X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18 октября 2018

Дизайн победил бедное. В PERMM открылась выставка «Открытая коллекция» — лучшее из фондов музея современного искусства

131статья

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Фото: Галина Сущек

В следующем году Музей современного искусства PERMM отметит свое 10-летие. Выставка «Открытая коллекция» задает начало юбилейным мероприятиям. «Звезда» отправилась на выставку, чтобы посмотреть, какой путь прошел музей.

Выставка «Открытая коллекция» разместилась на трёх этажах PERMM. Даже такие внушительные масштабы не позволили показать все музейные фонды. Но и так можно понять, что за девять лет существования PERMM обзавёлся замечательной коллекцией, в которой представлены все значительные имена отечественного современного искусства.

За девять лет музей расширил и тематику. Если раньше основу коллекции составляли работы направления «Русское бедное», то сейчас в собрании музея представлена живопись, графика, объекты и инсталляции. Первые работы были подарены музею меценатами и крупнейшими предприятиями Перми и края. Забавно, что сейчас многие из них предпочитают не афишировать свои имена. На табличках написано: «Дар музею». Последующая часть коллекции пополнялась за счёт дарения своих произведений авторами и приобретением работ художников, которые не были представлены в коллекции PERMM.

Анатолий Осмоловский «Хлеба» Фото: Галина Сущек

В итоге сформировалась коллекция, начало которой положил первый директор музея Марат Гельман. После его ухода в 2013 году сменилась музейная траектория PERMM. Музей под началом арт-директора Наили Аллахвердиевой взял курс на интеграцию с городской средой и городскими сообществами.

Куратор выставки «Открытая коллекция», арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева Фото: Галина Сущек

Обо всём этом и рассказывает выставка «Открытая коллекция», куратором которой выступила Наиля Аллахвердиева.

Петр Белый «Библиотека Пиноккио», 2008 г. Фото: Галина Сущек

На трёх этажах музея представлены три больших тематических блока. На первом — разговор об общественном и частном. Знаменитый «Красный человечек» Андрея Люблинского, который несколько лет назад гордо восседал на Органном зале и был символом «культурной революции», здесь соседствует с объектами из грубой резины питерского художника Владимира Козина. Роскошные и величественные мундиры московского художника Дмитрия Цветкова рифмуются с восточным ложем казахского автора Саида Атабекова.

Фото: Галина Сущек

Тут же знаменитые ангелы воронежского художника Сергея Горшкова, которых ещё недавно можно было увидеть на улицах Перми. «Библиотека Пиноккио» питерского автора Петра Белого — инсталляция из досок, найденных в заброшенных домах на улице Революция. Зоо- и антропоморфные ассамбляжи Ольги и Александра Флоренских из серии «Скелеты разные», которые были сделаны из отслуживших бытовых вещей, часть из них была найдена в подвалах Речного вокзала — здании, в котором родилась выставка «Русское бедное» и размещался PERMM до переезда на бульвар Гагарина.

Сергей Горшков «Ангелы и цветы» Фото: Галина Сущек
Фото: Галина Сущек

Второй этаж посвящён еде. Зрителя встречает смешной цикл «Кухонный супрематизм» арт-группы «Синие носы». Величественные «Хлеба» Анатолия Осмоловского соседствуют с «Курицей» Владимира Козина. Отдельная комната отведена под монументальный офисный римейк «Тайной вечере» краснодарских художников Recycle.

Творческая группа «Recycle». «Тайная Вечеря», 2011  Фото: Галина Сущек
Фото: Галина Сущек

На третьем этаже представлена живопись, которая делится на три блока. «Пейзажи» представлены объектами Юрия Штапакова из цикла «Русское поле». «Портреты» — «Спасителем» пермских художников Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной. «Абстракция» — металлическими объектами Дмитрия Гутова.

Дмитрий Гутов. Из проекта «Серия», 2008 Фото: Галина Сущек
Фото: Галина Сущек

Выставка «Русское бедное», которая была придумана Маратом Гельманом в 2008 году, претендовала на яркое художественное и политическое высказывание. И, кажется, она была немыслима за пределами Речного вокзала — разрушающегося памятника конструктивисткой архитектуры, в которую выставка вдохнула новую жизнь.

Арт-группа «Синие носы». «Кухонный супрематизм», 2006 г. Фото: Галина Сущек

«Открытая коллекция» показывает, каким разным может быть искусство. Как в зависимости от контекста меняется смысл работ. Размещённая в бывшем офисном помещении выставка получилась спокойной и выдержанной. Она экспонируется на высоком музейном уровне. И в этом смысле она ещё и про то, как дизайн одержал победу над безудержностью русской хтони — проектом Марата Гельмана «Русское бедное».