X

Новости

Вчера
2 дня назад
09 декабря 2018
08 декабря 2018
07 декабря 2018

800 миллионов, нарушение прав и коррупция. Скоро вступят в силу новые правила размещения вывесок на фасадах зданий

Фото: Тимур Абасов

В октябре 2016 года администрация Перми утвердила новые требования к вывескам и их размещению. Речь идёт о вывесках с названиями магазинов, салонов и прочих предприятий малого и среднего бизнеса в городе. Предпринимателям был дан переходный период, в течение которого правила были необязательны к исполнению. Однако после 22 октября 2018 года в случае нарушения стандартов бизнесменов ждет принудительный демонтаж и штрафы. Мы изучили вопрос и выяснили, что требуют новые правила и как это повлияет на пермский бизнес.

Вопрос денег

Введение новых стандартов чревато для бизнеса немалыми тратами. Высчитать среднюю стоимость вывески сложно — один предприниматель ограничивается плоским щитом с названием магазина, другой выбрал для своей сети объёмные световые буквы. Однако специалисты полагают, что за средний ориентир можно взять 15 000 рублей. По данным 2gis, в городе работают 55 955 предпринимателей и организаций, и значит, в сумме на замену вывесок будет потрачено около 800 млн рублей.

Несоответствие городских вывесок стандартам настолько массовое, что грядущие расходы можно сравнить с разовым налогом, которым администрация Перми обложила городской бизнес. Единственная разница в том, что колоссальная сумма, которая будет на это потрачена, пойдёт не в бюджет.

Зульфия Нигматуллина, коммерческий директор РА «Иномарка»:

«Рынок производства вывесок характеризуется высокой конкуренцией. Он достаточно размыт: количество игроков велико — от крупных агентств до гаражных мастерских — в общем порядка трёх-четырёх десятков. При этом явных лидеров нет: у каждой фирмы свои клиенты со своими требованиями. От крупных компаний ожидают постгарантийного обслуживания, возможности постоплаты, выполнения работ любой сложности и высокой скорости работы, чего не могут дать мелкие производители. За счёт более низкого качества работ цены в гаражных мастерских по некоторым позициям на 10-15 % ниже, чем в крупных агентствах».

Однако компании, осуществляющие изготовление и монтаж вывесок, не станут главными выгодоприобретателями грядущих перемен. «Рентабельность производства вывесок невысока, поскольку 70-80 % в их стоимости составляют материалы», — рассказывает Зульфия Нигматуллина. А поставщиками материалов в Перми являются около десятка крупных торговых компаний, в основном федерального масштаба, хотя среди них есть и пермские. По словам собеседницы интернет-журнала, все они предлагают полный ассортимент материалов. Но ни одна из них не даёт цены заведомо ниже, чем у других, поэтому, чтобы найти лучшую цену, нужно обзвонить всех поставщиков по каждой позиции заказа. Иногда дешевле заказать отдельные позиции в Москве или Екатеринбурге. Получается, что основная часть вынужденных многомиллионных трат бизнеса может уйти за пределы региона.

Допустимое расположение вывесок на козырьках входных групп

Что же касается трат из бюджета города на принудительный демонтаж вывесок после наступления «часа икс», то он будет осуществляться за счёт средств, выделенных на снос незаконно размещённых торговых объектов и рекламных конструкций. В случае необходимости будут выделятся дополнительные средства. В администрации Перми сообщили, что если понадобится, то в бюджет будут выноситься соответствующие изменения.

Недопустимое расположение вывесок на козырьках входных групп

Риски вывесок

Тех, чьи вывески уже соответствуют новым требованиям, немного: обследовав 1395 зданий за первые два месяца 2018 года, районные администрации выдали 3123 предложений по приведению вывесок к стандартным требованиям. Эксперты видят здесь потенциальный риск коррупции.

Денис Галицкий, градозащитник:

«Количество несоответствующих Стандарту вывесок, которые выявили проверки администрации, просто шокирует. На мой взгляд, нельзя принимать норму, которой не соответствует хотя бы половина объектов. Но если уж это делать, правильным было бы сократить территорию, на которой вывески должны быть приведены в соответствие Стандарту до 22 октября. Скажем, до нескольких центральных улиц. По остальным сроки следовало бы официально отодвинуть ещё лет на пять. В противном случае получится выборочное применение правил, а это почва для коррупции».

Практики отмечают, что из-за излишней регламентации правил строгое следование стандартам не всегда возможно. Например, если здание имеет сложную конфигурацию или в нём размещается большое количество собственников и арендаторов. И тогда решение о том, как должна размещаться вывеска в данном случае, уже сейчас при согласовании новых вывесок принимается на основе субъективного мнения чиновника. И это — уже действующая практика, поскольку новые вывески изготавливаются и монтируются в соответствии с новыми правилами. Так же случается, когда проекты согласовываются Департаментом градостроительства и архитектуры по полтора месяца.

Недопустимое расположение вывесок

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае говорит, что уже отметил факты нарушения прав предпринимателей.

Вячеслав Белов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае:

«В течение января 2018 года в адрес Уполномоченного стали массово поступать обращения пермских предпринимателей о получении писем из районных администраций города. Чиновники требуют уже сейчас привести вывески на фасадах зданий к утверждённым Стандартным требованиям. При этом крайней датой приведения вывесок в соответствие в письмах указывались различные дни февраля 2018 года, а также там была информация о том, что невыполнение требований повлечет наложение административного штрафа и демонтаж в принудительном порядке. Однако датой вступления в силу Стандартных требований является 22 октября 2018 года, и сроки, указанные в письмах, направленных предпринимателям, определены неверно и, соответственно, требования являются неправомерными и нарушающими права предпринимателей».

Кстати порядок, в соответствии с которым город будет контролировать соблюдение новых требований, пока не разработан. Администрации Перми рекомендовано внести в гордуму соответствующее решение в срок до 1 августа. В настоящее время ведётся подготовка документа.

Между тем, проверки и семинары для предпринимателей, проводимые районными администрациями, и рассылаемые ими письма уже привлекли внимание бизнеса к приближению «часа икс».

Зульфия Нигматуллина:

«Уже сейчас увеличилось количество заказчиков. Это связано с тем, что полтора месяца назад предприниматели начали получать письма из администрации города с рекомендациями по изменению вывесок. Для того чтобы качественно выполнить заказы, нам приходится по каждому из них консультироваться в Департаменте градостроительства и архитектуры. И по каждому проекту мы получаем заключение Департамента о том, что вывеска соответствует стандартам — это позволит собственнику в дальнейшем избежать претензий со стороны администрации. Такое заключение может быть получено не только для готовой вывески, но и по фотопривязке до начала монтажа».

Однако шквала заказов эксперт ожидает осенью, ближе к 22 октября и зимой, когда начнутся массовые проверки. Несмотря на то, что этот период будет напряжённым для изготовителей вывесок, их совокупных мощностей достаточно для того, чтобы обработать резкий скачок спроса.

Допустимое расположение вывесок

Потенциальные жертвы

Вероятность злоупотреблений со стороны чиновников — не единственная претензия, которую правозащитники предъявляют к Стандартам.

Денис Галицкий:

«Стандарт сильно зарегулирован, в нём слишком много регламентаций. Он содержит не границы дозволенного, а фактически одно допустимое решение. Московский опыт показал, что выглядит это стильно, но очень чопорно и безжизненно. Никакого креатива не допускается — это скучно. Кроме того, в Стандартах много просто оторванного от жизни — не может быть фон вывесок на всём здании один — у „Сбербанка“ одни цвета фирменного стиля, у ТЕLЕ2 — другой. Они не договорятся никогда. В Стандартах есть и явные пробелы. Например, в документе содержится норма о том, что „на маркизах размещаются только логотип и название организации“, однако узнаваемым наименованием сейчас нередко бывает не название организации, а торговая марка».

Допустимый состав вывески

По словам Уполномоченного по правам предпринимателей в Пермском крае, при обсуждении этого проекта им вносились предложения, устанавливающие дифференцированный подход к разным районам города.

Вячеслав Белов:

«Мы предлагали исполнять эти требования поэтапно, начиная с центра города, а для отдалённых районов или установить более поздний срок введения, или требования не вводить вообще. А также предлагали сначала запустить пилотный проект на определённой территории (например, ул. Ленина, Сибирская, Компрос), в ходе которого будут выявлены проблемы и возможно будет откорректировать решения. Однако эти предложения не были учтены».

По мнению Дениса Галицкого, стандарт, не дифференцированный по территориям, и вовсе является неприемлемым. На наведение порядка с вывесками есть общественный запрос, однако он касается в первую очередь центральной части города. Здесь есть историческая застройка, а есть хоть и новая, но явно презентационно значимая — тут надо сделать «стильно и красиво», соглашается правозащитник. Однако есть и спальные районы, где главный критерий для жителей — цена товаров к магазине. Вряд ли жители этих окраинных районов сильно обрадуются, если товары подорожают, потому что владелец магазина вложится в новую вывеску или будет платить штраф за старую. И там вполне уместны баннеры «Курицы по 90 руб./кг», иначе мы приносим удобство пенсионеров в жертву Стандартам.

Фото: gorod342.ru

Ещё одна потенциальная жертва Стандартов — исторические вывески. Денис Галицкий напоминает, что на Компросе есть вывески в стиле 60-70 годов — кинотеатр «Кристалл», парикмахерская «Молодость». Они не соответствуют Стнадарту и, следуя букве закона, должны быть демонтированы. «Очень бы не хотелось их лишиться, наоборот, хочется восстановить ещё много подобных вывесок — они придают Компросу неповторимый облик».

***