X

Новости

Сегодня
Вчера
14 июня 2019
13 июня 2019
Фото: Кинозавод

«КиноЗавод»: Голливудские амбиции в пермской реальности

В Центре городской культуры в минувшую субботу весь день работал «КиноЗавод» — место, где каждый желающий мог сыграть роль в короткометражном кино или даже снять свой собственный фильм. Мероприятие было настолько же необычным, настолько и амбициозным по своему замыслу. И, как оказалось, даже слишком амбициозным.

Изначально планировалось, что «КиноЗавод» будет идти три дня и в его программе будет мощный образовательный блок с мастер-классами и кинопоказами, специально для проведения которых в Пермь приедут режиссёры и сценаристы из Москвы. Но примерно за неделю до мероприятия организаторы объявили, что всё это великолепие отменяется и «КиноЗавод» пройдёт в один день, в течение которого можно будет попробовать себя в качества режиссёра или актёра короткометражного кино.

Как объяснила продюсер «КиноЗавода» Соня Попова, такое радикальное сворачивание программы произошло по самой прозаической причине. У организаторов, которые реализуют проект на свои средства и без какой-либо финансовой поддержки со стороны, просто не оказалось возможности привезти режиссёров из столицы, потому что заранее было продано мало билетов на мероприятие.

Соня Попова

Соня уверена: в Перми есть люди, заинтересованные в съёмке кино, просто их нужно активизировать. И «КиноЗавод», даже в усечённом формате, можно называть первой полноценной попыткой такой активации. А то, будет ли этот проект продолжен в дальнейшем, зависит именно от итогов «КиноЗавода». Сама Соня Попова занимается кино с детства, и в её планах — поехать осваивать киноискусство в Лос-Анджелесе.

Выглядела работа конвейера «КиноЗавод» так: каждый пришедший должен был выбрать, кем он хочет стать на короткое время: актёром или режиссёром (режиссёрский билет был чуть дороже), и оправляться в творческий путь. У тех, кто хотел попробовать себя в качестве артиста, всё было просто: они направлялись на специальный тренинг по актёрскому мастерству и сценической речи, после которого ждали режиссёров, которые хотели бы снять их в своих фильмах. Пожелавшим стать режиссёрами предстоял путь посложнее (всё как и в жизни). Сначала их ждал сценарный цех, где они могли, словно конструктор, собрать сценарий своего будущего фильма (длиной в минуту): выбрать, сколько будет героев (не больше четырёх), их основные черты характера (всего две). Затем режиссёры под чутким руководством специалистов (среди которых была и продюсер «КиноЗавода») дорабатывали тексты, подбирали актёров и одежду для них в специальной небольшой костюмерной, а затем отправлялись на съёмочную площадку или, по-киношному, «локацию», выбрать которую режиссёр должен был ещё на стадии написания сценария.

Костюмерная

На выбор предлагалось три площадки со всем необходимым оборудованием. Первая — «хромакей», то есть «зелёный экран», на который можно на монтаже наложить какую угодно декорацию. Вторая — «уютная локация», самая большая, на которой можно было вести съёмку VR-камерой на 360 градусов. Третья локация называлась «ярмарка», и это было просто красиво украшенное пространство.

Хромакей
Локация «Уютная»

На «КиноЗаводе» трудились в общей сложности двадцать «рабочих», которых можно было узнать по соответствующим надписям на футболках. «Рабочими» стали те, кто, несмотря ни на что, активно снимают фильмы в нашем городе. Поэтому «КиноЗавод» можно назвать удачно сложившейся коллаборацией пусть не всех, но большинства киношников Перми. Про многих из них мы уже писали.

Актёрский тренинг проводила Елена Костарева из «Кино-театрального объединения». «К.Т.О.» оказалось выгодным партнёром, потому что его организаторы владеют магазином одежды и помогли «КиноЗаводу» ещё и с наполнением костюмерной. Хотя основной задачей Елены Костаревой всё-таки было немного «растормошить» пришедших людей, среди которых были и те, кто никогда не прикасался к актёрскому искусству.

Актёрский тренинг Лены Костаревой

«Есть простые тренинги, которые люди быстро понимают. Я показываю — они выполняют. Естественно, у пришедших было много разных зажимов в плане речи, голоса тоже зажатые, они очень стесняются, смеются, не воспринимают это всерьёз... Но, в принципе, мне было нетрудно заниматься с ними. Основная задача — немного растормошить людей, хотя бы чуть-чуть научить координации, тому, как не теряться в пространстве и быть внимательными, то есть научиться слышать, видеть, ощущать и держать дистанцию», — поделилась впечатлениями Елена.

Участники команды фильма «Изнанка жестокости», в частности, его режиссёр Лев Калимуллин, на «КиноЗаводе» заняли места операторов на площадках. В проект они попали при посредничестве Сергея Расторгуева, руководителя студии Creative World, с которой сотрудничают. Самого Сергея пригласила Соня Попова. Оказалось, они знакомы давно — учились в одной школе и вместе уже участвовали в нескольких творческих проектах. Расторгуев вёл съёмку на площадке для VR-камеры, тем самым продвигая эту новую технологию.

Сергей Расторгуев Фото: Кинозавод

— Для меня «КиноЗавод» интересен возможностью приобщить людей к киноискусству. Если театр у нас в Перми развит хорошо, то кино, грубо говоря, в андеграунде, его надо поднимать на новый уровень, — считает Сергей. — У нас тут целая локация с VR-камерой, и это ещё одна возможность рассказать людям, что такое VR.

Если говорить о том, что здесь приходится работать, грубо говоря, с дилетантами, то надо вспомнить, кто такой дилетант. Это человек, который занимается тем, в чём у него нет никакого образования. И в этом плане мы все дилетанты, потому что в России, к сожалению, нет хорошего кинообразования, его организации. Поэтому мы всё учим сами. Я сам дилетант, хотя и учился на режиссёра, но через какое-то время обучения стало ясно, что это образование ещё на советском этапе и оно не развивается. А это необходимо, если мы стремимся куда-то дальше.

Поначалу всем «рабочим» пришлось подождать, когда режиссёры и актёры будут готовы «делать своё кино». Первым стал режиссёр картины «12 условностей» Олег Ширинкин. Фильм снимался на «хромакее», это простая история о том, как Он и Она проснулись вместе после бурной ночи. Артистов было задействовано всего двое — Дарья Редкина и Данил Морозов.

Съёмки «12 условностей»

На всю съёмку ушло около часа (примерно столько же времени снимались и другие картины). В процессе режиссёр и актёры много импровизировали, на ходу дополняя текст сценария (так, например, родилась сцена, в которой девушка бросает в лицо парню деньги).

До проекта Олег Ширинкин не имел никакого опыта в кино и пришёл «просто приятно провести время». Идея сценария была у него заготовлена заранее, но писали его всё равно уже на месте, совместно с консультантом (впрочем, это было характерно — в основном идеи рождались именно в сценарном цехе). Дарья Редкина пришла на «КиноЗавод» по совету друга, с которым в детстве занималась в театральной студии. Она хотела бы связать свою жизнь с «чем-то подобным», но пока не получается из-за работы. Для Данилы Морозова это был первый опыт в кино, но его это сфера очень интересует, — хочет выучиться на артиста. Сам «КиноЗавод» так увлёк Данила, что молодой человек решил попробовать себя в качестве режиссёра и снял самую длинную картину дня — четырёхминутный герметичный детектив «Красное семечко».

У режиссёра второй картины «Последний бал» (тоже снимавшейся на «хромакее») Анастасии Тиуновой тоже до «КиноЗавода» не было никакого опыта в кино или театре, она узнала о мероприятии из соцсетей и решила получить новый опыт и знания. В сценарном цехе за десять минут сочинила сценарий треш-комедии.

Съёмки «Последнего бала»

Для воплощения идей Анастасии одному из артистов — Нареку Надаряну — даже пришлось одеться в элегантное бальное платье. По его словам, было непросто, но он справился, — уже есть определённый опыт. Нарек ходит на актёрские курсы, где ему и рассказали про «КиноЗавод», он уже снимался в массовке нескольких пермских фильмов, например, в «Изоляции» Максима Серебренникова, и всерьёз хочет стать артистом, собирается поступать в театральный вуз. В тот день он снялся сразу в четырёх картинах.

После первых съёмок стал заметен некоторый дисбаланс в интересе режиссёров к площадкам. Сначала на «хромакей» выстроилась очередь, пока две другие площадки пустовали. А затем ситуация изменилась, очередь выстроилась уже на площадку с VR-камерой: у людей внезапно пробудился интерес к новой технологии, и в этом формате сняли две картины — «Кошачье наследство» и «31-я пластинка». При этом другие локации в это время простаивали. Площадка «Ярмарка» не использовалась почти всё время. Один из участников даже поспорил о том, что на ней так ничего и не снимут. Он проиграл — локацию всё же задействовали, но первый фильм на ней сняли лишь вечером.

Хоть некоторые площадки и пустовали, рабочий процесс кипел. Люди с энтузиазмом включились в съёмки. С явным удовольствием учили тексты, примеряли костюмы, повторяли раз за разом сцены, чтобы снять удачно дубль, импровизировали, придумывая новые ходы. И всё было очень хорошо, если бы не одно «но»: этих самых участников на «КиноЗаводе» было мало. Режиссёры порой судорожно искали актёров, и в какой-то момент даже обнаружилось, что не хватает исполнителей на женские роли, хотя обычно в актёрской профессии недостаёт мужчин. По поводу нехватки людей даже шутили, что «режиссёров здесь больше, чем актёров».

Шутка была не так далека от истины: всего, по данным организаторов, в «КиноЗаводе» приняли участие 13 режиссёров и более 15 артистов. За десять часов они сняли 9 фильмов разных жанров: от абсурдистской комедии до мелодрамы. Их общий хронометраж составил 21 минуту (в предложенные рамки одной минуты не уложился ни один режиссёр). Кроме того, было снято четыре мультика. Их сделали дети на специальной «Детской КиноФабрике», организованной проектом «То и сё».

Организаторы «КиноЗавода» явно рассчитывали на большее. Увы, пермские реалии оказались сильнее голливудских амбиций организаторов. Впрочем, если учесть, что для нашего города это было первое мероприятие столь необычного формата, и его участникам предлагалось не обычное развлечение, а сложная, пусть и интересная работа, то такую небольшую явку можно даже назвать неплохим результатом. Да и для пермских киношников объединение усилий и возможность поработать над одним общим проектом — важный шаг к тому, чтобы «выйти из тени».

Окончательные итоги «КиноЗавода» пока неизвестны — все фильмы выложены в интернете, и в соцсетях зрителям предложено выбрать лучший. Результаты объявят 25 декабря. Какой приз получит победитель, пока держится в секрете.