
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой


Архитектурные потери Перми 2020 года
Подведение архитектурных итогов года уже стало для нас традицией: вот уже второй раз подряд мы вспоминаем здания, которых Пермь лишилась за прошедший год. В прошлый раз характерной особенностью списка была его неочевидность: например, мы включили в него «Титаник» на Вышке II или конструктивистскую школу на Язовой, про которую вообще никто толком не знал. Здания, вошедшие в список 2020 года, за редким исключением более широко известны, и это добавляет ему драматизма. Даже несмотря на то, что часть упомянутых построек уничтожена «для последующего восстановления».
Лабазы

Историческое здание складского лабаза изначально было расположено чуть левее того здания, которое до февраля этого года находилось по адресу Монастырская, 3. Оно было построено в 1830-х годах и сперва принадлежало купцам Киселёвым, а затем инженеру-технологу Ивану Любимову. Почти за два века своего существования оно часто и радикально перестраивалось, со временем утратив не только оригинальный облик, но даже изначальное местоположение. Только в 2002 году здание признали объектом культурного наследия регионального значения
История с их сносом стала в Перми предметом дискуссий: с одной стороны, архитектор Геннадий Воженников утверждал, что разговоры об аутентичности во многом бессмысленны, так как от прежнего облика остался лишь один арочный свод, который в новом проекте должен быть сохранён и помещён под стекло. С другой стороны, «реставрацией» в лучших пермских традициях был назван полный демонтаж здания, что довольно слабо соотносится с самой сутью этого понятия. Иначе говоря, место номинально-исторических Лабазов должен будет занять новодел, в котором аутентичная арка будет играть роль своеобразного арт-объекта. Сколько во всём этом собственно «охраны культурного наследия»
Пивзавод на Сибирской

В первой половине марта в Перми закончился демонтаж, пожалуй, самой известной (после «недостроя с Есениным») городской руины
Дом Сигова

Петр Ерофеевич Сигов родился в семье крепостных и после отмены крепостного права занимался речными грузоперевозками. После переезда в Пермь он построил пристань в Лёвшино и к концу XIX века обзавёлся двадцатью четырьмя грузовыми судами. Впрочем, в истории Перми он остался в первую очередь как городской голова и председатель Комитета по разбору и призрению нищих. А ещё как владелец дома по адресу Екатерининская, 60, который снесли в июне, поскольку он не относился к объектам культурного наследия и был признан аварийным ещё в 2013 году.
Дом Судоплатова

В самом конце года Пермь постигла ещё одна утрата: было снесено историческое здание по адресу Советская, 77, известное как особняк купца Судоплатова. Владимир Васильевич Судоплатов был купцом второй гильдии
Дом Матвеева

Двухэтажный дом по адресу Петропавловская, 52 снесли в середине мая. Построен он был более полутора веков назад, а в начале ХХ века им владел купец Павел Матвеев, чьё имя и закрепилось за особняком. В 1909 году часть кирпичного первого этажа взял в аренду Василий Попов, который стал торговать музыкальными инструментами и швейными машинками, а после революции в доме расположились уполномоченный министерства снабжения и магазины кожевенного завода. До последнего времени на первом этаже особняка находился «Эскиз»

Когда-то на торце этого многострадального дома была «Стена Цоя» авторства художника Александра Жунёва, но её варварски замазали, якобы из-за того, что местным жителям мешали собиравшиеся под окнами фанаты Цоя. Вскоре после этого фасад выкрасили в неимоверный вульгарный цвет, а затем снесли: дом был признан аварийным, а кроме того, располагался на частной территории. Однако спустя несколько месяцев карма всё-таки настигла компанию, которая осуществляла снос: «СК Атриум» была оштрафована на сто тысяч рублей за «нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия».
Лаборатория главных железнодорожных мастерских на Шпагина

В феврале было снесено одно из исторических зданий, расположенных на территории завода Шпагина. В здании, построенном в конце XIX века, располагалась лаборатория главных железнодорожных мастерских, а в последние годы в нём находился заводской здравпункт. Однако оно не вписалось в планы реновации культурного кластера.

В пермском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры прокомментировали снос фразой: «Не всё, что старое, ценное». С этим было бы трудно не согласиться даже самым романтичным любителям старины. Тревогу вызывает разве что факт, что в случае с заводом Шпагина это уже похоже на тенденцию. В конце 2019 года было снесено здание, в котором в последние годы располагался «Дом-музей знаменитых людей ПМРЗ». Судя по сохранившимся фотографиям, сам музей представлял интерес скорее как пример заводской самодеятельности, а вот внешний облик здания был по-настоящему любопытным. При этом, похоже, в сети не осталось ни одной достойной фотографии этого домика
***
Читайте также: Вспоминая утраченное
Архитектурная «тетрадь смерти»: список пермских зданий, дни которых уже сочтены
«Нам недостаёт странности»: размышления об утратах на «Тёмных Мостах»
«Если здание пережило хотя бы сто лет». Как и зачем нужно сохранять культурное наследие в Пермском крае
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь