
Рассылка
Подкасты

Стань Звездой


Новый цеховой порядок: завод Шпагина в «Переходном состоянии»
На этих выходных в пространстве завода Шпагина совпали два события: Red Market и открытие выставки пермских художников «Переходное состояние». Иван Козлов отправился туда, чтобы написать рецензию на выставку, но обнаружил, что сам факт этого совпадения даёт гораздо больше поводов для размышлений, чем любое из них в отдельности.
Всё это и правда здорово, но работа с персональной памятью предполагает взгляд из настоящего в прошлое. Пытаясь уловить уходящее, вглядываясь в пылинки и собирая разбросанные по заводской территории сиротливые артефакты, мы словно соглашаемся с тем, что работаем с делами недавно минувших дней, и что пора для рефлексии, сожалений и светлой грусти уже настала.
А ведь это не так. История рабочих завода Шпагина вершится сейчас, она не кончается, завод ещё даже не закрыт, а люди, многолетний жизненный уклад которых переломили на корню, ещё и близко не свыклись с пережитой драмой и не устроились на новых местах. История про современность требует другого тона

При этом одной из немногих художниц, создавших прямое и актуальное высказывание, оказалась Лена Рэмбо
Не менее сильный проект представил Андрей Пикалов, но тут своё дело сделали рабочие, Андрей же выступил скорее как документалист с навыками художника. Тем не менее, записанные Андреем фразы вроде «Шли бы вы со своей культурой сами знаете куда» превратились в ключевые высказывания всей экспозиции.

Ещё один точный проект задумал Илья Гришаев, который в течение ближайшей недели воссоздаст (в своём стиле, конечно) обнаруженную на заводе агитационную фреску
Илье, кстати, повезло больше прочих: он будет работать над своим проектом уже после окончания Red market
В субботу и воскресенье группа «Лилия» (Илья Гришаев, Анна Гарсия и ещё несколько участников) планировали выступить с экспериментальными концертами: для этого они специально создали треки, в основу которых легли собранные в работающих заводских цехах звуки. В первый день концерт с горем пополам случился, хоть и вызвал неоднозначную реакцию посетителей маркета и охраны. На второй день концерт мог вообще сорваться, но после переговоров с организаторами художники нашли компромисс. Хотя, честно говоря, назвать это компромиссом было сложно: заводские звуки не слышал никто, кроме нескольких человек, надевших специальные наушники. Душевное спокойствие и хорошее настроение других посетителей, пришедших насладиться вкусной едой и приятной музыкой, таким образом, осталось вне опасности.

Более символичную историю, казалось бы, трудно выдумать: в обновлённом пространстве завода Шпагина раздававшиеся десятилетиями звуки не только стихли, но и были отторгнуты. Хозяином положения стал не рабочий и даже не художник, а потребитель позитивного контента. А в такой ситуации никакое социальное действие и острое высказывание не то чтобы невозможно (к чести организаторов, никаких попыток вмешательства в выставочную экспозицию не было), но неуместно
А между тем, оно всё ещё необходимо, и заводу Шпагина от этого никуда не уйти

А в случае с заводом Шпагина такие люди есть. Конечно, было бы наивно пребывать в уверенности, что завод разогнали потому, что творческим пермякам было негде раз в год продавать крафтовые бургеры. Как заметил Владимир Абашев, причины закрытия завода могут быть самыми прозаичными, и мне бы не хотелось увязывать разные темы и бросать тень на тех, кто сейчас искренне пытается сделать завод Шпагина интересным и осмысленным местом.
Но, как бы там ни было, в этой истории слишком много животрепещущей драмы, чтобы просто игнорировать её или записывать в заводское прошлое. Говоря всё это, я чувствую себя неуютно: я ведь не защитник ничьих трудовых прав и даже не гражданский активист. Но, кажется, в этой ситуации и не нужно обращаться к социально-политическим категориям. Всё формулируется гораздо проще. Red Market на заводе Шпагина в текущих условиях оказался проявлением обыкновенной бестактности.
И я не готов обвинять в этой бестактности нынешний арт-менеджмент проекта. Это честные люди со своими убеждениями, которые делают своё дело. Всему виной контекст, а контекст задают власти. Это ведь не культурные менеджеры виноваты в том, что к концу 2018 года рабочие всё ещё полны недовольства и лишены чёткого видения своего будущего, а вокруг этой темы нарастает социальная напряжённость. Не они виноваты в том, что на протяжении последней пары лет с рабочими никто не разговаривал об их перспективах. И не они виноваты в том, что в итоге открытие маркета совпало с открытием выставки, и контраст двух событий обнажил нервы этой истории.

Конечно, завод Шпагина не впервые становится площадкой для культурных мероприятий. Но когда там проходил финал «Дягилевского фестиваля»
Кстати, сегодня я где-то услышал краем уха, что в конце декабря они планируют собраться в заводской столовой и вместе встретить свой последний новый год в статусе работников завода, на который не вернутся. Я никого из них не знаю, и меня они, соответственно, не ждут, но мне кажется, что даже на таких посиделках я чувствовал бы себя более уместно, чем в бывшем заводском цеху в эти выходные.
Рекомендуем почитать

Новое на сайте


Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь