X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Иван Козлов

Архитектурные потери Перми 2020 года

Подведение архитектурных итогов года уже стало для нас традицией: вот уже второй раз подряд мы вспоминаем здания, которых Пермь лишилась за прошедший год. В прошлый раз характерной особенностью списка была его неочевидность: например, мы включили в него «Титаник» на Вышке II или конструктивистскую школу на Язовой, про которую вообще никто толком не знал. Здания, вошедшие в список 2020 года, за редким исключением более широко известны, и это добавляет ему драматизма. Даже несмотря на то, что часть упомянутых построек уничтожена «для последующего восстановления».

Лабазы

Фото: wikimapia.org

Историческое здание складского лабаза изначально было расположено чуть левее того здания, которое до февраля этого года находилось по адресу Монастырская, 3. Оно было построено в 1830-х годах и сперва принадлежало купцам Киселёвым, а затем инженеру-технологу Ивану Любимову. Почти за два века своего существования оно часто и радикально перестраивалось, со временем утратив не только оригинальный облик, но даже изначальное местоположение. Только в 2002 году здание признали объектом культурного наследия регионального значения — следующие два десятилетия в нём располагались клубы, магазины и один из самых старых пермских секс-шопов. К 2020 году Лабазы было решено снести и отстроить заново в соответствии с историческими чертежами.

История с их сносом стала в Перми предметом дискуссий: с одной стороны, архитектор Геннадий Воженников утверждал, что разговоры об аутентичности во многом бессмысленны, так как от прежнего облика остался лишь один арочный свод, который в новом проекте должен быть сохранён и помещён под стекло. С другой стороны, «реставрацией» в лучших пермских традициях был назван полный демонтаж здания, что довольно слабо соотносится с самой сутью этого понятия. Иначе говоря, место номинально-исторических Лабазов должен будет занять новодел, в котором аутентичная арка будет играть роль своеобразного арт-объекта. Сколько во всём этом собственно «охраны культурного наследия» — вопрос философского порядка вроде парадокса Тесея.

Пивзавод на Сибирской

Фото: Иван Козлов

В первой половине марта в Перми закончился демонтаж, пожалуй, самой известной (после «недостроя с Есениным») городской руины — стены бывшего пивзавода, построенного во второй половине XIX века по проекту архитектора Петра Гаврилова. Пивзавод был крупнейшим, если не единственным в Перми, образцом промышленной архитектуры в стиле модерн и выполнял свои функции до конца ХХ века, когда пивное производство переехало, а здание признали объектом культурного наследия. Точнее, только фасад здания — большая его часть была разобрана, а фасад законсервирован и укреплён подпорками. Ещё в середине нулевых борьбу за сохранение исторического фасада начал градозащитник Денис Галицкий, который требовал отменить снос. Суды по этому поводу Галицкий проиграл, и в итоге здание всё же было демонтировано; правда, компания «Пермглавснаб» довольно кокетливо назвала это «переборкой», поскольку фасад нового здания будет копировать исторический фасад, а некоторое количество старых кирпичей используется в качестве стройматериала. В этом смысле история с «восстановлением» исторического облика Пивзавода очень напоминает историю с Лабазами. Но справедливости ради стоит упомянуть, что даже сам Галицкий нашёл в реализации проекта положительные стороны: во всяком случае, его вполне удовлетворила новая кладка, в которой соблюдается историческая размерность кирпича. Однако нам ещё только предстоит оценить проект в его финальном виде.

Дом Сигова

Фото: Иван Козлов

Петр Ерофеевич Сигов родился в семье крепостных и после отмены крепостного права занимался речными грузоперевозками. После переезда в Пермь он построил пристань в Лёвшино и к концу XIX века обзавёлся двадцатью четырьмя грузовыми судами. Впрочем, в истории Перми он остался в первую очередь как городской голова и председатель Комитета по разбору и призрению нищих. А ещё как владелец дома по адресу Екатерининская, 60, который снесли в июне, поскольку он не относился к объектам культурного наследия и был признан аварийным ещё в 2013 году.

Дом Судоплатова

Фото: Иван Козлов

В самом конце года Пермь постигла ещё одна утрата: было снесено историческое здание по адресу Советская, 77, известное как особняк купца Судоплатова. Владимир Васильевич Судоплатов был купцом второй гильдии — именно он в конце XIX основал «конфекторию», из которой выросла известная пермякам кондитерская фабрика под названием «Кама», а ещё позже «Пермская». Корпуса кондитерки были снесены относительно недавно: они исчезли с пригорка на улице Петропавловской в конце нулевых годов, когда «Пермская» переехала на задворки Мотовилихи, и до последнего времени особняк оставался единственным зданием, которое отсылало к богатой истории квартала между Петропавловской и Советской. Как рассказал в своем фейсбуке пермяк Владислав Тимофеев, «наследники Судоплатова эмигрировали, один из его потомков, живущий сейчас во Франции, 5 лет назад даже приезжал в Пермь». Теперь на пермских улицах не осталось ничего, что могло бы напомнить французским потомкам о Владимире Судоплатове.

Дом Матвеева

Фото: Иван Козлов

Двухэтажный дом по адресу Петропавловская, 52 снесли в середине мая. Построен он был более полутора веков назад, а в начале ХХ века им владел купец Павел Матвеев, чьё имя и закрепилось за особняком. В 1909 году часть кирпичного первого этажа взял в аренду Василий Попов, который стал торговать музыкальными инструментами и швейными машинками, а после революции в доме расположились уполномоченный министерства снабжения и магазины кожевенного завода. До последнего времени на первом этаже особняка находился «Эскиз» — один из старейших художественных магазинов города.

Когда-то на торце этого многострадального дома была «Стена Цоя» авторства художника Александра Жунёва, но её варварски замазали, якобы из-за того, что местным жителям мешали собиравшиеся под окнами фанаты Цоя. Вскоре после этого фасад выкрасили в неимоверный вульгарный цвет, а затем снесли: дом был признан аварийным, а кроме того, располагался на частной территории. Однако спустя несколько месяцев карма всё-таки настигла компанию, которая осуществляла снос: «СК Атриум» была оштрафована на сто тысяч рублей за «нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия».

Лаборатория главных железнодорожных мастерских на Шпагина

Фото: vk.com/pmrz_im.shpagina

В феврале было снесено одно из исторических зданий, расположенных на территории завода Шпагина. В здании, построенном в конце XIX века, располагалась лаборатория главных железнодорожных мастерских, а в последние годы в нём находился заводской здравпункт. Однако оно не вписалось в планы реновации культурного кластера.

Фото: vk.com/wall-115215410_2293

В пермском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры прокомментировали снос фразой: «Не всё, что старое, ценное». С этим было бы трудно не согласиться даже самым романтичным любителям старины. Тревогу вызывает разве что факт, что в случае с заводом Шпагина это уже похоже на тенденцию. В конце 2019 года было снесено здание, в котором в последние годы располагался «Дом-музей знаменитых людей ПМРЗ». Судя по сохранившимся фотографиям, сам музей представлял интерес скорее как пример заводской самодеятельности, а вот внешний облик здания был по-настоящему любопытным. При этом, похоже, в сети не осталось ни одной достойной фотографии этого домика — нет его и в наших экскурсиях, поскольку фасадом он выходил на ещё недавно закрытую заводскую территорию. Между тем, именно в этом помещении работал табельщиком писатель Владимир Галактионович Короленко, о чём свидетельствовала висевшая на стене мемориальная доска.

***

Читайте также: Вспоминая утраченное — шесть пермских зданий, уничтоженных в 2019 году.

Архитектурная «тетрадь смерти»: список пермских зданий, дни которых уже сочтены

«Нам недостаёт странности»: размышления об утратах на «Тёмных Мостах»

«Если здание пережило хотя бы сто лет». Как и зачем нужно сохранять культурное наследие в Пермском крае

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь