату»

Номинация «Опера / Работа дирижёра»:
Теодор Курентзис, «Носферату», Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь

Номинация «Опера / Спектакль»:
«Носферату», Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь

Номинация «Опера / Женская роль»:
София Хилл, Персефона, «Носферату», Театр оперы и балета, Пермь

Номинация «Опера / Мужская роль»:
Тасос Димас, Носферату, «Носферату», Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь

Номинация «Работа композитора в музыкальном театре»:
Дмитрий Курляндский, «Носферату», Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь

Номинация «Работа художника в музыкальном театре»:
Янис Кунеллис, «Носферату», Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь

В Перми оперу можно будет увидеть 20 февраля.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь