X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 августа 2019
Фото: Константин Долгановский

Наружная реклама: убирать нельзя оставить

Куда именно ставить запятую — вопрос открытый. Недавно выяснилось, что размещение рекламных растяжек над проезжей частью не соответствует государственному стандарту безопасности дорожного движения. Так что все растяжки нужно демонтировать. «Звезда» попыталась разобраться, что происходит с наружной рекламой в Перми и заграницей.

В конце января в Перми начали убирать рекламные растяжки, размещённые над проезжей частью. Сейчас в России действует общий государственный стандарт по безопасности дорожного движения, который гласит, что над проезжей частью размещение рекламных конструкций запрещено. В Перми таких растяжек около 500, и каждую из них необходимо убрать. Обязанности по демонтажу легли на плечи организаций, которые и разместили их над проезжей частью. Как правило, это рекламные компании, специализирующиеся на «наружке». В случае если они не уберут рекламные конструкции добровольно, растяжки демонтируют силами соответствующих территориальных органов.

В администрации города «Звезде» рассказали, что на сегодняшний день демонтировано порядка 120 незаконных рекламных конструкций над проезжей частью. Осталось — около 350. Неправомерные рекламные конструкции выявляются специалистами департамента экономики и промышленной политики администрации Перми. Также проверяется информация из обращений граждан. Если собственник не убирает рекламную конструкцию сам, информация о нем направляется в территориальные органы для организации принудительного демонтажа.

За установку или эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения или с нарушениями требований технического регламента физическое лицо может получить административный штраф на граждан от 1000 до 1500 рублей. Должностное лицо наказывают строже — штраф от 3000 до 5000 рублей. Самые крупные штрафы накладывают на юридические лица — от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Кстати, объявления на заборах, граффити на асфальте и прочие проявления фантазии наружных рекламщиков по закону рекламными конструкциями не являются. Тем не менее, чтобы предотвратить незаконную расклейку объявлений, районные власти проводят регулярные рейды. Например, в администрации Ленинского района рассказали, что специалисты во время рейдов фотографируют объявления, затем звонят по указанным в них номерам и составляют протоколы об административном правонарушении. В дальнейшем эти протоколы передаются в суд. По решению суда физическим лицам может грозить штраф от 1000 до 3000 рублей, юридическим — от 5000 до 10 000, за повторное нарушение юридическое лицо могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей. Кроме того, летом проводится регулярная очистка остановочных пунктов от объявлений и граффити.

По идее, каждое рекламное место строго контролируется. Для того чтобы легально разместить баннер или установить рекламную конструкцию, нужно получить разрешение от уполномоченного органа городской администрации. Согласно решению об утверждении положения «О порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Перми», принятому гордумой ещё в 2009 году, чтобы установить где-либо наружную рекламу, необходимы время и силы. Если коротко, то сначала нужно оплатить госпошлину и предоставить в администрацию подробный проект будущей конструкции. Кроме того, если заявитель не является собственником соответствующего имущества, нужны документы, подтверждающие правовую принадлежность объекта недвижимости в заявленном месте, а также подтверждение в письменной форме согласия собственника на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции. А если заявитель сам является собственником, то требуются бумаги, которые это подтверждают. Затем документы отправляются в путешествие по различным инстанциям. После того как вам выдадут разрешение (если выдадут), объявляется аукцион на установку рекламной конструкции. И только по завершении аукциона можно устанавливать рекламу.

Несмотря на то что для установки наружной рекламы нужно преодолеть массу препятствий, она всё равно остаётся очень популярной. Даже сегодня, когда для рекламы появился такой мощный канал, как интернет, Пермь (как любой другой город-миллионник) густо покрыта наружной рекламой. Билборды, растяжки, объявления на заборах... Когда приезжаешь в деревню или просто выбираешься на природу, не сразу понимаешь, почему так отдыхает взгляд. А дело не только в успокаивающих свойствах зелёного цвета, но и в отсутствии кричащих заголовков «Купи!», «Закажи!», «Приходи!»... Насколько вообще эффективна наружная реклама — вопрос открытый. С появлением интернета, который не только обладает обширным инструментарием, но и позволяет точно просчитать эффективность, возможности наружной рекламы несколько блекнут. Однако с этим не согласна Татьяна Тенус, директор одного из крупнейших пермских агентств, специализирующихся на наружной рекламе.

Татьяна Тенус:

— Наружная реклама работала всегда. Это самый старый вид рекламы, который есть во всех городах мира и который с годами нисколько не снизил своей эффективности. У разных рекламных ресурсов разные свойства. Сравнивать «наружку» и интернет — некорректно. Так, в наружной рекламе в первую очередь оценивается системность места. Она складывается из нескольких факторов. Главный из них — люди, которые ежедневно мимо этого места проходят. Определяется, сколько людей могут потенциально увидеть рекламу, к какой социальной группе они относятся и так далее. Что касается легальности, то здесь нужно отметить, что разрешение на размещение рекламы даётся временно и его нужно продлевать. Сейчас мы снимаем растяжки, срок разрешения на которые не был продлён. Однако размещены они были по всем правилам.

В России

По всей России принимаются законы, которые ограничивают размещение наружной рекламы. Как пишет РБК, по закону «О рекламе» с мая прошлого года каждый муниципалитет (в Москве и Петербурге — городские администрации) должен утвердить специальные схемы по размещению наружной рекламы. Именно они регламентируют, в каком конкретном месте может быть размещена рекламная конструкция того или иного формата. Осенью 2014 года власти Петербурга решили резко уменьшить число разрешённых в городе рекламных конструкций: с 9,6 тыс. до (всего!) 532 рекламоносителей.

Стоит отметить, что наружная реклама — это не только «плоды», но и тысячи рабочих мест, которые она создаёт. Только в Санкт-Петербурге в этой и смежных областях заняты около 10 000 человек. Поэтому социально-экономические последствия резко упавшего количества наружной рекламы будут заметны не только на фасадах зданий, но и в семейных бюджетах.

В мире

Несмотря на мрачные прогнозы лидеров рекламного рынка, в мире есть множество положительных примеров, когда город вообще отказывался от наружной рекламы и ни к каким катастрофическим последствиям это не привело. Например, в сентябре 2006 года мэр бразильского города Сан-Паулу подписал закон «Чистый город», согласно которому вся наружная реклама была объявлена вне закона. В течение года было демонтировано 15 000 рекламных щитов. Изменения коснулись и вывесок магазинов: владельцев обязали сделать их меньшего размера. Этот закон нанёс серьёзный удар по экономике, однако городу удалось выбраться. Когда через пять лет провели опрос, 70 % жителей сказали, что они довольны принятым законом.

Фото: Википедия

Стоит отметить, что успешный пример Сан-Паулу обусловлен комплексным подходом. Закон «Чистый город» — это не просто запрет на любую наружную рекламу. Это продуманный до мелочей документ, который предусматривает и альтернативные площадки для рекламы, и чёткую и прозрачную систему штрафов. Сегодня вся наружная реклама Сан-Паулу переместилась в метро, лифты, подъезды и, конечно, в интернет.

Наружная реклама запрещена не только в Сан-Паулу, но и в Америке: «наружка» серьёзно ограничена в штатах Вермонт, Аляска, Гавайи, Мэн. И в норвежском городе Берген принят аналогичный закон. Во многих других городах Европы существуют строгие запреты на размещение наружной рекламы и предусмотрены специальные зоны, свободные от рекламных щитов. В Северной Корее, кстати, «наружки» тоже нет.

Фото: 48houradventure.com

Совсем недавно власти французского Гренобля приняли решение избавить город от любой наружной рекламы, кроме рекламы на остановочных комплексах. Реклама приносила в местную казну до €600 тыс. Чтобы возместить недостачу, в администрации решили сократить представительские расходы мэрии и зарплаты членам городского совета.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+