X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
15 декабря 2018
14 декабря 2018

«Превратите свою ярость в политическую силу». Публикуем отрывок из комикса «Краткая история феминизма»

24статьи

В этой рубрике мы публикуем рецензии на книги. А также анонсы и отрывки книг, готовящихся к выходу в ведущих российских издательствах.

Фото: vk.com/sorizizbi

В издательстве Ad Marginem вышла иллюстрированная история феминизма от Античности до настоящего времени. Её авторы — журналистка и политологиня Антье Шрупп и художница Пату. «Краткая история феминизма» рассказывает историю, охватывающую около 2300 лет, в течение которых женщины стараются создать более пригодный для своей жизни мир. С разрешения издательства интернет-журнал «Звезда» публикует предисловие к ней феминистки и ЛГБТ-активистки Ольгерты Харитоновой и главу, посвящённую феминизму «третьей волны».

Традиционно в России считается, что, во-первых, феминизм надуман и зачастую просто неприличен. А во-вторых, русской женщине он не нужен, так как она от cоветской власти уже успела многое получить. Феминизм остался в прошлом, когда суфражистки боролись за право голоса, за возможность получить образование, профессию и т. п. В ХХ веке женщинам дали все права, поэтому и говорить не о чем. Феминистки, которые ежедневно сталкиваются с диванными антифеминистами, уже выучили их «аргументацию» наизусть: про шахты, армию, права отцов, победивший матриархат, а-где-женщины-Нобелевские-лауреаты? и т. д. Все их можно свести к одному: к женщинам теперь относятся как к людям, хотя они этого и не заслуживают, — зачем же нужен еще и феминизм?!

Антифеминистам бессмысленно рассказывать о том, что феминизм — это явление, уже имеющее свою историю, традиции, выстроившее свою теорию, наработавшее понятийный аппарат. Что на все их «глубокомысленные аргументы» приведены многочисленные контраргументы. Что у феминизма есть направления, школы и даже «волны». Что на Западе во многих университетах существуют «вумен стадис» (женские исследования), а также «гендер стадис» (гендерные исследования). По феминизму пишут учебники и защищают диссертации. Антифеминист же рассуждает как Недоросль Фонвизина: эта дверь прилагательна, «потому что она приложена к своему месту» — женщина прилагается к мужчине, потому что только при мужчине она становится полноценным членом общества.

Я не согласна с авторессой комикса, которая пишет, что «»Феминизма» нет, есть только непрерывно обновляющиеся позиции, результаты исследований и познавательного процесса». Феминизм — действительно процесс, идущий здесь и сейчас, с перманентно изменяющимися позициями и точками зрения его последовательниц. Но у этой текучести и изменчивости есть постоянная основа и определенное русло.

Вхождение в феминизм происходит тогда, когда женщина действует, чувствует, живет как автономная, то есть руководствующаяся собственными моральными законами личность. Отношение к женщине как к свободной, самоопределяющейся личности с чувством собственного достоинства и есть основа феминизма. Ведь до сих пор («какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?») большая часть населения планеты воспринимает женщин как несовершенных людей. Мужчина — венец творения, а женщина более примитивна и способна действовать лишь в качестве приложения к мужчине. Она не может существовать самостоятельно, не может быть автономной личностью. Женщина лишь создает мужчине как актору действия необходимый фон и оказывает дополнительную поддержку. Такое положение вещей хорошо описано в мировой литературе и показано в мировом кинематографе. Это мейнстрим. Но... как всегда, в истории, помимо главного направления развития, существуют ответвления и подводные течения. Вот в качестве такого подводного течения «вопреки» и родился феминизм тогда, когда названия ему еще не было. Он жил в тех женщинах, которые не соглашались на вторые роли, которые считали себя личностями и к окружающим женщинам относились так же.

Я бы выделила в феминизме три стороны:

— во-первых, феминизм — это общественно-политическое движение, связанное с борьбой женщин за свои права и реальные возможности;

— во-вторых, феминизм — это мировоззрение, порой достигающее хорошего теоретического уровня, и тогда можно говорить уже о феминистской философии;

— и наконец, феминистским может быть просто взгляд, угол зрения, или, как говорят, линза, через которую личность воспринимает то или иное явление окружающей действительности. И это тоже феминизм, порой не осознаваемый, не отрефлексированный, не являющийся целью. Женщина в ужасе заявляет: «Нет, ну что вы, я НЕ-феминистка! Как вы могли обо мне ТАКОЕ подумать?!» И тем не менее ее мысли, чувства, ее позиция прекрасно вписываются в основополагающие утверждения феминизма.

Феминистскую позицию личность занимает тогда, когда для нее становится невыносимым существующий, навязанный обществом статус «второго пола», женщины-обслуги, женщины-инкубатора, женщины-на-вторых-ролях. Как только ее перестает устраивать такое положение вещей, как только она замечает всю гендерную несправедливость мирового устройства (которое, как в капле, отражается в устройстве семьи), так до осознанного принятия феминизма остается один шаг — надо просто себе в этом признаться. А не бездумно пользоваться теми достижениями, которые случились благодаря борьбе феминисток предшествующих эпох: еще в прошлом веке у женщин не было права голоса, возможности пользоваться контрацептивами, не было доступного высшего образования, они не могли выбирать себе место жительства, достойную профессию, им не позволялось путешествовать без мужчины, владеть банковским счетом и т. п.

Вхождение в феминизм начинается с критического взгляда. В личности вроде бы ничего не меняется: у нее не открывается на лбу третий глаз, не появляется на коже тавро с зеркалом Венеры, она не становится обладательницей партийного билета с фиолетовыми корочками — и тем не менее ее уже можно назвать феминисткой. Есть разные уровни проникновения в тему: относиться к женщине как к личности — это нулевой, базовый, уровень. Следующий этап — осознание гендерного неравенства. Затем возможна работа по искоренению этого неравенства, хотя бы в отдельно взятой семье. А потом у феминистки-неофитки появляется возможность подробнее познакомиться с теми проблемами, которые она для себя открыла. И тогда происходит углубление в тему, овладение терминологией, постановка вопросов, проблем-задач и поиск возможных путей их решения.

На этом уровне феминизм наработал уже достаточно много материала. Так много, что даже разделился по направлениям. Есть либеральный феминизм и радикальный, марксистский и социалистический, антипорнографический и сексуально-либеральный, «черный» и постколониальный, квир-феминизм и анархо-феминизм, интерсекциональный и сепаратистский, психоаналитический и культурный. Выбор велик, а разделение не всегда идет во благо, но... если направления складываются, значит, это кому-нибудь нужно. А складываются они или по выбранным проблемам, или же по предлагаемым различным решениям «женского вопроса».

Все эти направления феминизма сформировались на Западе. В 90-е годы прошлого века и в России заговорили о феминизме. Правда, в нашей стране феминистское (точнее, женское) движение существовало уже в ХIХ веке. Об этой стороне российской истории рассказывает книга Ирины Юкиной «Русский феминизм как вызов современности». Но в комиксе лишь одна картинка посвящена русским нигилисткам. Это и понятно. Наиболее знаковые фигуры феминизма выросли не на нашей почве. Так было с «первой волной», когда выступления суфражисток в Англии привлекали внимание прогрессивной общественности. И так было со «второй волной», когда женщины послевоенной Европы и Америки почувствовали, как их обкрадывают. Парадоксально, но во время Второй мировой войны они были значимы, необходимы и... свободны — их выбор жизненного сценария не ограничивался замужеством. И вдруг в «сытые» 1960-е их опять загнали в клетку семьи и приказали быть счастливыми. В Советском Союзе положение женщины было иным, поэтому «вторая волна» до нас не докатилась. Да и советская власть этого бы не позволила. Когда только появился намек на издание независимого феминистского журнала, его зачинщиц сразу выслали из СССР.

Но в 1990-е годы представительницы движения «Женщины России» даже прошли в Думу. Конечно, там не все были феминистки, если не сказать, что все были не-феминистки. И всё же... о женских проблемах заговорили, и в стране поднялась волна низовых женских организаций. Подъем был недолгим, государственная поддержка — мизерной, поэтому к началу ХХI века о гендерном равенстве забыли. Законопроект о равенстве женщин и мужчин с 2003 года лежал на полке, а в этом году на нем поставили жирный крест. Зато провели декриминализацию домашнего насилия. И сексуальное насилие в России стало для женщин самой страшной проблемой. Россия — единственная в Европе страна, где на законодательном уровне не борются с домашним насилием, где не ратифицирована Стамбульская конвенция по защите женщин от насилия.

Проблему гендерного равенства, вопросы борьбы с насилием против женщин, с сексуальными домогательствами, сексизмом СМИ поднимают в своих выступлениях российские феминистки. Правда, наша публичность ограничена нашими возможностями. В распоряжении феминисток находятся практически лишь социальные сети. В Фейсбуке, ВКонтакте, в ЖЖ есть феминистские, про-феминистские, френдли-феминистские группы, где обсуждаются только женские вопросы, где можно больше узнать о феминизме как теории, организовать флешмоб или собрать женщин на акцию.

Если на Западе после книги Симоны де Бовуар «Второй пол» вышли тома феминистской литературы, то у нас можно назвать лишь две книги, где говорится о российских реалиях с точки зрения феминизма, это: «Манифест Феминистского движения России» и «Женщины. Разговор не о мужчинах». В следующем году Школа феминизма готовит к выпуску «Карманный словарь феминистки». Терминология тоже идет преимущественно из англоязычного мира, в речи феминисток много англицизмов. Да и уже прижившиеся понятия требуют уточнения. Даже такое, давно известное всем слово «аборт» на языке пролайферов или прочойс (эти термины тоже, безусловно, войдут в словарь) «звучит» по-разному. Словарь необходим, и это то малое, что мы можем сделать сами, чтобы облегчить вхождение неофиток в феминизм.

А можно еще переводить, переводить и переводить уже написанные, созданные в Европе и Америке тексты. Как, например, этот комикс. Текста в нем немного. Но для вхождения в феминизм хватит. Заинтересовавшиеся смогут нагуглить дополнительную информацию по тому или иному периоду herstory (и этот термин перевести невозможно, его тоже придется объяснять в словаре).

Комикс — прекрасен! Для первооткрывательниц феминизма он написан увлекательно и живо. А для тех, кто уже все знает, он замечательно проиллюстрирован.