X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Максим Артамонов

Власти закроют железную дорогу от Перми-II до Перми-I в октябре. Учёные настаивают: её нужно сохранить

Губернатор Максим Решетников озвучил сроки закрытия участка железнодорожной ветки Горнозаводского направления от Перми-II до Перми-I. Дорогу планируют закрыть в октябре 2019 года. Руководство Свердловской железной дороги направило пакет документов о закрытии в Центральный аппарат ОАО «РЖД». Магистранты кафедры социально-экономической географии Пермского университета совместно с Пермской пригородной компанией провели анализ пассажиропотока пригородного электротранспорта Горнозаводского направления. В нём они доказали: дорогу нужно сохранить, потому что она нужна городу и горожанам. Интернет-журнал «Звезда» публикует выдержки из этого исследования.

Городская электричка — один из видов общественного транспорта города Перми. Это единственный скоростной внеуличный транспорт в городе. Протяжённость маршрутов городской электрички составляет 50 км, линия железнодорожной ветки связывает Орджоникидзевский, Мотовилихинский, Ленинский, Дзержинский, Кировский районы Перми и посёлок Оверята.

Городская электричка — самый быстрый вид транспорта для поездок в центр Перми для жителей отдалённых районов. Время в пути от Лёвшино до Перми-II составляет 30-35 минут против 1-1,5 часов на автобусе.

В Перми нет метрополитена и скоростного трамвая. Существующие трамваи приближаются к скорости пешехода из-за состояния рельсового полотна и неумения обеспечить ему реальные приоритеты. Поэтому единственный вид внеуличного транспорта, который проходит весь город насквозь — это железная дорога. И если мы уничтожаем её, мы уничтожаем возможность быстрого беспересадочного перемещения от окраины к окраине. В случае закрытия маршрута будет создана и колоссальная нагрузка на дублирующие автобусные маршруты.

Система транспорта в любом городе обязательно должна позволять достаточно быстро перемещаться по городу от одной его границы до другой. Это утверждение подтверждает практика многих городов.

Несмотря на это, городские власти решили ликвидировать участок железнодорожной ветки от Перми-I до Перми-II. Но возникли проблемы взаимодействия у жителей города с органами власти. Поэтому появилась необходимость доказать городским властям важность сохранения данного участка железнодорожных путей.

По Горнозаводской ветке Свердловской железной дороги курсируют электрички в черте городской агломерации, пригородные электрички и поезда дальнего следования. На территории Перми существует исторически сложившаяся циклическая железнодорожная транспортная сеть. При ликвидации участка Пермь-I — Пермь-II разрушается железнодорожный цикл, и таким образом ухудшается железнодорожная транспортная система, которая становится ненадежной.

МаршрутВид транспортаВместимость, человекКоличество рейсов в деньСтоимость билета, руб.
Пермь — Чусоваяэлектричка4504233
автобус415330
Пермь — Дивьяэлектричка4506109
автобус452От 110
Пермь — Комарихинскаяэлектричка4504152
автобусПрямое сообщение отсутствует
Пермь — Углеуральскаяэлектричка4503278
автобус458460
Пермь — Кизелэлектричка4503324
автобус4511530
Пермь — Яриноэлектричка4505139
автобус4545130
Пермь — Боковаяэлектричка4504186
автобусПрямое сообщение отсутствует
Пермь — Лысьваэлектричка4501324
автобус4524430
Оверята — Голованово Лёвшиноэлектричка450249
автобусПрямое сообщение отсутствует

Дублирование данных направлений осуществляют междугородние автобусные маршруты. Соответственно, при реализации проекта нагрузка по перевозке пассажиров перейдет на автомобильный транспорт.

По ценовой политике стоимость проезда в электропоездах в среднем наполовину дешевле. Однако, если учитывать несколько пересадок, которые предусматриваются в проекте сноса железной дороги, стоимость увеличится.

Демонтаж рассматриваемой железной дороги создаст неудобство для пассажиров-жителей микрорайонов Перми. Курсирующие городские электрички со ст. Курья до микрорайонов Орджоникидзевского района города и обратно перевозит население до промышленных предприятий (Мотовилихинские заводы, ПЦБК), учебных заведений (ПГНИУ) и других личных целей населения. В городе отсутствуют автобусные маршруты, дублирующие направление Курья — Голованово.

При реализации проекта участок Курья — Пермь-II может сохраниться. Но поскольку участок до Голованово будет ликвидирован, будет необходима пересадка.

В настоящее время проходит четыре автобусных маршрута, альтернативных направлению Пермь-II — Лёвшино (Голованово).

Маршрут следованияНоминальная вместимостьКоличество рейсов
2ст. Пермь-II — ст. Пермь-I10066
18м/н Садовый — Пермский военный институт10084
32м/н Васильевка — Центральный рынок100111
53Центральный рынок — 10 м/н100125
77м/н Ераничи — м/н Левшино100172

Три автобусных маршрута из четырёх проходят через Соликамский тракт — двухполосную улицу, где в час-пик движение транспорта резко замедляется. При полной ликвидации городской электрички нужно будет увеличить количество рейсов автобусов, что повлечет ещё большую нагрузку на улицы Соликамская, Уральская и Чусовской мост. Увеличение количества рейсов автобуса № 53 в свою очередь создаст дополнительную нагрузку на коммунальный мост через Каму, где также в час-пик скапливаются пробки.

Предлагаемый горожанам вариант — трамвай вместо городской электрички — будет следовать только до станции Мотовилиха, что заведомо предполагает пересадки. Причём в предлагаемом проекте не уточняется, будет ли это отдельная ветка трамвайных путей, либо она будет связана с остальной городской сетью трамвайных маршрутов.

Горнозаводская ветка Свердловской железной дороги с точки зрения городской электрички наиболее близко может быть связана с сетью городского транспорта в двух точках — ст. Пермь-I и ст. Мотовилиха.

В случае ст. Пермь-I, с городской электрички можно пересесть лишь на автобусные маршруты № 2, № 3 (следует на м/н Нагорный) или троллейбусный маршрут № 1 (до ул. Гусарова). В остальные районы города попасть можно только с пересадкой у Центрального рынка.

В случае ст. Мотовилиха, вариантов пересадки на городскую сеть общественного транспорта гораздо больше, но станция расположена далеко от остановок общественного транспорта, и, таким образом, люди, которые едут в горнозаводском направлении, станут загружать центр города, добираясь до Мотовилихи.

Пересесть можно на автобусы № 16 (м/н Запруд — Владимирский м/н), № 18 (м/н Садовый-ОАО Камкабель), № 26 (Центральная усадьба -Ушинского), № 34 (м/н Новые Ляды- площадь Дружбы), № 36 (м/н Вышка — Мильчакова), № 38 (м/н Гарцы — площадь Дружбы), № 63 (площадь Восстания — м/н Крохалева), № 77 (м/н Ераничи — м/н Лёвшино), № 78 (м/н Кислотные Дачи — 1905 г.), трамвайные маршруты № 4 м/н Висим — ст. Пермь 2), № 6 (м/н Висим — Велта), № 8 (м/н Висим — ст. Бахаревка), № 11 (м/н Висим — ст. Осенцы).

Вероятно, именно поэтому ст. Мотовилиха выбрана в качестве конечной для проектируемой трамвайной ветки. Но в таком случае следует улучшить доступность остановок городской сети общественного транспорта по отношению к ст. Мотовилиха.

Фото: Тимур Абасов

Чтобы узнать основную мотивацию и частоту поездок пассажиров на участке железной дороги, связывающую центр города Перми и его пригород, был проведён социологический опрос. Исследование пригородных пассажиропотоков проводилось методом персонального интервьюирования в электротранспорте, а также с помощью анкетирования через интернет, для того, чтобы максимально выявить потенциальных пассажиров. Обследование пассажиропотоков проводилось на участке Горнозаводского направления Пермь-II — Молодёжная.

Анкетирование проводилось в период с 23 февраля по 7 марта 2019 г. По результатам опроса обработано 392 анкеты пассажиров, которые были опрошены непосредственно в пригородных электропоездах, и 396 анкет электронного опроса, размещённого в сети Интернет.

После обработки результатов опроса можно с уверенностью сказать, что постоянно пользуются пригородными электропоездами 92,6 % опрошенных в электричках и 79 % опрошенных в сети Интернет. Ещё 4 % и 15 % соответственно пользуются электропоездами в основном летом. На основании этих данных можно сделать вывод, что на данном виде транспорта присутствует не явно выраженная сезонность в годовом распределении пассажиропотока.

По данным опроса, 59,7 % и 43,4 % соответственно пользуются электричками каждый день два раза (туда и обратно), 16,1 % и 22,7 % пользуются несколько раз в неделю, а ежедневно по направлению в центр города пользуются 8 % опрошенных в поездах и 3 % в рамках интернет-анкетирования. Таким образом, 83,8 % (69,1 % по данным интернет-опроса) регулярно пользуются пригородными электропоездами горнозаводского направления.

Далее были проанализированы цели поездок. В рамках опроса респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов. На первом месте по обоим опросам находится ответ «на работу» — 76,4 % (53,8 %). 29,4 % (38 %) опрошенных пользуются электричками для поездок с социально-бытовыми целями (магазины, больницы), а 14,2 % (33 %) для поездок с социально-культурными целями (отдых). Для поездок на учёбу электричкой пользуются 15,2 % (16,6 %) респондентов.

Таким образом, для поездок к месту работы или учебы электропоездами пользуются 91,6 % опрошенных в электропоездах и 71,4 % опрошенных в рамках интернет-опроса. При поездках на электричках горнозаводского направления в границах городской черты 50,3 % пассажиров дополнительно пользуются услугами городского общественного транспорта, т. е. уже едут с пересадкой. В рамках интернет-опроса только 39,9 % пользуются пересадками на общественный транспорт.

По вопросу «Что мешает вам пользоваться услугами пригородных электричек более часто?» 44 % респондентов, опрошенных в электропоездах, отметили неудобное расписание электричек с большими интервалами движения, 17 % не устраивает отсутствие конкретного отправления, 8 % отметили отсутствие остановок общественного транспорта поблизости, 6 % недовольны качеством и техническим состоянием подвижного состава. Респонденты электронного опроса также в основном отмечают неудобное расписание электричек (58 %), 21 % опрошенных отметили отсутствие остановок общественного транспорта поблизости, ещё 8 % считают уровень комфорта подвижного состава недостаточным.

Абсолютное большинство респондентов опроса в электропоездах (58 %) проживает в Орджоникидзевском районе, 11 % — в Дзержинском, 6 % — в Мотовилихинском и Свердловском. Ещё 5 % проживают в Кизеле и регулярно совершают поездки на работу в Пермь.

По данным электронного опроса, большинство опрошенных проживает в Орджоникидзевском районе (58 %), 19 % — в Мотовилихинском, 12 % — в Дзержинском, 5 % — в Индустриальном и Свердловском, 3 % — в Ленинском и 2 % — в Кировском.

Среди возрастных групп наиболее многочисленной в рамках опроса в электропоездах стала группа с возрастом от 41 до 59 лет — 44,6 %, далее с 28,2 % находится группа 26-40 лет. Группа молодых людей возрастом 19-25 лет составила только 16,4 % от общей аудитории респондентов. Группы с возрастом респондентов более 60 лет и до 18 лет имеют наименьшие доли — 8,2 % и 2,6 % соответственно.

Аудитория электронного интернет-опроса не коррелирует с той, что была опрошена на электропоездах. Возрастная структура показывает, что наиболее активная и многочисленная группа интернет-анкетирования — это мужчины и женщины в возрасте от 26 до 40 лет — 52,9 %. Следом идут группы с возрастом 19-25 лет (22 %) и 41-59 лет (19 %). Наименее малочисленными, аналогично опросу в электропоездах, стали группы «более 60 лет» и «до 18 лет» с долями в 5,6 % и 0,5 % соответственно.

По итогам анализа можно с уверенностью отметить высокую социальную значимость пригородных электропоездов для трудовых маятниковых миграций внутри Перми и в разрезе пермской агломерации.

Горнозаводская железная дорога на всём своём протяжении на территории города Перми слабо интегрирована в существующую сеть городского общественного транспорта. Отсутствует инфраструктура для граждан с ограниченными возможностями — платформы находятся не на одном уровне с полом подвижного состава электропоездов. Расписание электропоездов также не позволяет жителям города и агломерации комфортно пользоваться данным видом транспорта: электропоезда курсируют только в утренний и вечерний пик, в межпиковое время интервал движения может составлять до 3,5 часов.

Электропоезда Горнозаводского направления Свердловской железной дороги являются важной магистральной транспортной связью для жителей Орджоникидзевского района, так как, согласно данным анализа опросов, жители района составляют более половины всех респондентов, принявших участие в опросах.

  • Краевые и городские власти намерены преобразовать Пермь к 300-летию. Концепцию развития промышленных территорий и береговой линии представили в марте. Одна из задач — снос железнодорожных путей Горнозаводского направления между станциями Пермь-II и Пермь-I. На этих станциях предполагается создать транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Движение по железнодорожной ветке власти хотели перекрыть уже с 1 декабря, но потом отсрочили это решение. Сначала закроют движение электрички с Перми-II до Перми-I.
  • В апреле стало известно, что железнодорожный мост через Каму могут построить ниже КамГЭС в рамках северо-западного обхода Перми. Стоимость объекта, который может быть локализован в месте впадения в Каму реки Гайвы, по предварительным расчетам составляет 25 млрд руб.
  • В конце июня губернатор Пермского края Максим Решетников на пресс-конференции подтвердил, что закрыть участок железной дороги Пермь-II — Пермь-I планируют в октябре 2019 года. Об этом же в марте говорил и глава регионального минтранса Николай Уханов. Сегодня стало известно, что руководство Свердловской железной дороги направило пакет документов о закрытии участка Горнозаводской ветки железной дороги в Центральный аппарат ОАО «РЖД». После согласования документы будут переданы в Министерство транспорта РФ.

***

«Эта креативность мне кажется страшной». Доцент ПГНИУ Сергей Меркушев — об инициативах властей в области транспортной политики

Репортаж с митинга за сохранение железной дороги.

Между первой и второй: прогулка по железной дороге, которой скоро не будет.

Колонка Людмилы Ёлтышевой о ликвидации железнодорожной ветки между станциями Пермь-I и Пермь-II.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь