X

Новости

Вчера
2 дня назад
08 декабря 2018
07 декабря 2018
06 декабря 2018

«Полный гроб пельменей»: обзор пермского короткометражного трэша

В начале месяца в Перми состоялась кинопремьера, которую нельзя было назвать резонансной, но и обойти её вниманием оказалось невозможно. Дело в том, что фильм «Рептилоиды: спаси и сохрани», выпущенный независимым объединением «Издательство Пермь», не мог наделать много шума по понятным причинам: все сети кинопроката, как и все правительства планеты, контролируются омерзительными силами внеземного происхождения, которым этот фильм не выгоден. Благо, интернет-журнал «Звезда», которому удаётся сохранять независимость даже в таких тяжёлых условиях, решился рассказать своей аудитории об этой премьере — а заодно сделать обзор других пермских проектов и киностудий, работающих с трэшем и кустарщиной.

История пермского трэш-кино довольно богата и разнообразна. Достаточно сказать, что самым известным образцом такого кинематографа можно считать легендарный фильм «Взбунтуйте город, Граф» (1992 г.), по сюжету которого Пермь становится плацдармом для экспериментов таинственного Ордена. Главную роль в этом диковатом фильме, в котором показаны мрачные ритуалы и виселица на площади перед Оперным театром, сыграл бывший министр культуры Игорь Гладнев, что, разумеется, пошло произведению только на пользу. Похоже, именно со времён этого фильма и повелось представлять Пермь средоточием всяких аномалий и последним бастионом на пути космических и мистических угроз. Во всяком случае, некоторые видеосюжеты в нашем обзоре активно эксплуатируют эту тему. А некоторые не эксплуатируют. Но вы всё равно подумайте, стоит ли их смотреть. Во многих роликах встречается мат, насилие и прочие непотребства — ничего не поделаешь, жанр обязывает. Мы предупредили.

«Рептилоиды» и «Издательство Пермь»

«Рептилоиды» — многосерийная документальная сага о нашествии инопланетных захватчиков на Пермь и всю остальную планету, задуманная ещё в начале десятилетия. Сегодня из большой команды у руля проекта остался, пожалуй, только Артём Чудинов — сценарист, оператор, идейный вдохновитель, большой поклонник Кинга и Лавкрафта. Впрочем, в каждом фильме «Издательства Пермь» каждый раз участвуют разные люди. Тематика роликов до определённого момента была самой разной — от пародий на «Криминальную Россию» до видеообзоов на пермские туалеты — но в последнее время именно история о Рептилоидах захватила всё внимание участников проекта.

История «Издательства Пермь» началась в 2011 году с проекта Евгении Шимовой и студенческой газеты «Ямедиа». В планах тогда было создание студенческого СМИ, которое бы рассказывало о важных событиях в видеоформате, но что-то пошло не так:

— В итоге мы снимали всякие никому не нужные концерты в кабаках, кинопоказы и всё такое, — вспоминает Чудинов, — Уже тогда мне казалось, что в нашей конторе не хватало какой-то абсурдности и трэша.

Вскоре Артём скоопеировался с Костей Инолом, который привнёс в формат импровизации и цинизма, и Димой Грубером, который обеспечивал «чад кутежа», даже если оставался за кадром:

— На каждых съёмках мы адово квасили, и в похмельном угаре рождались наши гениальные идеи, типа снять рекламу для газировки Лаймон-Фрэш и выиграть в конкурсе миллион рублей. Нас тогда назвали поехавшими, но я до сих пор считаю наше видео самым лучшим в том конкурсе.

Со временем Инол, Грубер и Чудинов остались втроём — ни о каком студенческом медиа речь уже не шла, потому что на повестке оказались более важные вещи и феномены. Например, сюжеты о том, что у пермяков от ужаса взрываются головы, или о космических тварях из параллельных миров, которые жрут горожан под покровом утреннего тумана.

Актёрский состав

— Да, это скользкие темы, — признаётся Чудинов, — но я считаю, люди должны об этом знать. Вокруг нас очень много зловещего, но обыватели стараются не замечать этого, как и центральные СМИ. Зато наши сюжеты — это полноценные журналистские расследования, в них нет ни капельки вранья.

ТО «Велосипед»

Если авторы «Рептилоидов» в своих сюжетах обращаются к массовой культуре, то художники из творческого объединения «Велосипед» в сюжетах обращаются вообще чёрт знает к чему — и это их очевидное преимущество, потому что сценарии, которые они создают в результате, не вписываются ни в какие каноны. ТО «Велосипед» — это известные в Перми художники Александр Белов и Александр Солнечный, в своё время отметившиеся в городе несколькими отмороженными проектами вроде «Волосатой комнаты» (да, это была комната, облепленная волосами) или «Морского кота» (да, это был дохлый кот в аквариуме). Сегодня в интернете уже трудно найти упоминания об этих проектах, а вот многочисленные видеоролики, снятые «Велосипедом», до сих пор остаются популярными, хотя художники уже не занимаются совместными проектами. Белов, например, и вовсе уехал в Екатеринбург и снял там полнометражный фильм «Я — Рожин». Вспоминая о периоде короткометражек, он рассказывает:

— Мы, Александр Белов и Саня, тогда звавшийся Солнечным, в составе ТО «Велосипед» начали творить на интересную и казавшуюся нам презабавнейшей тему бардовской песни. Мы думали снять больше всех фильмов про бардов. С парой фильмов мы были даже на Московском Международном Кинофестивале. Там у нас брали интервью и спрашивали, в чем секрет, и тогда я сказал: «Чтобы не скатиться в полный трэш, мы добавляем в фильм капельку здравого смысла». Это и по сей день работает.

К счастью, художники не остановились на теме бардов — действительно мрачной, неисчерпаемой и таящей в себе много ужасного, — и пошли дальше, сняв несколько роликов в самых разных жанрах — от фэнтези («Старинная волшебная карта сокровищ» или «Деда хоронили» — фраза про гроб пельменей как раз из неё) до комедии положений («Лох») или социальной драмы о провинциалах и столичных жителях («На Москву»)

В фильмах «Велосипеда» засветилось много персонажей, более или менее известных в пермской тусовке. По сюжету с ними происходит много замечательных и удивительных приключений, зачастую связанных с немотивированным насилием. Так, Андрей Родионов играет лоха, у которого воруют куртку, Алексей Путинцев учит ловить Гитлера на спиннинг, Катя Вохмянина охотится на одичалых бардов в лесу, Любу Плотникову жрёт омерзительный плюшевый заяц, а Андрей Янкин убивает деда. Всем актёрам, в разное время принявшим участие в съёмках «Велосипеда», режиссёр Александр Белов выражает особую благодарность:

— Хотел бы отметить наших великих актеров, от которых требовалось говорить несусветную дичь непременно с серьезным видом, а это, как известно, является залогом успеха. Эти актеры остались без Оскара, потому что создатели фильмов понятия не имели о том, что такое продюсирование и деньги. Бюджеты фильмов редко превышали 0 рублей.

Недавно пост с фильмографией «Велосипеда» как раз был выложен на странице фильма «Я — Рожин» —наслаждайтесь.

«Интеллект»

«2020 год. Мир перенёс ещё одну крупную войну России с Америкой. Жэка побывав в плену у экстремистки настроенных террористов, был спасен русской разведгруппой, в последующем примкнув к ним в ряды. Постепенно война закончилась, остались лишь политические дрязги. Тем временем Жэка, встречает девушку и перебирается на юго-запад Урала, в провинциальный город. После очередных провальных попыток подрыва российского духа США идёт на крайние меры и запускает интернет вирус Интеллект».

Автор проекта, аннотацию к которому вы только что прочли — Евгений Тёплых из NOFACE RECORDS. Он же сыграл главную роль и написал сценарий. Ну, то есть, как «сценарий» — у подавляющего большинства сериалов про зомби сценарии примерно одинаковые. Главный герой, и без того опалённый жизнью, вынужден прикончить кого-то из инфицированных близких людей (в случае с Жекой это оказывается его девушка, которой он с поразительным хладнокровием вгоняет в голову тесак вместо всяких разбирательств), а затем выходит на тропу войны. Постепенно герой находит единомышленников и пытается строить микросоциум на обломках старого мира, попутно отбиваясь от толпы зомбаков. В общем, всё примерно как в культовом сериале «Ходячие мертвецы», который к девятому сезону как раз скатился куда-то на уровень пермского любительского кинематографа, отчего сходство стало ещё более явным.

Сериал стоит потраченного на него часа — хотя бы из-за того, что ребята действительно старались добавить побольше экшна, кровищи, драк и спецэффектов. Кроме того, он вполне сгодится в качестве путеводителя по современной Лысьве, пейзажи которой то и дело мелькают в кадре. В кинематографической вселенной Лысьва после крупной войны с Америкой выглядит ровно так же, как реальная Лысьва в наши дни, а жуткие монстры в костюмах «Адидас» с лампасами делают сходство вселенных почти стопроцентным.

Кстати, проект «Интеллект» — не единственное перспективное творение NOFACE RECORDS. Если углубиться в изучение страницы проекта, можно найти как минимум один настоящий упоротый шедевр — двухминутный мультфильм «Синяя голова», повествующий о приключениях, собственно, Синей головы и его лучшего друга — Лягухих-Кача. В отличие от «Интеллекта», у которого вышло уже пять серий, блистательный мультфильм не продвинулся дальше первого выпуска. А лучше бы всё было наоборот.

Под грифом «П»

Вообще говоря, вы удивитесь, узнав, сколько в Перми существует разных научно-фантастических проектов разной степени проработки. У них есть один общий минус: их делают люди со слишком серьёзными лицами. То есть, окей, это низкобюджетная фантастика — но трэшем её никак не назвать, а если назвать, то авторы могут обидеться. «Отдел 6», «Независимые», «ИZOLЯЦИЯ», да и сам «Интеллект» — все эти проекты, про большинство из которых в разное время писал обозреватель «Звезды» Григорий Ноговицын, относятся к себе далеко не так иронично, как принято в трэш-кинематографе. Исключение составляет, наверное, только известная в Перми театральная студия ПТАХ — располагая значительными по пермским меркам ресурсами, навыками и амбициями, они могли бы сделать свой мокьюментари-сериал «Под грифом П» куда более замороченным, но не стали. В прошлогоднем интервью «Звезде» они говорят об этом: «У нас история в том, в чём этот порыв выражается. Мы можем целый год заниматься только видео. У нас был проект, который длился ровно год — „Под грифом П“. Мы его снимали, снимали, снимали, потом нас отпустило».

Как и в случае с «Рептилоидами», сценаристы проекта исходят из того, что Пермь — это филиал ада на земле, в котором можно найти ответы на те вопросы, которые большинство обывателей боится даже задавать себе. Правда, темы изысканий сценаристов не отличаются особой оригинальностью: ПТАХ иронизирует по проводу расхожих региональных мемов вроде пермского метро, пермских дорог, мягкого знака в названии города, арт-объектов времён Культурной революции и прочего. Хотя встречаются и научные прорывы — так, героям выпусков удаётся убедительно доказывать, что на пермском гербе изначально был слон вместо медведя или что само название города этимологически восходит к слову «задница».

Кинокомпания «Кислотный Dождь»

Режиссёр Валерий Колесов, оказывается, не всегда был таким, каким его знают в Перми сегодня. На момент середины нулевых его кинокомпанию «Кислотный дождь» можно было бы описать в лучшем случае формулой «настолько плохо, что даже хорошо». Именно «Кислотный дождь», например, некоторое время выпускал ток-шоу «Сосите кегли», которое появлялось во многих пермских пабликах — уровень юмора в этом шоу был настолько невыносимым, что при просмотре хотелось провалиться сквозь землю от неловкости. Пародийный ролик «Что говорит Пермь», если помните такой — это тоже «Кислотный дождь» и Колесов. В 2014 году этот ролик, безбожно эксплуатирующий самые надоевшие штампы о Перми, наделал довольно много шума и занял первое место в Екатеринбургском фестивале «Look Up clipfest» — вероятно, во многом благодаря судорожным кривляниям самого режиссёра, которым была отведена значительная часть экранного времени.

Но это сейчас. А раньше, оказывается, было лучше. В одном из интервью Валерий Колесов говорит, что начал снимать кино ещё в девятом классе. Говорит он об этом вскользь, но на поверку оказывается, что как раз-таки школьный период творчества режиссёра был его золотым временем.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть lo-fi-трейлер к фильму «Атака гоблина», а ещё лучше — выделить час времени на просмотр фильма «Вокруг Садового за 80 минут». По сюжету фильма, двое гоповатых школьников с Садового переходят дорогу местному криминальному авторитету Мелкому Тони — спасти их может только выигранное пари, согласно которому они обязуются обогнуть Садовый за 80 минут. И действительно, большую часть фильма они носятся по дворам микрорайона, выпутываясь из всяких ловушек, которые подстраивают им недруги, и периодически нанося лёгкие телесные повреждения случайным прохожим, чтобы отобрать у них деньги, лопату или снегоход (вы не поверите, но почему-то это действительно получается у них истерически смешно). Также в сюжете фигурирует бюст Ленина и карта сокровищ, закопанных большевиками на месте Садового. В итоге получается довольно эпичное роад-муви, восходящее корнями не то к снятому за пару лет до этого фильму «Бумер», не то к сказочным и былинным сюжетам.

А кроме того, Валерий Колесов, сам того не подозревая, создал документ эпохи — вряд ли кто-нибудь ещё так же тщательно задокументировал переулки Садового и местный колорит во всех деталях. Особенно важно отметить, что всё происходит под прекрасный саундтрек — «Король и шут», «Кукрыниксы», Muse, SOAD и прочие подобные группы прекрасно передают дух времени, благодаря чему школьник-режиссёр Колесов легко и непринуждённо возвращает нам «наш две тысячи пятый» на целый час. Настоятельно рекомендуется к просмотру.

***