X

Citizen

Вчера
2 дня назад
18 сентября 2017
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017

«Лебединое озеро» в двух экземплярах

Фото: Владимир Бикмаев

На сцене Пермского театра оперы и балета поставлена новая версия балета.

Премьера «Лебединого озера» в Пермском театре оперы и балета, которая состоялась вчера, состоится сегодня, в субботу и в воскресенье, готовилась долго, даже откладывалась по сроку. «Но в репертуаре театра есть и всегда был этот балет», — скажет иной меломан. И будет прав. Хотя и слово «премьера» по отношению к этому спектаклю — тоже справедливо. Потому что премьерное «Лебединое озеро» — это не обновление или восстановление спектакля, а новая редакция, выполненная главным балетмейстером театра Алексеем Мирошниченко.

Фото: Владимир Бикмаев

Балетмейстер называет «Лебединое озеро», наряду со «Щелкунчиком», главным балетом мировой сцены, балетом всех времён и народов. Естественно, что при таком масштабном существовании, у балета возникло множество вариантов. Только на пермской сцене — больше десятка. И сейчас здесь идёт постановка, созданная знаменитой балериной Натальей Макаровой. «Теперь у нас в запасе будет два „Лебединых озера“, — поясняет Алексей Мирошниченко. — И мы сможем выбирать, какое танцевать дома, а какое — на гастролях». Действительно, подчас при отъезде балетной труппы с этим спектаклем на гастроли за границу пермские зрители не имели возможности видеть «Лебединое озеро» месяцами.

Фото: Владимир Бикмаев
Фото: Владимир Бикмаев

Создать действо в духе императорских театров последней трети XIX века — такая задача стояла перед хореографом, художниками, артистами и музыкантами в «пермской» редакции. А поскольку в основу сюжета этой истории легла немецкая легенда, то и в постановке можно найти немало черт немецкого романтизма: например, королевский дворец в стиле готики, обилие красного цвета в костюмах, даже юбки «лебедей» — не привычные сегодняшнему зрителю «пачки-блины», а удлинённые до колен, тяготеющие к целомудренности театра той поры. Всё масштабно, надёжно, красиво. Вот и озеро с плавающими по нему лебедями выглядит внушительно и красочно, как на открытке.

Зритель, хорошо знакомый с «Лебединым озером», найдёт в пермской постановке некоторые изменения в расстановке героев. В центре внимания новой версии балета оказываются не столько отношения Зигфрида с Одиллией-Одеттой, сколько борьба принца со злым гением Ротбартом: борьба за душу Зигфрида, в которой используются и лебеди, и жертва-Одиллия. В соответствии со своим замыслом хореограф сочинил для Ротбарта сложную танцевальную партию. Кто побеждает? У Мирошниченко, в отличие от некоторых современных редакций балета, погибают и Зигфрид, и его возлюбленная.

Фото: Владимир Бикмаев
Фото: Владимир Бикмаев

Вместе с тем балетмейстер постарался бережно отнестись к наиболее удачным фрагментам постановок «Лебединого озера», сделанных такими мастерами-предшественниками, как Мариус Петипа, Лев Иванов, Константин Сергеев, Александр Горский. Остались прежними, к примеру, весь «Белый акт», сюита характерных танцев на балу, ряд классических сцен. Всё остальное — авторская хореография Алексея Мирошниченко, стилизованная под классику.

В эти дни в премьерных спектаклях задействованы все четыре состава, исполняющие сольные партии.

Пермяки, которым удалось увидеть премьеру, отреагировали на «Лебединое озеро» в соцсетях положительно: