X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 сентября 2019
Фото: Анастасия Яковлева
6статей

Истории пермских предпринимателей, которые учатся выживать в кризис.

«В феврале всё изменилось — кризис пришёл и в наш бизнес»

На заре кризиса эксперты утверждали, что в первую очередь люди будут экономить на развлечениях. Такой сценарий должен был отразиться на тех, чей бизнес строится на предложении товаров и услуг, скажем так, «не первой» необходимости. Сегодня поговорим о том, как нынче выживают в Перми представители так называемой индустрии развлечений. Конкретно — аниматоры детских праздников.

Аниматор Татьяна Германович пригласила нас на день рождения пятилетней пермячки Леры. Мы на территории Балатовского парка в зоне отдыха «Золотые пески». Детский смех и разноцветные шарики указали нам путь. Вокруг клоунессы собралась целая ватага ребятишек, все вместе прыгали, бегали, участвовали в конкурсах. Ни хмурое небо, ни моросящий дождь не портили им настроения. Парк превратился в центр радости и веселья.

«Два года мы набирались опыта, работая аниматорами в детских кафе»

Своё дело две родные сестры, Татьяна Германович и Анна Балышева, открыли в 2008 году. Их фирма называется «Акварельки». Выбор деятельности для обеих девушек был очевиден. Анна окончила Пермский государственный институт искусства и культуры по специальности «режиссёр театрализованных представлений» и отлично умеет устраивать праздники. Татьяна училась в Пермском государственном педагогическом университете на дошкольном факультете, а после окончания даже работала воспитателем в детском саду. Она прекрасно знает детскую психологию и легко находит с детьми общий язык. Работа аниматорами объединила знания и умения сестёр.

— Прежде чем открыть свой бизнес, два года мы набирались опыта — нанимались в детские кафе города. Развлекали там ребятишек, которые приходили с родителями, отрабатывали конкурсы и шутки. Через какое-то время люди стали обращаться лично к нам. Постепенно сформировалась клиентская база, появились наши клиенты. Сработало и сарафанное радио — люди рассказывали о нас своим знакомым, те приглашали нас и, в свою очередь, рассказывали уже своим друзьям. Когда появился крупный поток клиентов, мы поняли, что готовы начать свой собственный бизнес. Первым делом открыли рекламную площадку — наш сайт. С этого времени появился стабильный заработок.

«Бантики придают образу озорство, и ты становишься тоже ребенком. И тогда с детьми гораздо проще находить общий язык» Фото: Анастасия Яковлева

У вас очень весёлое название — «Акварельки». Как оно родилось?

— Сначала мы были просто две клоунессы — Веселушка и Хохотушка. Но нам нужно было какое-то общее название, по которому бы нас сразу узнавали в городе. Кроме того, требовалось название для сайта, чтобы ввести его в адресную строку. И вот тут мы задумались. Хотелось чего-то яркого, позитивного, весёлого и запоминающегося. Мы перебрали много названий, но вдруг кто-то сказал слово «акварельки»... И мы сразу поняли — это то, что надо. И яркое, и весёлое, и запоминающееся. У нас теперь даже есть образ клоунессы Акварельки в ярко-розовом костюме.

«Наша работа — это сплошной праздник!»

Глядя на ваш костюм, очень сложно серьёзно относиться к вашему бизнесу. Кажется, что это всё просто игра. Я не права?

— Конечно, наша работа — это сплошной праздник! Всё именно так и выглядит. И мне очень нравится моя работа именно из-за этого. Но если вы думаете, что всё так просто и любой может провести детский праздник, то вы ошибаетесь. Хорошо, если вам повезло с детьми, если их мало, а рядом родители, которые в любой момент могут вмешаться и утихомирить своих чад. Но праздники далеко не всегда проходят в таких идеальных условиях. Например, День защиты детей. Перед вами толпа из ста ребятишек разных возрастов. Они все хотят играть, участвовать в конкурсах и получать подарки. Они не организованы, не дисциплинированы. В толпе они все смелые и дерзкие. Но при этом они всё-таки дети, и наша задача — сделать так, чтобы им было весело, чтобы они смеялись и ушли домой в праздничном настроении. На такую аудиторию очень сложно работать.

«Наша задача сделать так, чтобы дети ушли домой в праздничном настроении» Фото: Анастасия Яковлева

Можно ли назвать ваш бизнес стабильным?

— До кризиса он был стабильным, хотя работа аниматоров отличается сезонностью и привязанностью к праздникам. Например, пиковые моменты в нашей работе — это 1 сентября, новогодние праздники и выпускные из детских садов и начальной школы. В эти периоды работы очень много. И как бы ты не хотел взять пять заказов в день, ты физически не можешь это сделать. Переезды и подготовка к выступлению занимают много времени. Так что реально одному человеку отработать два заказа в день. Остальным клиентам приходится отказывать. Но, в общем, до кризиса мы жили хорошо, работы было много, денег на всё хватало.

На бутерброд с икрой хватало?

— Может быть, и не с икрой, но на бутерброд с маслом — уж точно! Чтобы питаться икрой, надо иметь более крупный и устойчивый бизнес, владеть уже целой сетью. Тогда и будет икра на бутерброде. Работая небольшой компанией, невозможно охватить всё, что ты хочешь. Надо обязательно иметь наёмных рабочих, которые будут отдавать тебе определённую прибыль. К примеру, сейчас аниматоры при кафе получают из двух тысяч, которые платит клиент, всего 600 рублей на руки. Остальная сумма идёт владельцу кафе, то есть работодателю. Мне надо привлекать новых клиентов, нанимать работников, самой заниматься организацией бизнеса... Но я, честно говоря, очень люблю сама работать с детьми. Хотя прекрасно понимаю, что продолжаться так дальше не может. Если хочешь жить хорошо, надо расти. И в скором времени мне всё-таки придётся заняться расширением бизнеса.

«Были недели, когда не было ни одного звонка с заказом»

Изменилось ли что-то в вашей работе после того, как грянул кризис?

— Сначала мы его даже не ощутили. Ещё в декабре прошлого года работы было очень много. Люди, видимо, уже запланировали свои расходы и отменять праздника не стали. Поэтому Новый год прошёл для нас на «ура»! А вот в феврале всё изменилось. Кризис пришёл и в наш бизнес. Были недели, когда не было ни одного заказа, телефон просто молчал. Это было ужасно. Казалось, что всё, что нарабатывалось в течение нескольких лет, начало рушиться. Осознавать это было жутко. Стало ясно, что люди начали задумываться об экономии. И аниматоры в этом списке экономии оказались на одном из первых мест. Кроме того, в феврале была эпидемия гриппа и простудных заболеваний. Одно наложилось на другое. Но с приходом весны звонки возобновились. Правда, клиенты заговорили уже иначе. Стали начинать с вопроса о цене. Наш ответ многих уже не устраивал, говорили, что дорого, и вешали трубку. Некоторые сначала соглашались, а потом отменяли заказ. Это при том, что мы ни на рубль не подняли цену на свои услуги, но и снижать не стали, нам ведь тоже надо как-то жить. Постепенно всё немного нормализовалось. Люди, видимо, адаптировались к кризису, поняли, что совсем без праздников тоже нельзя. Дни рождения происходят даже в кризис, и дети хотят радоваться несмотря ни на что. Но заказов всё равно меньше, чем было раньше. Очень заметно, что люди стали искать, где дешевле, стали сравнивать цены у разных аниматоров. Ну а мы сейчас анализируем и прикидываем: сможем ли и дальше мы существовать при таком уровне цен.

«Образ героя должен быть актуальным, интересным для детей и неповторимым. Это залог финансового успеха» Фото: Анастасия Яковлева

Уже есть планы, как победить кризис и сохранить бизнес?

— Конечно, мы изо всех сил стараемся сохранить нашу любимую работу. Сейчас у нас остались в основном постоянные клиенты, проверенные годами. Чтобы их удержать, мы планируем обновить персонажей. Надеемся, что новые образы привлекут и новых клиентов. Совсем недавно у нас появился образ — Монстр Хай. Сейчас это очень популярная героиня среди маленьких девочек. И её очень хорошо заказывают на девичьи дни рождения. Ещё я думала сделать фиксиков, но их так много среди аниматоров, что мы решили отказаться от этой идеи. В нашем деле важно отличаться от других. В условиях кризиса — это залог финансового успеха. Наше правило гласит: образ героя должен быть актуальным, интересным для детей и неповторимым. Помню, когда появился мультик «Маша и медведь», все наделали этих Маш, которые совсем не похожи на героиню мультика. А если рядом ещё медведь ростом с Машу, то это вообще смешно и несуразно. Дети хоть и верят в сказки, но их не обманешь. Мы тогда делать этот образ не стали. И до сих пор верны своему правилу. Тем более что мультиков сейчас много, есть из чего выбрать. И ещё одно правило, чтобы выжить в условиях кризиса, — нельзя делать слишком много образов. Они просто не будут окупаться. В лучшем случае их будут заказывать по одному разу в месяц, а всё остальное время костюм будет висеть в шкафу и пылиться. Это не выгодно.

Татьяна поправила свои разноцветные бантики, посмотрела, как играют на детской площадке ребята, которых она только что развлекала, улыбнулась им, хотя они этого и не видели, и продолжила.

— Самое интересное в моей работе — это неисчерпаемая детская энергия. Сколько с ними ни играй — они не устанут. И никогда не сдадутся. Родители часто уже сидят без сил, а дети веселятся как ни в чём не бывало. С каким бы ты настроением ни пришёл к ребёнку — уйдёшь всегда с улыбкой.

«Бывает бизнес ради денег. А мой бизнес построен на любви к детям»

Вам ведь нелегко сейчас держать ваш бизнес на плаву. Но вы, как я вижу, боретесь из последних сил. Почему?

— Дети — это моя жизнь. Бывает бизнес ради денег. А мой бизнес построен на любви к детям. Обожаю проводить праздники у дошкольников, потому что они ещё верят в сказки, верят во всех этих персонажей. Когда ты приходишь в образе феи Винкс и тебе верят, что ты действительно фея, — это волшебные, непередаваемые ощущения. Детские глаза, полные веры и восхищения, невозможно забыть. И теперь мне, конечно, очень трудно отказаться от всего этого. В моей работе случаются интересные истории. Например, прихожу я в одну семью, а мама прячет меня за шторкой. Потом зовёт свою дочь и говорит ей: «Милая, только что к тебе в окно залетела фея». Отодвигает шторку, а там действительно фея. И ребёнок счастлив безмерно. Другая мама рассказала дочери, что я прилетела к ней на день рождения из Америки. И девочка тоже верит, и сожалеет, что мне после её праздника придётся опять так далеко лететь. И я считаю, что это правильные родители, ведь детство должно быть сказочным. Но бывают и неправильные родители, которые говорят своим детям: «Попрощайся с феей», когда я уже переоделась в свою одежду и стою в коридоре. Может быть, это и вежливо, но сказка у детей разрушается. А вот если приходишь к школьникам, то всё по-другому. Детям постарше надо всё проверить. Если ты фея Винкс — то умеешь ли ты летать? Если ты Человек-паук — то можешь ли ты пускать паутину из рук? Со школьниками сложнее, им уже не сделаешь Трансформера, потому что они обязательно потребуют, чтобы он сложился. К таким ребятам нужен другой подход, другие образы, чтобы всё было достоверно.

«Детский позитив даст мне силы бороться за свое дело до конца» Фото: Анастасия Яковлева

Татьяна, не боитесь смотреть в будущее?

— Надо двигаться дальше, как бы страшно ни было. Нужно расширять бизнес. Увеличивать рекламу, расширять клиентскую базу. Затем буду набирать дополнительных работников, чтобы можно было обслужить больше заказов. Также думаю об объединении с другими аниматорскими фирмами. Иначе, видимо, не выжить. Я верю, что тот детский позитив, который я получаю во время своей работы, даст мне силы бороться за своё дело до конца.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь