X

Новости

Вчера
2 дня назад
14 ноября 2019
13 ноября 2019
Фото: Дом Актёра
144статьи

Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.

Театрам надо служить. Как отметили профессиональный праздник театры Пермского края

Накануне Всемирного дня театра, который отмечается 27 марта, в Пермском Доме актёра состоялась пресс-конференция, приуроченная к этому празднику. В ней участвовала министр культуры Пермского края Галина Кокоулина, а также руководители и актёры театров города и региона. Казалось, что это будет формальный отчёт об итогах и перспективах работы театров. Всё действительно так и начиналось, но в итоге перешло в нечто иное.

Конечно, присутствие регионального министра и без того придавало вес всему мероприятию. Хотя то, что на пресс-конференцию собрались все театральные руководители Перми и Пермского края, уже говорило о многом. И сами они тоже говорили о многом, но уже ближе к финалу. Такой общий сбор ради пресс-конференции удивляет тем, что все театры региона собираются в месте крайне редко, лишь раз-два в год на конкурсе капустников или на региональной «Золотой маске» — фестивале-конкурсе «Волшебная кулиса».

Праздник без празднования

Начался брифинг с печальной ноты. В связи с трагическими событиями в Кемерово были отменены подготовленные в Доме актёра торжества ко Дню театра. Галина Кокоулина порекомендовала театрам в ближайшие дни подобрать спектакли и концерты так, «чтобы всё было правильно по репертуару». Но с этим особых проблем не возникло. А когда был объявлен национальный траур, некоторые театры перенесли свои спектакли.

На самой пресс-конференции про ближайшие спектакли говорили немного: худрук Театра-Театра Борис Мильгам рассказывал, что 27 марта состоится 200-й показ мюзикла «Алые паруса», где Ассоль сыграли по очереди все три исполнительницы роли. Также директор театра оперы и балета Андрей Борисов призывал в День театра прийти к ним на концерт-энигму, который так был назван потому, что до его начала зрителям не была известна его программа, и на проходивший затем в частной галерее «Триумф» «Вечер молодых хореографов», где показывали специально подготовленные хореографические этюды.

Опережая вопросы журналистов, Андрей Борисов рассказал о ситуации с новой сценой оперного театра. По его словам, сейчас готовится встреча с губернатором по этому поводу и активно идут работы по выбору места для новой сцены.

Перекличка перспектив

В основном в первой части пресс-конференции шёл доклад отчётов и планов театров региона. Галина Кокоулина вместе с председателем Пермского отделения Союза театральных деятелей Анатолием Пичкалёвым рассказывали о том, как растёт количество постановок, посещаемость, сколько раз пермские театры были номинированы на «Золотые маски».

Также говорили о проектах, среди которых оказалось множество региональных, направленных на развитие театров малых городов. Вроде нескольких проектов «Единой России», которые все вместе были сведены под одним общим названием «Культура малой Родины». Участвуя в этих проектах, театры получают финансирование, которое они могут тратить не только на постановки, но и на обустройство инфраструктуры. Из всех городов региона в эту программу не попал только Кудымкар.

Но как рассказала руководитель проектов СТД Марина Зорина, с этим городом будет связана отдельная большая театральная история. В октябре этого года на площадках Коми-пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького пройдёт фестиваль «КудымкарАРТ» посвящённый 80-летию Кудымкара. В нём будут участвовать лучшие спектакли Прикамских театров. Фактически это будет фестиваль театров малых городов края. По словам Анатолия Пичкалёва, разрешение на право использования такого названия дал художественный руководитель Фестиваля театров малых городов России Евгений Миронов. Сам Фестиваль театров малых городов России тоже пройдёт в Пермском крае в 2019 году, в Лысьвенском театре драмы им. А. А. Савина, который принимал его уже четыре раза.

Со временем пресс-конференция переросла в очень мягкую форму отчёта, когда министр культуры просила приехавших театральных руководителей рассказать о работе их коллективов и дальнейших планах. Обо всём этом директора и худруки говорили с видимой радостью, ведь планов у всех театров оказалось много: от участия в фестивалях и новых постановок, до ремонта помещений и организации своих больших проектов.

О самом таком значительном и важном проекте рассказала директор Дома актёра Елена Старостина. Если кратко охарактеризовать его суть, то в Перми появилась новая структура — Ассоциация независимых театров.

Союз независимых

В Перми давно и успешно существуют негосударственные театры — «Новая драма», «Карабаска», «Туки-Луки». Но в последнее время в городе возникли и активно работают несколько так называемых независимых, частных трупп.

«В этих труппах работают профессионалы и, частично, любители, — говорила Елена Старостина. — Они уже зарабатывают себе на жизнь и создают лицо нашего города. Но зрители их знают мало. Мы в СТД решили, что это неправильно, нужно, чтобы город знал и понимал эти театры».

На пресс-конференции был представлен состав Ассоциации, в которую входят семь коллективов: драматические театры «КТО», «Птах», «Век жизни», «Большая стирка» и «Драма-альянс», а также пластические Свободный театр современного танца и театр танца и пластики «Артис». Специально для презентации этого объединения был подготовлен красочный буклет с краткой информацией о каждом театре.

«Свободный Театр Современного Танца» на фестивале «Dance семестр»

Сам факт создания такой организации независимых театров говорит о том, что они теперь признаны частью профессионального театрального сообщества Пермского края. Что даёт им новые возможности. Пока речь идёт о совместном решении общих вопросов и расширении аудитории. На счёт Ассоциации можно уже записать первое достижение — независимые театры теперь будут участвовать в краевом фестивале-смотре «Театральная весна», которому в этом году исполняется ровно семьдесят лет.

Семьдесят лет весны

Собственно, одним из главных поводов для этой пресс-конференции и был столь значительный юбилей «Театральной весны». Ведь это старейший региональный театральный фестиваль, в рамках которого приглашённые критики отсматривают и обсуждают все премьерные спектакли театров Прикамья. По итогам «Театральной весны» спектакли отбирают на проходящий раз в два года в Перми фестиваль «Волшебная кулиса», который возник в 1996 году.

Замечательным совпадением стало то, что в этот День театра также семьдесят лет исполнилось заместителю председателя Пермского СТД Софье Ляпустиной — именно она организует и проводит «Театральную весну» последние годы. Об этом совпадении она даже пошутила, что организует этот фестиваль не с рождения.

«Ирина Моисеевна Корчмарская, которой уже давно нет с нами, — рассказывала Софья Ляпустина, — когда принимала меня на работу в 1975 году, сказала, что надо служить театрам. И в этом уникальном проекте — главное, прежде всего, то самое служение театрам. Ни на один год „Театральная весна“ не прекращала существование, а системность — это огромная заслуга любого проекта. Каждый театр здесь получает некую аналитику. Но никто никого, извините, не жучит. В постсоветские времена в России результативность театров судится по количеству: зрителей, истраченных и полученных денег, „Золотых масок“. Мне кажется, что это не совсем справедливо и не столь содержательно, как могло бы быть. И этот фестиваль даёт доминанту содержательности не только Перми, но и России».

За счёт независимых театров «Театральная весна» в этом году существенно расширит свою афишу. Последнее время туда, в силу множества причин, не входили спектакли Театра оперы и балета. Но в дальнейшем эту ситуацию надеются исправить. Если получится, тогда в «Театральной весне» будут участвовать все театры Перми и Пермского края без исключения. Хотя одно исключение всё же есть — театр «У Моста», который последние несколько лет по своей воле не участвует в фестивале.

О том, насколько важна «Театральная весна» для самих театров, выразительнее всего говорили тёплые слова их руководителей. Михаил Скоморохов просил поддержать фестиваль финансово, чтобы критики могли увидеть больше спектаклей. А Борис Мильграм говорил, что семьдесят лет такого процесса — это правильно, и его не надо бросать, потому что эта традиция сама по себе делает очень много.

Вообще в тот день было сказано много добрых и искренних слов в адрес «Театральной весны», её организаторов и даже (невиданное дело) краевого минкульта, что официальная пресс-конференция с участием министра, постепенно превратилась в содержательное и живое общение коллег, которые очень редко собираются все вместе. Неожиданно это мероприятие показало то, как вольно сейчас дышат пермские театры, и то, сколько у них всего запланировано, а самое главное — показало их удивительную сплочённость. Так обычная пресс-конференция вдруг стала неплохой альтернативой торжествам ко Дню театра.

***

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь