X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
07 декабря 2018
06 декабря 2018

Немолодой неомилодон. Аргентинский художник презентовал свои проекты в Музее пермских древностей

Фото: Максим Артамонов

Копролиты древнего ленивца, северное сияние в Финляндии и научный спор XVIII века. Три музейных проекта привёз в наш город художник Аксель Страшной. Его визит — начало большого проекта Музея пермских древностей «Добро пожаловать в Антропоцен».

Термин «антропоцен» обозначает геологическую эпоху, когда человек стал влиять на изменения природы. Он стал такой мощной силой, следы которой останутся в слоях Земли, даже если люди исчезнут. О понятии «антропоцен» заговорили с начала двухтысячных, а в августе 2016 года на заседании Международного геологического конгресса в Кейптауне было предложено отсчитывать «антропоцен» с пятидесятых годов XX века.

Проект «Добро пожаловать в Антропоцен!» предполагает переосмыслить подходы к экологической повестке, которая сейчас используется музеями России.

Фото: Максим Артамонов

«За последние 300 лет музеи накопили информацию о том, как выглядит Земля и где живут какие существа. Но это не отражает реальную картину, потому что в музее останки этих существ есть, а в мире — уже нет. — поясняет сотрудник Музея пермских древностей Юлия Глазырина. — Например, после строительства водохранилища с территории Пермского края исчезла выхухоль. В музее на полке она есть с подписью „Пермский край“, но на берегах рек вы её уже не встретите».

Также Юлия Глазырина рассказала, что некоторые ведущие музеи мира уже начинают формировать коллекции, связанные с антропоценом. В качестве понятного примера привела музей Питтсбурга, в котором формируются коллекции птиц, разбившихся об объекты городского пространства. Дело в том, что птицы теряют обычные модели поведения, когда попадают в большие города, где есть много зданий с большими стеклянными отражающими поверхностями. Они видят, что в них отражаются деревья и облака и не понимают, что это лишь отражение, поэтому смело летят на них и разбиваются.

А в музее Вены исследуют, как на популяцию городских животных влияет переосвещённость ночных улиц. Поэтому задача учёных сегодня — понять, как типовой региональный краеведческий музей, который пусть и имеет некоторые жемчужины в коллекции, может пересмотреть свою роль в изучении и экспонировании видов. Пермский музей начал с того, что пригласил современного художника, выпускника университета Буэнос-Айреса, живущего в Финляндии и имеющего русские корни. Аксель Страшной сотрудничает с разными музеями мира и помогает им составлять новаторские коллекции.

Как рассказал сам художник, он приехал в Пермь, чтобы «разузнать ситуацию и обо всём подумать». Через несколько месяцев он вместе с Музеем пермских древностей презентуют совместный проект, посвящённый антропоцену.

«Сама идея проекта в том, чтобы представить коллекцию музея не в традиционном виде, а как арт-объект, который наглядно показал бы все растения и животные из этой коллекции. Я бы отметил два очень важных момента. Первое — то, что я нахожусь в Перми и геологический период назван в честь города. На первый взгляд, это может показаться слишком очевидным, что в Перми представлены экспонаты пермского периода, но, например, в Лондонском музее, где собрано много экспонатов со всего мира, из самой Великобритании очень мало что есть. Второй момент: люди (сотрудники Музея пермских древностей — Прим. ред.) занимаются тем же, чем и я. Это идеальная ситуация, когда музеи очень открыты для таких проектов. Подобное содружество в мире пока не очень широко распространёно. И я думаю, что это очень интересно — показать то, что происходит уже в современном мире через синтез науки и искусства», — рассказал художник.

Фото: Максим Артамонов

На встрече Аксель Страшной представил три своих проекта, которые он делал совместно с несколькими музеями мира. Первый посвящён северному сиянию. Художник и его ассистенты сняли фильм для планетария в Финляндии. Особенность фильма в том, что он полнокупольный (360 градусов). В планетарии изображение неба сферическое — как и в жизни, а если бы это был фильм для кинотеатров и телевидения, то он был бы плоским.

Сейчас художник и его помощники снимают ещё один полнокупольный фильм — про росписи куполов итальянских соборов эпохи Возрождения.

Второй проект Акселя посвящён историческому заблуждению, связанному с милодонами — гигантскими ленивцами (вес около трёх тонн), жившими около 35 млн лет назад. Дело в том, что в 1895 году в пещере Патагонии на юге Чили была найдена шкура неизвестного животного. Аргентинский палеонтолог Америго Флорентино, увидев эти останки, сразу сделал вывод, что они принадлежат милодону. Шкура хорошо сохранилась, поэтому учёный посчитал, что древний ленивец не вымер, а жив до сих пор, и назвал его неомилодон. На место находки немедленно были отправлены экспедиции. Известные газеты отправляли туда репортёров. Однако позже выяснилось, что палеонтолог ошибся: неомилодона не существовало, просто шкура очень хорошо сохранилась благодаря сухому микроклимату пещеры.

Художник Аксель Страшной узнал про эту «неразбериху» и выяснил, что в шести музеях мирах есть «останки» несуществующего вида. На тот момент гипотеза Америго Флорентино о существовании неомилодона не была ещё опровергнута. Тогда Аксель сделал передвижную выставку, в витринах которой были полки для «костей неомилодона». В каждом из музеев показывали на полках только ту часть останков, которая есть у них.

Neomylodon Listai Ameghino — Inter Arts Center

Например, один из экспонатов — это копролиты (окаменевший кал милодона).

Neomylodon Listai Ameghino — Inter Arts Center

«Художник как бы немного иронизирует над тем, что великие учёные спорили о милодоне, имея в своём распоряжении только 2-3 кости или просто копролиты», — объясняет Юлия Глазырина.

Третий проект — это фильм, который посвящён спору XVIII века, когда учёные пытались математическим путём определить форму Земли. В фильме художника снялись два историка, изучающих науку XVIII века, современные финские учёные Осмо Пеконен и Йохан Стен. В фильме они играют роли математика, который поехал в Лапландию измерять форму Земли с помощью математических расчётов Пьера Луи Моро де Мопертюи, и сопровождавшего его Андреаса Цельсия, создателя шкалы для измерения температуры.

Цель экспедиции была в том, чтобы измерить отрезок меридиана в 1 градус в Лапландии. Аналогичная экспедиция была организована на экватор — на территорию нынешнего Эквадора. Сравнение результатов подтвердило предположение Ньютона, что Земля представляет собой эллипсоид, сплюснутый у полюсов.

***

  • Аксель Страшной (Axel Straschnoy) — аргентинский художник, живущий и работающий в Финляндии. Персональные выставки Акселя Страшного проходили в Аргентине, Финляндии, Бразилии, Франции, Дании, Норвегии, Голландии. С 2010 года преподает в Финской академии искусств Kuva.
  • «Добро пожаловать в Антропоцен!» — это проект, который стал одним из победителей в номинации «Открытая коллекция» грантового конкурса благотворительной программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Проект запустили, чтобы попытаться переосмыслить подходы к экологической повестке, которая сейчас используется музеями России.