
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой


Обычно фразу «автор неизвестен» используют, если об авторе того или иного произведения не сохранилось вообще никакой информации. Мы же имеем в виду несколько другое: в нашем цикле материалов речь идёт о самоучках, наивных художниках или аутсайдерах, которые по тем или иным причинам никак не заявляют о себе. А раз они не делают этого сами — за них это делаем мы
«Больше нечего ловить»: художник Ffchw и его химеры
В Перми неплохо обстоят дела с молодым современным искусством, а вот о стрит-арте нельзя сказать того же: в последнее время в городе редко появляются новые уличные художники. Уже несколько месяцев тон в этой сфере задаёт разве что Sad Face, и это далеко не оптимистичный тон — под стать его авторскому стилю. Впрочем, прошедший этим летом фестиваль «Длинные истории Перми 2018» всё же открыл для нас несколько новых имён. «Имён» — в данном случае условность, поскольку художника, которому посвящён этот материал, мы не можем назвать по имени. В публичном пространстве известен только его ник, да и тот возник случайно и представляет собой труднопроизносимый набор букв — Ffchw. А между тем, если бы художник гнался за известностью, он имел бы все шансы её получить: его стиль легко узнаваем, а работы посвящены актуальным проблемам. Как сегодня модно писать в заголовках СМИ, «посмотрите их прямо сейчас».
Мы действительно не знаем, кто такой Ffchw и как он выглядит. Художник заботится о своей анонимности, и даже личному общению предпочитает переписку в «Фэйсбуке» (впрочем, автору остаётся только благодарить его за это, ведь львиную долю этого текста он написал самостоятельно). Это стремление оставаться инкогнито продиктовано не столько заботой о личной безопасности, сколько отношением к собственным работам:

Для большей части местного арт-сообщества Ffchw тоже остаётся загадкой, поскольку работать предпочитает в одиночестве, а к общению подходит очень избирательно:

Трафареты авторства Ffchw можно безошибочно опознать не только по характерной стилистике и цветовой гамме, но и по набору образов. Часто его героями становятся странные химерические существа с человеческим туловищем и звериными головами. Поначалу такой набор образов пугает, вызывая ассоциации с оккультными и мифологическими персонажами. Но дело не в мифологии (или, во всяком случае, не только в ней):

Экология
«Темой может стать практически любая по-настоящему актуальная проблема современного общества. Но чаще на передний план выходит экология, потому что это важно, наиболее важно. Можно сколько угодно говорить про любовь или смерть, но загрязнение среды от этого никуда не исчезнет. Можно рисовать Давида сомнительного качества и надеяться, что пальмовые ветви прорастут в лесах с отходами. Можно ещё долго рисовать „Космос
— наше всё“ и ждать, что изменение климата ещё подождет, пока мы наслаждаемся звёздами».

Впрочем, пермяки по большей части пока предпочитают Давидов и космос. Во всяком случае, Ffchw замечает, что в Европе количество работ на тему экологии гораздо выше, а в России само словосочетание «экологический стрит-арт» вызывает у многих ухмылку или непонимание.


Правда, художник оговаривается, что это словосочетание и ему самому как-то не очень. У Ffchw вообще немало внутренних противоречий. Например, желание работать на улице и создавать крупные трафареты как-то уживается в нём с любовью к мелочам и деталям, которыми он наполняет свои работы:
«Работа в целом и состоит из мелочей. Не бывает случайных вещей, все детали играют роль. Чем сложнее работа, чем больше в ней деталей, тем интереснее. Но эта тема не совсем для стрит-арта, никто не станет разглядывать детали на улице и вдаваться в подробности».


Вероятно, поэтому одна из самых сложных и изобилующих деталями и персонажами работа Ffchw находится не на улице, а в интерьере бара «Крановщик» на Горького. Заняв одну из стен барного зала, она фактически превратила этот самый зал в музей одного граффити. На ней Ffchw изобразил множество персонажей, погрузчик-манипулятор, посягающий на их идиллический быт и разные неожиданные детали вроде логотипа индастриал-группы Einstürzende Neubauten.
Вероятно, ещё одним плюсом работы в баре стало то, что она была согласованной. Будь согласование возможным и на улице
Во всяком случае, до наступления «Длинных историй Перми», в ходе которых он развернулся по полной.

Первая его работа для фестиваля называется «Look to the land /365°». Учитывая убеждённость художника в том, что каждая работа должна внимательно прочитываться, формат ДИП для него, вероятно, самый подходящий: на заборе из нескольких секций можно разместить целую историю со своей драматургией и сюжетом, а по мере движения вдоль стены из образов, деталей, характеров и объектов должна складываться полная картина. В данном случае её центральной проблемой стало потребление.


«Это работа о том, что человек не потребляет столько, сколько производит; о том, что человек разрушает больше, чем создает. И разрушать у человека получается лучше, чем создавать. И, что самое печальное, многие не придают этому совершенно никакого значения».
Ffchw сам задаёт себе вопрос о том, какое отношение всё это имеет к локальному контексту и сам же на него отвечает:


Всё это
«Людям нужна городская декорация для селфи, телерепортёрам
— личность автора и банальное интервью на камеру с набившими оскомину вопросами, не касающимися работы. А то, на что пытается обратить внимание стена— это не так важно,— иронически рассуждает он.— Ни у кого не возникает желания рассказать о по-настоящему важных вещах».

Ещё одной большой фестивальной работой стало граффити «Больше нечего ловить» напротив забора завода имени Шпагина. Именно эту заглавную фразу на языке глухонемых изображают руки в перчатках. По словам художника, эта работа в первую очередь о заводе, а фраза отражает ту ситуацию, в которую заводские рабочие попали после его закрытия. Фразу можно счесть своеобразной «пасхалкой»: такое актуальное высказывание вряд ли согласовали бы, если бы оно не было столь изящно завуалировано. Но сам Ffchw считает, что нет смысла ограничивать её только заводским контекстом:
«Это универсальная фраза, её много к чему можно отнести. Её можно по городу воспроизводить, по стране, по миру. Сделать из неё метку территорий, на которых ловить больше нечего. Страна-то большая, по ней можно долго ездить».


Вряд ли Ffchw собирается тиражировать эту метку всерьёз, но на других пермских заборах она точно не стала бы менее уместной.
***
- Читайте также: Уличный художник FFCHW создаёт в Перми злободневные рисунки.
- Проект «Звезды» о пермском стрит-арте
— «Выход в город».
Рекомендуем почитать
Новое на сайте



Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь