X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
01 июня 2020
Фото: Константин Долгановский
17статей

На чём строится экономика Перми и края? Основные рынки.

Падение пермского авторынка в цифрах

Кризис заставил среднестатистического жителя Пермского края отказаться от покупки машины, в лучшем случае — переориентироваться на более дешёвый или подержанный автомобиль

Снижение спроса на продукты питания, сокращение оборота общепита, низкие объёмы продаж путёвок... Следующим пунктом в ряду симптомов текущего кризиса стоит сжатие автомобильного рынка.

По данным аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии 2015 года в Пермском крае было продано на 37 % меньше легковых автомобилей, чем за тот же период прошлого года. В абсолютном выражении количество завершённых сделок равно 45 050.

Изменился не только объём продаж, но и качественная структура спроса — в рамках кризиса 2014-2015 годов такая картина характерна почти для любого потребительского рынка. Как и следовало ожидать, и без того невысокий спрос перераспределился в пользу более доступных по цене подержанных автомобилей: теперь доля вторичных продаж на рынке составляет 77 %, хотя ещё год назад она была равна 70 %.

Абсолютным лидером как первичного, так и вторичного рынка Прикамья по-прежнему остаются автомобили LADA. Более того, LADA смогла укрепить свои позиции, несмотря даже на снижение объёмов продаж. Доля этой марки в первом полугодии составила 38 % против 34 % в январе-июне 2014 года, а в абсолютном выражении было продано 17 110 автомобилей. Все остальные марки сильно отстают по рыночным долям. Среди наиболее распространённых: CHEVROLET, TOYOTA, RENAULT (по 6 % продаж), HYUNDAI (5 %), KIA (4 %).

Продажи на основном сегменте регионального авторынка — вторичном — сократились не так сильно, а именно на 30 %. Несмотря на то что по абсолютным показателям LADA лидирует, она и здесь не попала в число марок, пострадавших от кризиса в наименьшей степени. Среди них оказались VOLKSWAGEN (лишь −22 %), RENAULT и DAEWOO (по −26 %). Сильнее всего кризис на вторичном рынке ощутили владельцы TOYOTA: продажи автомобилей этой марки упали на 40 %.

А вот провал на рынке новых машин в Пермском крае был глубже, чем в среднем по стране. В январе-июне 2015 года в России машин было продано на 37 % меньше, а в нашем регионе — на 52 %.

Наиболее существенные потери понесли VOLKSWAGEN и NISSAN, количество продаж которых упало на три четверти (−71 % и −76 % соответственно). Зато если посмотреть на отдельные модели, то среди них есть и такие, количество сделок по которым снизилось совсем незначительно: RENAULT LOGAN — на 16 %, а HYUNDAI SOLARIS — всего на 7 %. По оценкам «Автостата», общая ёмкость краевого рынка новых легковых автомобилей составила в первом полугодии 10,4 млрд рублей.

Несмотря на провал продаж новых автомобилей по всему краю, столица региона вошла в число топ-10 среди городов-миллионников по динамике первичного рынка, составленном по итогам 1-го полугодия. Из всех крупных городов, попавших в исследование «Автостата», минимальный спад зарегистрирован в Ростове-на-Дону: −41,6 %. В Перми, занимающей в рейтинге 8-е место, количество продаж новых автомобилей упало с 50,5 % до 5 275 %.

При этом абсолютный объём рынка нашего города невелик в сравнении с другими миллионниками. Он близок к воронежскому (там было продано 5 972 автомобиля), но существенно уступает, например, екатеринбургскому (7 986), нижегородскому (7 488) и самарскому (8 366).

Как и в целом по краю, лидером в Перми остаётся марка LADA, на её долю приходится практически четверть всех продаж новых автомобилей. Вторую строчку занимает RENAULT с долей рынка в Перми 11 %, а замыкает тройку лидеров HYUNDAI (9 % рынка).

Вполне вероятно, что кризис мог привести к гораздо более серьёзным последствиям на автомобильном рынке, чем те, которые мы наблюдаем сейчас. Согласно результатам опроса, проведённого «Автостатом» в июле 2015 года, только 29 % респондентов не стали корректировать свои планы по покупке автомобиля. Большинству же респондентов в связи с кризисом пришлось либо вовсе отказаться от своих намерений, либо рассмотреть более дешёвые автомобили и автомобили с пробегом вместо нового: в сумме эти варианты выбрали 58 % опрошенных.

Конечно, один из основных факторов, который называли респонденты, — это кризис как таковой: тревожные ожидания и неопределённость будущего заставили их пересмотреть свои траты. Все остальные причины корректировки намерений по покупке автомобилей можно разделить на две группы. Первая группа: изменились жизненные обстоятельства самих потенциальных покупателей — от снижения заработной платы до потери работы. Вторая группа: изменилась рыночная конъюнктура, то есть произошёл рост цен на машины и выросли ставки по кредитам. В частности, по оценкам «Автостата», средняя цена нового автомобиля в России за первое полугодие выросла на 18 % и составила в Пермском крае чуть более 1 млн рублей.

Не рухнуть в пропасть авторынку помогло государственное субсидирование процентной ставки по автокредитам, запущенное с 1 апреля 2015 года, в рамках которого государство возмещает 2/3 ключевой ставки Центробанка. Первые результаты этой меры уже вполне можно оценить: в нашем регионе доля кредитных продаж автомобилей во втором квартале увеличилась по сравнению с первым в два раза. Сейчас половина всех сделок в регионе совершается с использованием автокредитов, хотя в январе-марте их доля была равна лишь 25 %.

Общее количество выданных в Пермском крае в первом полугодии автокредитов равно 3 910. По этому показателю Пермский край занимает 12 место среди всех регионов России, пропустив вперёд себя Москву, Санкт-Петербург, Свердловскую область, а также все экономически развитые регионы ПрФО.

На пользу авторынку идёт и тенденция по снижению кредитных ставок самими банками. Вслед за снижением ключевой ставки Центробанка происходит снижение ставок по всем видам кредитов. И десятки банков ежемесячно меняют условия по автокредитам, делая их более доступными. Как сообщила Ассоциация российских банков совместно с исследовательской компанией FrankResearchGroup, с января по июнь средневзвешенная стоимость кредита на новый автомобиль снизилась на 8,39 процентных пункта, на автомобили с пробегом свыше 1000 км — на 7,72 п. п.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь