X

Новости

Вчера
2 дня назад
13 сентября 2019
12 сентября 2019
11 сентября 2019
Фото: Константин Долгановский

Спасёт ли электротранспорт улицы Перми или его самого нужно спасать?

Администрация Перми собирается пересадить горожан на общественный транспорт, отдавая приоритет трамваям и троллейбусами.

Современный город складывается из зданий, городской среды, из хорошо спланированных и ухоженных улиц, из потока автомобилей, а также из возможности граждан беспрепятственно передвигаться по городу. Именно плавного перемещения по городу, которое не превращается в битву, порой не хватает нашему городу.

Все активно развивающиеся города мира пытаются сократить присутствие автомобилей на своих улицах. Взгляните на любой европейский город, который хочет занять заветное место в рейтинге самых удобных для проживания, — все они стремятся взять под контроль автотранспорт. Например, в Лондоне и Париже бесплатно раздают велосипеды. Копенгаген сокращает пространство для автомобилей в городе, а в Амстердаме вводится специальная система, усложняющая доступ автомобилей в городское пространство.

Фото: flickr.com/photos/andynunn/

Любопытен пример Нью-Йорка, где вовсю идут изменения, связанные с увеличением доступности городских улиц для пешеходов. Так, в прошлом году уже бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг сократил ширину проезжей части улиц, что дало заметное расширение пешеходной зоны. Бродвей, например, вообще перестал звучать тысячами автомобильных гудков. В городе были проложены более 250 км велосипедных дорожек, значительно расширилась сеть публичного автотранспорта. Центральный парк также может остаться без автомобилей. Революционные изменения транспортной ситуации города оказались успешными: сегодня население пользуется в основном общественным транспортом.

Один из центральных вопросов, который стоит перед городскими властями современных городов, — не полный отказ от автомобилей как таковых, а то, какое количество автомобилей оптимально для города и как это количество регулировать.

Задача же, которая требует скорейшего решения, — сделать общественный транспорт привлекательным и качественным, чтобы поездка в нём была максимально быстрой и комфортной, что позволит отказаться от личного автомобиля при передвижении по городским улицам.

Маршрутизация по-пермски

В администрации Перми разрабатывается проект новой маршрутной сети городского общественного транспорта. По словам начальника городского департамента дорог и транспорта Ильи Денисова, приоритет будет отдан городскому электротранспорту. Сократятся одни маршруты, расширятся зоны охвата других. Всё это, по задумке разработчиков проекта, должно сказаться на скорости перемещения пассажиров по городу, а также — на экономической эффективности транспорта, когда пропадёт дублирование маршрутов. Приоритетность же электротранспорта, по мнению чиновников, сможет снизить загруженность городских дорог.

По данным «Ъ», следующие маршруты уйдут с улиц города: № 11 «Площадь Восстания — Микрорайон Нагорный», № 29 «Улица Адмирала Ушакова — Садовая», № 30 «Микрорайон Садовый — микрорайон Парковый», № 31 «Детский Дом культуры имени Кирова — совхоз „Оборино“», № 50 «Улица Адмирала Ушакова — Южная», № 57 «Детский Дом культуры имени Кирова — Ласьвинские хутора», № 60 «Комсомольская площадь — улица Маршала Рыбалко», № 72 «Микрорайон Крохалева — Ипподром», № 76 «Проспект Парковый — посёлок Мачтобаза».

Также предлагается отказаться от троллейбуса № 2 «Ипподром — площадь Дружбы» и № 3 «Улица Анвара Гатауллина — Пермь I». «Под нож» попадает и маршрут трамвая № 2 «Стахановская — Осенцы».

Приоритет электротранспорта выглядит на бумаге очень красивым: свободное передвижение, борьба за чистоту воздуха. Но давайте вспомним, что большая часть городских трамвайных маршрутов и все троллейбусные пролегают не по специальным выделенным линиям, а по обычным дорогам, где им приходится сталкиваться (во всех смыслах) с автомобилями. Куда девать их? Вопрос с платными парковками решается, и на эту тему «Звезда» готовит отдельный материал.

Достаточно ли в Перми развита дорожная инфраструктура, и вообще, готов ли город к такому, если принять во внимание его климатические особенности и особенности дорожной сети? Вопрос, казалос бы, риторический, но ответ на него мы каждый день видим на улицах города.

Экскурс в историю

Система городского транспорта в России развивалась своим, особым путём. Как и во многих городах Европы она начала складываться ещё в конце XIX века. Но первые попытки внедрения городской системы общественного транспорта были встречены весьма негативно, многие чиновники и религиозные деятели вели активную деятельность против градоначальников-новаторов, стремящихся модернизировать городскую среду с помощью таких «богохульных» вещей, как строительство трамвайных сетей.

Тем не менее в 1910 году в большинстве крупных городах Российской империи появился наиболее прогрессивный и распространённый на тот момент транспорт — трамвай. Но с началом Первой мировой, а затем и гражданской войны городские хозяйства пришли в упадок, поэтому долгое время система городского транспорта в России находилась в глубочайшем кризисе.

Новый виток развития отрасли пришёлся на конец 1920-х годов, когда новый советский строй требовал создания городов индустриального типа, обязательным элементом которых должна была стать развитая система общественного транспорта, которая бы могла доставлять рабочих на заводы и крупные предприятия.

Пермь не отставала от планов партии, и 7 ноября 1929 года по улицам города пошёл первый трамвай.

Но трамвайная система городов была не способна полностью обеспечить запросы быстро развивающегося индустриального гиганта, поэтому спустя некоторое время в городском пространстве появляются троллейбусы и автобусы.

Несмотря на то что в 1950-х годах по всей Европе началась массовая автомобилизация горожан, в Советском Союзе транспортная политика была направлена на расширение сети пассажирского транспорта. А к началу 1980-х годов система общественного транспорта в России вышла на новый уровень — началось проектирование и строительство первых систем скоростного трамвая.

С этого момента российские города превратились в центры мировой системы общественного транспорта. Ежедневно Советский Союз посещали тысячи специалистов для обмена опытом, ведь к тому времени многие европейские города уже столкнулись с последними глобальной автомобилизации — загазованностью городов, ухудшения качества жизни горожан, низкой пропускной способностью городских пространств.

Но не всё так просто. В начале 1980-х система городского общественного транспорта в России находилась на грани выживания, так как плановая экономика очень сильно тормозила внедрение новаций. Так, с конвейеров ведущих заводов отрасли продолжали сходить машины, разработанные ещё в 1960-х — 1970-х годах, не удовлетворяющие современным требованиям эстетики и комфорта.

Одним из главных толчков выхода системы из кризиса были рыночные реформы начала 1990-х, когда многие государственные структуры были реорганизованы, а общественный транспорт был передан в ведение муниципалитетов.

В переходный период городские власти практически «задушили» систему общественного транспорта. Например, в некоторых городах правом бесплатного проезда было наделено около 80 % населения. В связи с нехваткой средств на обеспечение данной отрасли были резко сокращены как маршруты городского транспорта, так и их состав. В конце 1990-х данную нишу заняла система городских маршруток, а обычные автобусы и электротранспорт превратились транспорт для малообеспеченных слоёв населения. Негативные тенденции отрасли удалось устранить только к концу 2009 года.

Но, тем не менее, во многих российских городах за последние 20 лет сильно сократилось количество общественного транспорта большой и особо большой вместимости, а где-то вообще было закрыто движение электротранспорта.

Почему сегодня городская администрация стремиться вернуть городской электротранспорт? Если подвести предварительные итоги, то из всей транспортной системы трамваи и троллейбусы — самый экономичный транспорт, который благодаря выделенному полотну в городской среде позволяет перевозить достаточно большое количество пассажиров. Вспомните ведущие города Европы, Америки, Азии: насколько сегодня у них развита система городского электротранспорта? Мюнхен, Карлсруэ, Сеул, Токио, Ванкувер... При этом развитию внутригородской транспортной системе уделяется внимание как на государственном уровне, так и на местном. На сегодняшний день там разработаны новые методики и стандарты, позволяющие создать в городах наиболее удобные транспортные системы для жителей города или модернизировать уже существующие.

Вопрос, получится ли такой же фокус сделать в Перми, — открыт.

Цифры и факты

Ну, и в качестве штриха к портрету пермского электротранспорта. Александр Филиппов, депутат Пермской городской думы, новый генеральный директор МУП «Пермгорэлектротранс», как пишет «Ъ», сообщил пермскому сити-менеджеру Дмитрию Самойлову, что его предприятие имеет внушительный долг — почти 200 млн руб.

За 2013 год выручка «Пермгорэлектротранса» составила 647 млн руб., убыток при этом чуть-чуть не «дотянул» до 130 млн.

Очевидно, что в такой ситуации предприятие является дотационным. Ежегодно ему выделяется порядка 500 млн руб. На 2014 год, например, сумма дотаций — 469 млн руб., к которой, вероятно, гордума добавит ещё 28 млн.

Для сравнения, МУП «Горэлектротранс» Барнаула по итогам 2013 года получил пусть и символическую, но прибыль. И это после того, как 2011 год предприятие закончило с убытком в 139 млн руб., а общая задолженность составляла 267 млн руб. По информации журнала «Капиталист», на 2014 год план по доходам МУП «Горэлектротранс» составляет 808 млн руб. В этой сумме заложено порядка 160 млн субсидий. Остальное же — заработок предприятия.

На трассы в алтайском городе выходят 144 трамвая и 53 троллейбуса, а пассажиропоток электротранспорта — 35 % (69 млн человек) от всего городского потока. Добавим, что население Барнаула — 612 401 человек.

Поэтому, прежде чем отдавать приоритет электротранспорту в Перми, необходимо сделать этот транспорт, как минимум, экономически эффективным.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь