X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Осторожно, сцена закрывается. Почему закрытие Театра-Театра — это хорошая новость

Фото: Анна Гилёва / Театр-Театр

12 января в группах Театра-Театра в соцсетях появилось объявление о его закрытии. Новость не на шутку переполошила театралов, которые наперебой строили гипотезы. Руководство театра молчало, не давая никаких комментариев. Как всегда, правильной оказалась самая простая версия: Театр-Театр решил заявить о реконструкции большой сцены. Говоря современным языком, Театр-Театр немножечко хайпанул, выставив эффектную картинку без каких-либо пояснений. Выдержав мхатовскую паузу, руководители театра рассказали о предстоящей реконструкции главной сцены только через четыре дня на специальной пресс-конференции.

«Король умер, да здравствует король!»

Директор театра Анатолий Пичкалёв и главреж Владимир Гурфинкель не ожидали такой бурной реакции на эту рекламную акцию — им писали и звонили даже из других городов и стран. Эту акцию придумал Егор Мухин, руководитель коммерческого отдела театра, который объединил в себе отдел продаж и пиара. Кроме нашумевшей картинки, заготовлены и другие изображения, которые разъясняют, что театр закрывается на реконструкцию и надо успевать купить билеты.

«Мы хотели, — объяснял Владимир Гурфинкель, — чтобы наши зрители, наши друзья, те кто любят наши спектакли и смотрят их многократно, вздрогнули и вдруг поняли, что нас не будет в городе в течение длительного времени».

Эта информационная кампания как раз и должна привлечь внимание к театру именно сейчас, потому что большая сцена прекратит работу на полгода, а когда она снова откроется, кое-что в привычных зрителям спектаклях может поменяться, а некоторые постановки и вовсе покинут репертуар.

Рассказывая о предстоящем преображении большой сцены, главный режиссёр Театра-Театра сыпал образными сравнениями. Про жёсткую интернет-провокацию он заметил, что это подобно тому, чтобы сказать любимой женщине «Извини, я ухожу» и молча уйти, не уточнив, что ты вышел на 15 минут. То, что Театр-Театр выходит на престижные фестивали и премии, имея устаревшие сценические технологии, Гурфинкель назвал участием в гонках на «Москвиче», где им приходиться брать умением, желанием и мастерством. А освоение новой сцены Владимир Львович сравнил со скрипкой музыканта, которая должна прийтись к руке, чтобы зазвучать. Но для этого потребуется большое вложение душевных сил.

По словам Владимира Гурфинкеля, сейчас для театра наступил одновременно радостный и грустный период — заканчивается определённый этап в его жизни. Такого театра больше не будет. Его ждёт серьёзное обновление — не только в технической, но и творческой сфере. Эту перемену главреж прокомментировал крылатой фразой: «Король умер, да здравствует король!»

Фото: Анна Гилёва / Театр-Театр

Три метра над уровнем сцены

Анатолий Пичкалёв увлеченно рассказывал о подробностях и технических деталях реконструкции. Правда пока нет конкретики, когда на большой сцене снова начнут идти спектакли. Сцену точно закроют первого апреля (и тут никаких розыгрышей), 1 октября подрядчик (для монтажных работ он пока неизвестен, но скоро пройдёт тендер) сдаст работу. Спустя месяц подготовки и репетиций новая сцена будет торжественно открыта. Это будет в начале ноября. Точно известно, что откроется она премьерой давней мечты худрука театра Бориса Мильграма — мюзиклом «Винил», постановка которого без реконструкции невозможна.

«Самое смешное, что внешне зритель не заметит изменений на сцене, — рассказывал директор театра, — „круг-кольцо“ остаётся. Оно так же будет крутиться в одну и в другую строну. Только мы сможем опускать фрагменты сцены на три метра вверх и на три метра вниз. При этом они смогут вращаться. Это фантастические возможности»

Фото: Анна Гилёва / Театр-Театр

Всего должно быть 15 подъёмно-опускных площадок, которые смогут выстраиваться в виде амфитеатра: четыре на круге, четыре на кольце и ещё четыре на арьерсцене и авансцене (так называемые «Берега»). Также в оркестровой яме будет три подъёмно-опускных площадки, ведь в разных спектаклях оркестр находится на разных уровнях. Осуществляться подъём сегментов будет с помощью изобретённой в Канаде приводной системы «Спиралифт». До этого в российских театрах она не использовалась. Благодаря всем этим инженерным решениям, сложные постановочные задачи можно будет решать одним нажатием кнопки на пульте помощника режиссёра, а Театр-Театр станет одним из самых оснащённых в техническом плане театров в стране.

Эскизы проекта реконструкции нижней механики большой сцены Театра-Театра Фото: Пресс-служба Театра-Театра

«Спиралифт» был единственным изменением, которое российский производитель театральной механики и электроники ООО «Театральные технологические системы» внёс в проект прошлого подрядчика — ЗАО «Электропроект». В своё время этот проект, как и сама реконструкция большой сцены, не был реализован из-за продолжавшегося долгое время конфликта между театром и краевым министерском культуры. Тогда ЗАО «Электропроект» уже успело изготовить часть необходимого оборудования стоимостью 45 миллионов рублей, которое всё это время находилось на хранении, а сейчас будет предоставлено для работ по проекту. На сами работы потребуется еще 155 млн рублей. То есть, суммарно реконструкция большой сцены Театра-Театра обойдётся краевому бюджету в 200 млн рублей.

Мы бродячие артисты

«Сцена-Молот», опровергая прогремевшее «Театр закрывается», будет работать в нормальном режиме. А сам Театр-Театр всё это время будет много гастролировать. В планах гастроли по Сибири и Уралу, а также по Пермскому краю. По словам Анатолия Пичкалёва, театр специально готовит небольшие спектакли, чтобы выступать с ними не только в городах, но в центрах творчества и досуга небольших населённых пунктов. Кроме того, спектакли Театра-Театра будут идти в различных дворцах культуры Перми, вроде ДК Солдатова и ДК Кирова.

Ещё в эти полгода в театре собираются превратить в театральный зал большое фойе, так же, как это уже было сделано на спектакле «БароККо» во время прошлого «Пространства режиссуры». Для этого уже закуплено оборудование. Уже летом в этом пространстве Владимир Гурфинкель представит свою постановку бала Наташи Ростовой из «Войны и мира».

Новых спектаклей на большой сцене, кроме «Винила», в этом году от Театра-Театра ожидать не стоит, но не только из-за реконструкции. Премьера рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» в постановке английского режиссёра Майкла Ханта переносится на следующий год, потому что до сих пор продолжаются переговоры о предоставлении прав на постановку.

Перед закрытием сцены зрителей ждёт серьёзное обновление «визитной карточки» Театра-Театра — мюзикла «Алые паруса». Кроме новых костюмов и новых декораций, в спектакль будут введены молодые артисты из стажёрской группы. Новый состав выйдет на сцену в спектакле 26 марта. А на следующий день, 27 марта, в день театра, старый состав сыграет юбилейные, двухсотые «Алые паруса». Таким образом, этот мюзикл станет последним спектаклем Театра-Театра, который будет сыгран на старой сцене перед её закрытием.

***