X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: flickr.com/photos/rudolf_schuba/
86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Почему в Перми нет Starbucks?

McDonalds есть, Coffeeshop есть, KFC есть... В Перми много мировых брендов, но вот самой известной кофейни на планете — нет. Почему?

Starbucks — это американская корпорация по продаже кофе. На сегодняшний день это самая крупная кофейная компания в мире с более 20,5 тыс. кофеен в 64 странах.

Starbucks в мире

В России первая кофейня Starbucks появилась в Москве — в сентябре 2007 года. За семь лет, минувших с этого знаменательного события, в России появились более 75 кофеен, в том числе в Санкт-Петербурге, Ярославле, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи и — с 27 сентября — в Екатеринбурге. На очереди Тюмень, где открытие Starbucks назначено на 4 октября.

Что же такого замечательного в Starbucks? По идее, на этот вопрос есть однозначный ответ: ребята из Starbucks готовят действительно хороший кофе. Говард Шульц — человек, который создал Starbucks таким, каким мы его знаем, — настоящий фанатик кофейного дела, в лучшем смысле этого слова. Струя кофе из кофемашины должна течь так, как мёд стекает с чайной ложки, ни больше ни меньше. Громоздкая кофемашина не должна скрывать бариста от посетителя, а зёрна хранятся в специальных пакетах, не пускающих внутрь влагу и кислород. Если за неделю кофе из этой упаковки израсходован не полностью — зёрна отправляются в мусорку. Интересно, что в самом помещении тоже всё продумано до мелочей, ведь кофейня — это не дом, не офис, а «третье место», куда люди приходят пообщаться, поработать или просто отдохнуть за чашкой кофе. Даже плей-лист в Starbucks един: музыка в кофейне пражского аэропорта будет играть та же, что и в Starbucks на Пхукете или в Сингапуре.

Неизменно превосходный кофе — это, безусловно, одна из главных привлекательных черт Starbucks, однако не стоит забывать, что за более чем 20-летнюю историю компания создала целую кофейную культуру. Например, знаменитые тамблеры Starbucks — стильные термостаканы — можно увидеть в руках любителей пить кофе на ходу в любой точке мира.

Впрочем, если вы думаете, что у Starbucks всё хорошо, то это не совсем так. Например, в июне 2014 года Еврокомиссия заподозрила компанию в не самых честных налоговых схемах, когда прибыль сети перераспределяется между разными филиалами в разных странах. Таким образом, существенно снижается налогооблагаемая база. Подозрения на использование подобных схем пали и на другие компании: на Apple и Fiat Finance and Trade. При этом претензии к Starbucks связаны с деятельностью компании на территории Нидерландов.

Starbucks в Перми

Надо ли открывать в Перми Starbucks — вопрос отдельный. Пока готовился этот материал, в популярной соцсети мы провели опрос: нужен ли в Перми Starbucks? Вопрос о репрезентативности такого опроса ставить не будем — проводили мы его из чистого любопытства, а не в научных целях. И результаты получились следующие.

Всего в опросе приняли участие 144 человека. Из них 58 (то есть 40,3 %) ответили: «Однозначно нужен. Там крутой кофе, шикарная выпечка и стильные стаканчики». Большинство — 81 человек (или 56,3 %) — проголосовали за вариант: «Не нужен. У нас есть много своих кофеен, ничем не хуже дорогущего „Старбакса“». А оставшиеся 3,5 % в лице 5 человек ответили по-своему в комментариях. Если свести все ответы к единому знаменателю, то большинство респондентов полагают, что покупка франшизы Starbucks каким-нибудь пермским предпринимателем сведёт на нет всё хвалёное качество кофе.

А между тем переживают они зря. Как сообщили «Звезде» в представительстве Starbucks, в России компания франшизу не продает. Возможно, исходя из опасений, что сторонний человек не сможет соответствовать стандартам Starbucks, да ещё и поддерживать высокий уровень сервиса. Так что решение о заходе в город принимает компания, исходя из своих стратегических замыслов. Однако напрямую представители кофейной корпорации отвечать на вопросы отказались. Ни на вопрос о том, кто именно принимает решение о заходе в город, ни на вопрос о конкретных требованиях к помещению, городу или предпринимателю ответов мы так и не услышали.

Пресс-служба корпорации в ответ на наш вопрос:

— Мы не готовы прокомментировать те вопросы, которые вы нам прислали. К сожалению, мы не можем разглашать информацию по нашему гайдлайну.

Впрочем, встать под знамена транснациональной кофейной корпорации всё-таки возможно. Некоторые источники утверждают, что условия открытия кофейни под знаком Starbucks могут быть оговорены индивидуально. В частности, есть вариант заключить соглашение с передачей прав использовать бренд и технологии. Однако если заключить подобный договор, владелец новой кофейни не получит обычные при франчайзинге льготы и не сможет рассчитывать на консультации и поддержку главного управления компании.

Кроме того, не стоит забывать, компания предъявляет очень строгие требования к помещению будущей кофейни. Например, входная дверь должна смотреть строго на восток или на юг, и ни в коем случае на север. Это не суеверие, а элементарная забота о посетителях: при таком расположении сохраняется максимальное естественное освещение, но солнце не бьёт в глаза. Разумеется, размер помещения и его расположение тоже строго регламентированы, как и внутренняя отделка. Все это требует немалых затрат и, по самым скромным прикидкам, обойдётся инвестору не меньше, чем в $200 000. И как быстро окупятся такие затраты?

В Перми кофе пьют много и с удовольствием, но вот найдёт ли Starbucks своего покупателя — непонятно. Мы обратились за экспертным мнением к основателю сети кофеен «Red Cup» Илье Гусеву.

Илья Гусев:

— Свободная ниша есть всегда. В нашем городе недостаток маленьких независимых кофеен в чистом виде, то есть без еды и алкоголя. Фактически нет кофеен с альтернативными способами заваривания кофе, а это общемировой тренд — мало кто варит хороший кофе в турке. Но те, кто работает в этом направлении, рано или поздно сформируют этот рынок. Кроме того, не высок общий уровень подготовки бариста в городе. Рестораторы также недооценивают роль чашки кофе в меню. Им проще взять машину и посуду в аренду, нежели купить и провести работу по обучению персонала и по подбору зерна.

Уровень цен в Starbucks значительно выше, чем средний по городу. Конечно, есть приверженцы бренда, которые готовы платить, но их не так много, как хотелось бы. Плюс или скорее минус — несоответствие арендных ставок на недвижимость и покупательной способности населения. К тому же у нас присутствует неоднородность трафика в городе, недостаток хороших ТЦ и площадей на первых линиях.

Старбакс мне нравится подходами к рабочему процессу и организации. Говард Шульц — легендарная личность. У него есть чему поучиться. Приходя в любую из кофеен сети, ты точно знаешь, что получишь в чашке. А вообще, лучший кофе — это тот, который нравится вам. И только вам решать, где его приобретать.

Появится ли Starbucks в Перми — вопрос без ответа. Однако открытие кофеен в Екатеринбурге и Тюмени позволяет надеяться, что кофейные магнаты нацелились-таки на Урал, и в скором времени и Пермь обзаведётся собственным Starbucks.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь