X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 июня 2019
Фото: Константин Долгановский

«Пикник» в PERMM: Утопия на обочине

В Музее современного искусства PERMM 2 декабря начал свою работу проект швейцарских художников Герды Штайнер и Йорга Ленцлингера «Пикник».

И хотя этот проект целиком занимает все три этажа музея, назвать его выставкой в обычном понимании этого слова нельзя, потому что «Пикник» — это совершенно непривычный и удивительный подход к тому, как может выглядеть пространство музея.

«Пикник» — это проект, целиком и полностью созданный в Перми. Ведь художники из Швейцарии Герда Штайнер и Йорг Ленцлингер работают в стиле, который называется site-specific (англ. — «связанный с местом»), основной особенностью которого является создание произведения искусства в конкретном месте, с которым оно неразрывно связано. В феврале прошлого года при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» они уже приезжали в Пермь (по приглашению куратора проекта Наили Аллахвердиевой), чтобы выяснить, смогут ли они что-то создать в этом стиле в нашем городе. Специально для создания «Пикника» Герда и Йорг снова приехали в город ещё месяц назад и начали тщательную подготовку экспозиции. Они активно изучали, чем живёт и дышит в это зимнее предпраздничное время Пермь, посещали самые разные места, начиная со школ и заканчивая кладбищем, чтобы свои впечатления воплотить в пространстве Музея современного искусства.

Герда Штайнер:

— Мы посещали очень много разных мест, много ездили по краю, чтобы изучить Пермь в том виде, в котором она есть, а не в том, в каком она представлена для туристов. Для нас очень важен пейзаж: деревни, города. Мы заметили, что практически каждый житель Перми имеет домашнее животное. Здесь мы как раз хотели связать природу и город. То есть вы одновременно находитесь и в городе, и на природе.

Йорг Ленцлингер:

— «Пикник» — это такое утопичное место, но, с другой стороны, это реальность, в которой вы можете побывать сами. Ведь зима здесь такая длинная и суровая. И нам показалось, что будет здорово в середине зимы сделать такое место, куда люди могут прийти и провести пикник.

Незадолго до официального открытия, на которое в связи с некой камерностью проекта запускали лишь две сотни человек, создатели «Пикника» провели экскурсию для прессы по всем трём этажам: по тем местам, где пермякам и предлагается провести свой пикник в разгаре зимы. А также подробно рассказали, в чём особенности каждого пространства.

Гипноз и соль

Первый этаж музея сразу же поражает своей общей закрытостью и какой-то очень таинственной атмосферой. Шторами тщательно занавешен вход, гардероб и туалет, чтобы ничто не мешало восприятию удивительных видеопроекций, которые выводятся либо на стены, либо на тюлевые полотна. Эти проекции показывают очень разные образы: некий микромир (на самом деле воду под микроскопом), какие-то узнаваемые каждому пермяку изображения и виды, а также рисунки, сделанные пермскими школьниками на тему, каким они видят будущее. Но художники также использовали видео, которое они сделали в своих путешествиях и у себя на Родине, тем самым перекинув своеобразный мостик между Швейцарией и Россией. Хотя по большому счёту весь проект «Пикник» является таким мостиком.

Фото: Константин Долгановский

Наиля Аллахвердиева:

— Первый этаж — это, с одной стороны, зона прогулок, а с другой стороны, территория гипноза, где как будто во сне перемешаны самые разные образы реальности. И это очень важно, потому что получается, что мы в состоянии гипноза, в состоянии сна видим эти проекции, внутри которых много бытовых наблюдений, увиденных Гердой и Йоргом. Они многослойные. Это одновременно конкретные фотографии реальности, с которой они сталкивались, и те пласты мифологии, которые составляют пермский культурный слой.

Одним из основных элементов пермского культурного слоя на этом этаже является соляной алтарь. По мнению художников, Пермь началась с соли, за которой сюда пришли люди. Сама по себе соль — это мощный символ, во многом сакральный, поскольку значение соли очень двойственно. С одной стороны, без соли невозможна жизнь, а с другой стороны, соль способна жизнь уничтожить. Этот арт-объект будет меняться на протяжении всей работы «Пикника», то есть до марта, если работники музея будут вовремя менять соляной раствор в свисающих с потолка чанах, из которых по капле стекает соль, образуя кристаллы странной и завораживающей красоты. Погрузиться в состояние гипноза и рассматривать соляной алтарь можно, присев на уличные лавочки. По согласованию с руководством города с улицы Пермской их убрали на зиму не на склад, а отдали музею.

Фото: Константин Долгановский

Окна и острова

С первым этажом резко контрастирует пространство этажа второго. Оно буквально с порога ошарашивает совершенно невиданной для музея открытостью и светом. Обычно зашторенные наглухо окна освободили специально для «Пикника», из них открывается красивейший вид. С одной стороны, на Егохишинский лог (и лучше не думать о том, что на противоположной стороне кладбище), а с другой — на бульвар Гагарина, парк и здание, в котором размещается наша редакция.

Герда Штайнер:

— Если воспринимать музей как тело, то можно сказать, что через окна ты выглядываешь как через глаза. И можешь заглянуть внутрь себя, как внутрь экспозиции.

Йорг Ленцлингер:

— Обычно в музеях все окна закрыты, мы очень рады, что нам выпал шанс открыть все окна и тем самым сделать музей открытым для окружающих.

Эта открытость пространства понадобилась швейцарским художникам, чтобы разместить в нём тот самый пикник, в честь которого назван весь проект. Причём совершенно необычный пикник, в котором природа и город встречаются очень близко. И дело не только в видах, что открываются из окон, возле которых размещены удобные помосты, где можно очень уютно устроиться, а в многочисленных элементах природы, расположенных в этом пространстве.

Фото: Константин Долгановский

Наиля Аллахвердиева:

— Важно, что в самой экспозиции использован расширенный гербарий, который состоит из старых корней, борщевика... И экспоната из фойе Пермского классического университета — исторического ствола дерева. Очень забавная панорамная декорация, которую писали в Перми по эскизам художников. Это коллаж, в котором перемешаны воспоминания о путешествиях художников: реальный ландшафт, в котором они живут, и какие-то элементы пермской истории.

Но кроме выкорчеванных пней, панорамы природы и свисающих с потолка огромных борщевиков (сухих и поэтому неопасных), швейцарские художники ещё причудливо разместили здесь технологические элементы, преобразованные пермскими школьниками в различных зверюшек — птичек и насекомых. Существа созданы из различного бытового хлама вроде очков, мобильных телефонов, пультов, батареек и другого. И всю эту «живность» Герда и Йорг расселили вокруг трёх соляных озёр (но на самом деле там не соль, а карбамид), кристаллы соли в которых тоже будут со временем расти.

Фото: Константин Долгановский
Фото: Константин Долгановский

Здесь невольно возникает ассоциация со знаменитой повестью братьев Стругацких «Пикник на обочине». Кажется, что музей тоже посетил кто-то неизвестный, оставив после себя массу чудес. Но если у Стругацких это были инопланетяне, их «подарки» — смертельные ловушки и зловещие артефакты, то здесь другое... Кажется, что загрязнённый городской лес посетили добрые волшебники, оживив весь оставленный людьми мусор. В итоге у телефона отрасли крылья, яичная скорлупа стала плодами кустов на безжизненном озере соли. И даже из дверцы холодильника растут ветви.

Именно в этом необычном месте и предлагается пермякам устроить свой пикник на городской обочине. Можно купить еду в кафе при музее или принести свою, предварительно согласовав. В отдельном закутке специально для этого есть стол и кофейный автомат.

Спячка и космос

Третий этаж предлагает примерить на себя шкуру символа нашего края — медведя. Причём медведя, которому, как известно, в это время года полагается спать. И это всё буквально. Каждый посетитель может облачиться в шкуру (точнее костюм) медведя — их 20 разных размеров и цветов — и действительно впасть в спячку в одной из специально созданных берлог. И это не шутка. Художники из Швейцарии действительно предлагают посетителям поспать в музее, надев медвежьи костюмы. На экскурсии для прессы они с радостью сами показали, как это выглядит. Смотрелось это очень забавно. И почему-то неудержимо хотелось последовать их примеру. Наверняка после открытия «Пикника» соцсети будут переполнены фотографиями людей, которые оделись медведями и лежат среди хвороста или в домике из картонных коробок. К тому же Герда и Йорг настоятельно просят всех гостей оставлять записи того, что им здесь приснилось. Для этого есть специальные тетради.

Фото: Константин Долгановский

Ещё в пространстве третьего этажа Музея современного искусства на стены выводится видеопроекция трёх не то жемчужин, не то планет. По словам Герды Штайнер, проекции связывают это место с космосом, потому что музей расположен на бульваре Гагарина.

Фото: Константин Долгановский

Как было сказано в самом начале статьи: «Пикник» — это не совсем выставка. В том смысле, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Здесь не найдётся обычных экспонатов с подписями и названиями. Здесь вообще подписей нет, только один большой стенд на входе, который можно и не заметить. И это правильно, ведь, по словам Наили Аллахвердиевой, основная идея Герды Штайнер и Йорга Ленцлингера — это сломать идентичность музея: когда есть дистанция между зрителем и произведением искусства, когда мы можем созерцать, но не можем использовать... И в «Пикнике» художникам блестяще удалось это сделать.

Швейцарцы сделали не выставку с, безусловно, замечательными арт-объектами и инсталляциями, а организовали удивительное пространство, настоящую утопию на обочине города, куда каждый может прийти не только за какими-то смыслами и идеями (которых здесь бездна), а просто так, чтобы хорошо провести время и отдохнуть душой от городской суеты и нашей долгой зимы. Для этого здесь уйма возможностей. Хотите — прогуливайтесь в гипнотическом месте, хотите — устраивайте с друзьями пикник в сказочном урбанистическом лесу. А можете впасть в спячку в медвежьем обличье. Как бы это пафосно не звучало, но проект «Пикник» — это очень свободное, живое, тёплое, светлое, поразительное по своим рекреационным возможностям общественное пространство, которого Перми так остро не хватает. Поэтому прекрасно, что такое место будет в нашем городе, хотя бы до марта.

Читайте большое интервью с Гердой Штайнер и Йоргом Ленцлингером.