X

Новости

Вчера
2 дня назад
03 апреля 2020
02 апреля 2020
Фото: Владислава Кузнецова

«Кто-нибудь задавался новым смыслом этой аллеи?» В Перми на Сибирской установили памятник «Солдат России»

На аллее Советской Армии (ул. Сибирская) в Перми установили монумент «Солдат России». Автор проекта — скульптор Иван Сторожев, архитектор — Андрей Жуковский. Памятник солдатам, участвовавшим в конфликтах после Великой Отечественной войны, предложила установить в 2005 году краевая общественная организация поддержки семей погибших военнослужащих «Чёрный тюльпан». Монумент из гранита и бронзы в виде куба с элементами разрушения, которые останавливает солдат, с выбитыми надписями «Тем кто погиб», «Тем кто вернулся», «Тем кто ждал» (пунктуация сохранена) открыли в минувшие выходные. В социальных сетях разгорелась дискуссия о художественных достоинствах памятника и отсутствии в надписях запятых (городские власти пообещали нужные запятые всё-таки сделать). Интернет-журнал «Звезда» попросил искусствоведа, историка архитектуры, маркетолога и филолога оценить новый памятник.

Что говорят создатели?

Иван Сторожев, скульптор

— Разработка проекта памятника, выбор места заняли в общей сложности почти четыре года. Идея рождалась сложно: разные варианты предлагались и рассматривались в течение полугода. В итоге остановились на форме куба — в эзотерике он символизирует землю (родину), истину. Мемориал изображает солдата, который стоит на защите страны, нравственных и моральных ценностей.

Источник.

Фото: Владислава Кузнецова

Андрей Жуковский, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Уральского филиала российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова

— Идея создать такой памятник у властей города появилась 15 лет назад. Эскизы предлагали студенты, среди них был проведён конкурс на лучшие работы. Идея [студентки] Ани Рыжовой — коробка марширующих солдат — постепенно трансформировалась. Когда начали дальше работать, поняли, что коробку эту сделать нереально, и тогда возникла идея сделать куб. Куб — это как символ земли, и [символизирует, что] солдаты защищают целостность земли. Кубики, которые выпадают — это как бы он [солдат] предотвращает конфликты, он сам стоит на этих кубиках, а правая часть — целостная, это символ неразрушимой земли, которую он защищает.

Источник.

«Отсутствие обобщения и условности»

Анна Суворова, искусствовед, руководитель магистратуры «Искусства и гуманитарные науки» ПГНИУ

— Монумент «Солдат России» отвечает традиционалистским символическим и формальным кодам. На протяжении позднего советского периода в монументальном искусстве формируется и совершенствуется своеобразный мемориальный канон монументов и памятников воинской славы. В круг символических фигур, фиксирующих память о победе в войне и понесенных утратах, входят: воин-победитель, героический труженик тыла, фигура Родины-матери, идентифицируемые через специфические, символически прочитываемые позы и систему атрибутов.

В то же время складываются формальные подходы, на которые оказывают влияние модернистские тенденции. В поздних советских монументах предметное, но не абсолютно реалистическое изображение, соединяется с абстрактными формами, например, куба, и текстовыми элементами.

Фото: Владислава Кузнецова

В монументе «Солдат России» мы видим продолжение советского визуального канона коммеморации, но есть и некоторые привнесенные современностью нюансы. Это большая степень детализации и живоподобия в изображении человека, отсутствие обобщения и условности — качеств, считающихся важными для монументальных объектов в городской среде. В этой детализации монумент приближается к иным, более камерным, форматам скульптуры.

«Монополия на решения приводит к низкой эффективности»

Ирина Шафранская, эксперт по маркетингу территорий

— Памятники — это своеобразная печать времени на пространстве города, они отражают доминирующие ценности тех, у кого есть полномочия принимать решения о том, какими символами будет наполнен город. И в этом смысле достаточно посмотреть на цепочку принятия этого решения, чтобы понять — было ли учтено мнение жителей, которые живут рядом? Есть ли экспертная оценка скульпторов? Что там с мнением благоустроителей? Была ли конкуренция творческих решений?

В маркетинге территории, как и в маркетинге в целом, всё работает очень просто: монополия на решения приводит к тому, что они низкоэффективны, а потребитель ещё и переплачивает за них. Отсюда однобокие концепции территориального продвижения, скучные, неоригинальные символы и эстетически и содержательно посредственные рекламные кампании.

Фото: Владислава Кузнецова

Кто-нибудь когда-нибудь задавался новым смыслом этой аллеи в условиях того, что она становится теперь важным элементом нового центра, связкой между будущими Красными казармами и Новым центром? Какие люди будут ходить по ней через 10 лет? Какой там будет трафик? И не снесет ли он её полностью? А раз ответов на эти вопросы нет, стоит ли обсуждать памятник так остро и громко?

«Солдат — это милитаристский символ»

Александр Михайлов, историк архитектуры

— Памятник на Сибирской задевает сразу несколько тем, о которых хотелось бы сказать. Первая из них — это наша коммеративная, мемориальная культура и разные, связанные с ней практики. Посредством памятников общество само выбирает из истории то, что ему кажется важным, то, что оно хотело бы оставить потомкам. В этом смысле мемориал погибшим в конфликтах последних лет «Солдат России» мне кажется шагом в правильном направлении.

Но дальше наступает вопрос, что мы хотим сказать этим памятником. Образ составного куба мне в этом отношении кажется внятным — он такая картотека с табличками, кому-то покажется назидательным, но в целом вполне вменяемый. А вот скульптура солдата — несколько контрастирующим. Это такой милитаристский символ, исходящий из советского официоза: фигура солдата лет 35 с автоматом в руках, острыми чертами лица и ничего не выражающим взглядом. Мне трудно её оценивать, пластически это неплохая скульптура, но в чём её послание?

Фото: Владислава Кузнецова

Важно, что у нас сильно смешаны различные смыслы, и то, что мы продолжаем их наслаивать в одном месте, на Сибирской (от танка до памятника семейным ценностям), немного странно. Есть же другие места в городе. Сейчас, наконец, почистили город от рекламы, но архитектура продолжает наслаиваться без соотнесения друг с другом, вот скульптура тоже лепится в одном месте одна к другой.

Нужны ли на памятниках знаки препинания?

Марина Абашева, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор филологических наук

— Существует давняя традиция: в текстах на монументах, памятниках, памятных знаках, мемориальных досках не соблюдаются обычные правила пунктуации. Текст, как правило, пишут заглавными буквами. Скульпторы и архитекторы могут не ставить точек, запятых, дефисов, тире, кавычек, восклицательных и вопросительных знаков. Зрительный образ должен восприниматься целиком, и авторы уходят от деталей и подробностей. Известны, например, надписи на Марсовом поле, где нет знаков препинания.

Фото: Владислава Кузнецова

Светлана Друговейко-Должанская, преподаватель кафедры русского языка СПбГУ

— Нетрудно заметить, что создатели памятников ссылаются, с одной стороны, на некие особые правила, с другой — на традицию, с третьей — на необходимость сохранить целостность образа, которая может быть, по их мнению, разрушена мелкими деталями, типа знаков препинания. Где (в каких справочниках, ГОСТах и т. п.) зафиксированы эти «особые правила», никто не упоминает. И я, сколько ни искала, правил таких не нашла!

Источник.

«Мрачнейшее черное надгробие»

Иван Козлов, журналист, поэт

— В Перми опять установили гигантское мрачнейшее чёрное надгробие, в котором на этот раз соединили всё, что мы так любим — гиперреалистичную бронзовую скульптуру, шеститонный гранитный куб, безграмотные надписи.

Каждая из строф — это просто золотой текст на чёрном фоне. И для того, чтобы счесть, что запятые там не нужны, нужно иметь интонационную чуткость уровня «гугл-переводчик». Но они, согласно замыслу авторов скульптуры, не нужны, потому что вредят визуальному образу монумента. Шесть тонн гранита. А визуальный образ — хрупкий, что ваша маскулинность. Вот я и думаю — не то три лишних запятых действительно наделены такой адской разрушительной силой, не то со скульпторами что-то не так.

Фото: Владислава Кузнецова

Инициативной группе — матерям погибших — дикое уважение; во-первых, по умолчанию, во-вторых, упрекнуть их не в чем, не в благих намерениях же. Упрекать надо скульптора, застрявшего в мемориальном пафосе совка, одобривших это членов совета по топонимике, администрацию, ну и «ЛУКОЙЛ», который это проплатил. Ребят, когда захотите в следующий раз сделать подарок городу или изменить его облик, просто разворуйте эти деньги, пожалуйста. Делайте себе дачи в форме логотипа компании, хоть с античными колоннами, хоть с гранитными кубами, только не надо вот этого вот всего, а?

Источник.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь