X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
08 декабря 2017
07 декабря 2017
06 декабря 2017

Remote Perm: Способ использования города

Фото: Тимур Абасов

Проект Remote Х — это активно набирающий популярность формат «променад-спектакля». Х в названии — это место для обозначения города, в котором он проходит. Фактически это перенесённый в городские условия квест. Участники Remote Х — они же действующие лица и исполнители. Перед стартом все они получают наушники и отправляются в необычное путешествие по городу, следуя указаниям синтетического голоса, напоминающий голос Siri из айфона. Всего в одном спектакле, длящемся ровно 100 минут, участвуют 50 человек. Организаторы планируют провести в Перми 20 спектаклей.

Мультижанровость и новаторство — одни из ключевых принципов, по которым формируется программа Международного Дягилевского фестиваля (в 2017 году пройдёт с 14 по 25 мая). В этом году на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, организаторы много говорили о важности зрительского участия. Современный театр предлагает форматы, когда публика перестает быть пассивным наблюдателем, включается в процесс и сама становится полноценным участником спектакля. Remote Perm — тот самый проект про зрительскую «включённость». В нём последние тенденции в театральном искусстве переплетаются с элементами перфоманса и флешмоба, подпитываются энергией городского пространства и сопровождаются музыкальными треками, написанными специально для пермских улиц.

Проект Remote Х появился в Германии, он был создан берлинской театральной командой Rimini Protokoll, основанной в 2002 году. За это время проект Remote Х стал поистине международным. Эти спектакли проходили в 30 крупных городах мира: от Берлина до Сан-Паулу, от Парижа до Нью-Йорка, от Абу-Даби до Лондона. Был Remote Х и в нашей стране — в Москве и Санкт-Петербурге. Пермь — третий российский город, присоединившийся к этому проекту.

Маршрут спектакля индивидуален для каждого города. Специально для выбора возможных мест действия в Пермь приезжал режиссёр и сценарист команды Rimini Protokoll, Йорг Карренбауэр.

Фото: Тимур Абасов

Йорг Карренбауэр:

Мы сначала выбираем начальную и конечную точку. Начальную точку стремимся выбрать подальше от центра города, такую тихую, уединённую, обычно получается, что это какое-то кладбище или парк, а конечная точка — это какая-то крыша в центре города. Это противопоставление чего-то спокойного и отдалённого и очень яркого, наполненного жизнью. По пути мы стараемся найти другие точки, например, церковь. Иногда включаем в маршрут общественный транспорт

В Перми режиссёра заинтересовали самые разные точки на карте города: от Егошинского кладбища и художественной галереи до зданий ЦУМа и «Колизея». Все они вместе должны образовать одну историю. При этом сам спектакль ни в коем случае не является обычной экскурсией по городу с использованием аудиогида. Ведь создателей спектакля интересует не столько архитектура или история города, сколько его пространство и то, как в нём живут люди.

Йорг Карренбауэр поднимался по служебной лестнице под крышу ЦУМа, а также внимательно изучил, какие виды открываются с верхних этажей обоих «Колизеев». Фото: Тимур Абасов

Йорг Карренбауэр:

Важно понимать, что это не экскурсионный тур по городу, не тур по истории или архитектуре. На самом деле, город больше используется как декорация, поверхность для исследования. Может иметь значение стекло в здании, которое отражает свет, или ширина улицы. Но это ни в коем случае не экскурсия. В целом, это больше спектакль о том, насколько предсказуемы люди, и насколько они должны быть предсказуемы, чтобы город мог функционировать. Мы сейчас переходили дорогу не по светофору, а по пешеходному переходу, но мы знали, что водители остановятся, чтобы нас пропустить. Мы знаем некие негласные правила, которые позволяют нам двигаться по городу. И этот спектакль должен быть о тех или иных правилах.

По словам Йорга Карренбауэра, именно пространством российские города отличаются от других городов мира. По его мнению, главной отличительной особенностью наших городов является их широта, словно предназначенная для больших людских масс. Его удивило то, что в каждом российском городе есть большая открытая площадь, на которой иногда чувствуешь себя абсолютно потерянным. В Перми это, естественно, Эспланада.

Ещё одним открытием режиссёра в российских городах стало огромное количество дворов, проулочков, переулков и каких-то скрытых проходов между домами, потому что в США и в Европе такого уже нет — там везде заборы и ограничения. Хотя мы сами считаем, что Россия в целом и Пермь в частности перегорожены заборами, и кажется, что всё закрыто и запрещено, по мнению Йорга Карренбауэра, это совсем не так — на самом деле здесь есть ощущение большей свободы для перемещения. И это создаёт хорошие возможности для проекта Remote Х.

Йорг Карренбауэр:

Это всё в первую очередь открывает возможность зрителям увидеть другую грань своего города. Их можно увести с тротуара и завести в какой-то закоулок, где они никогда не были, на какую-то парковку, чтобы потом выйти с другой стороны, на другой улице.

Но в этом спектакле будет важен не только город, но и то, как незнакомые люди начинают взаимодействовать в группе, а также с современными технологиями, которые постепенно заполняют наш мир.

Фото: Тимур Абасов

Йорг Карренбауэр:

На самом деле, спектакль многоуровневый. Первый уровень — это, собственно, голос в наушнике, который подсказывает, куда идти и что делать. Второй уровень — это группа как таковая, её исследование. Что люди чувствуют, что они делают, как быстро им становится скучно, насколько быстро они устают. Что получится, если один человек перестанет слушаться этого голоса в наушнике. И в целом вся драматургия строится на том, как существует группа от начала до конца, что её объединяет. Ещё очень важно отметить, что этот голос электронный, сгенерированный. Таких голосов, будь это голоса навигатора, Siri или объявлений в аэропортах, в нашей жизни становится всё больше. Они подсказывают нам, что делать дальше. В начале этот голос звучит очень странно, поскольку он сгенерирован на компьютере, но ближе к концу к нему привыкаешь. Он каким-то образом пытается подружиться со всей группой.

Результатов исследования Перми Йоргом Карренбауэром осталось ждать не так уж и долго. 14 мая, в первый день Дягилевского фестиваля, пермяки сами смогут примерить наушники и, отдавшись воле электронного голоса, отправиться в маршрут по родному городу. Может быть, они пустятся в это путешествие, чтобы взглянуть на Пермь со стороны, по-новому открыть её для себя. А может быть, для чего-нибудь ещё, ведь, судя по словам режиссёра, проект Remote Х открыт для всех целей, мотивов и толкований.

Йорг Карренбауэр:

Я даже не знаю, как правильно сформулировать цель проекта. Нет цели научить чему-то. По сути, это большая компьютерная игра в режиме реального времени с элементами флэшмоба, потому что иногда вся толпа начинает танцевать или вдруг идти спиной вперед. Это большая компьютерная игра в реальной жизни и способ использования города. Иногда, конечно же, случается, что участники открывают свой город с другой стороны, видят его иначе. Но мы не ставим перед собой цели найти и показать какие-то странные, неизвестные, необычные места. Мы используем те места, которые нам нужны, а в процессе уже происходят разные вещи.