X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Льготные лекарства как роскошь

Фото: Константин Долгановский

Теория о том, что в современном мире рынок лекарств настолько развит, что каждому больному найдётся нужное ему для выздоровления средство, далеко не всегда выдерживает проверку практикой.

В этом раз за разом убеждаешься, обращаясь в больницы и аптеки Прикамья, читая и выслушивая жалобы наших читателей.

Кто виноват?

Осознают ли остроту ситуации медики и признают ли свой «вклад» в неё? Пообщавшись с руководителем корпоративной организации «Профессиональное медицинское сообщество Пермского края» Юлией Каракуловой, мы убедились, что да. Более того, именно по её инициативе было проведено исследование, результаты которого оказались в чём-то ожидаемыми, в чём-то — неожиданными.

Так, зачастую главную проблему представляет не приобретение лекарств, а получение рецепта на них (длиннющие очереди к врачу, отсутствие разъяснений об особенностях и дозировке лекарств, периодичности приёма и т. д.). Вот, к примеру, удивительный предлог не выписывать: «У врача не работает компьютер, а от руки он рецепт не выписывает».

Иногда врач лукавит (а аптекарь ему подыгрывает), выписывая не непосредственно требуемое лекарство, а его аналоги. Последние, кстати, совсем не обязательно дешевле.

Кроме того, очень выматывает долгая волокита при оформлении документов на льготу. Самые настойчивые обращаются за рецептом по второму-третьему разу (почти треть опрошенных в ходе исследования).

О том же, особенно о коллизиях с пресловутыми аналогами, возмущённо говорил председатель Пермского городского совета ветеранов войны Евгений Зубков.

Евгений Зубков:

— Из-за отсутствия нужных лекарств на складах медучреждений ветераны и другие льготники вынуждены приобретать их за свой счёт. Или майся-жди, или соглашайся на то, «что дадут». Так ведь не о «халяве» речь. О заслуженном и выстраданном.

Не менее болезненно сказывается нехватка в медучреждениях средств ухода и гигиены, особенно «уток» (моче-калоприёмников), лейкопластыря, бахил. Напомним, что медучреждения обязаны обеспечивать каждого приходящего в них одноразовыми бахилами. Но до сих пор многие больницы и поликлиники берут за них по 5 руб.

В поликлинике № 3, что в Перми на ул. Советской, бахилы продают в регистратуре. В фойе Ордена «Знак почёта» краевой клинической больницы установлен торговый автомат.

Мы поинтересовались у главврача краевой больницы Анатолия Касатова, на каком основании ведётся эта коммерция. На что был ответ: для пациентов бахилы бесплатные, а на всех посетителей не напасёшься, да и финансирование хромает.

И что делать?

С этим волнующим многих наших читателей вопросом, мы обратились к председателю общественного совета при министерстве здравоохранения Пермского края Дмитрию Жебелеву.

Дмитрий Жебелев:

— Лекарственное обеспечение в стационарах, в целом, удовлетворительное, а вот на этапе амбулаторно-поликлинической помощи организация выписки препаратов для льготных категорий граждан, увы, хромает. Крайминздраву рекомендовано усовершенствовать системы планирования закупок лекарственных препаратов и выписки рецептов, усилить контроль за этим, осуществлять таковой в мониторинговом режиме.

Отдадим должное чиновникам, когда те наваливаются на проблему целенаправленно и по всей вертикали, результат бывает положительным. Например, в июле-августе так было с льготными ингаляторами «Симбикорт» для астматиков. С этим заболеванием не сэкономишь и не подождёшь.

Людмила Чудинова, заместитель министра здравоохранения Пермского края:

— Из-за того, что потребности в указанном препарате возросли, Крайминздрав оперативно дополнительно закупил его. Сейчас «Симбикортом» и другими протвоастматическими средствами — «Сальбутамолом», «Бекламетазоном», «Оксисом», «Пульмикортом», «Серетидом» — обеспечены все нуждающиеся в нём льготники.

О решимости навести порядок с лекарствами заявляют и на уровне федерального Минздрава. Ведомством прорабатывается законопроект, предполагающий штрафы за нарушения правил выписки рецептов и волокиту с ними. Изначально сумма штрафа предполагалась от 2 до 3 тыс. руб. Остановились в итоге на тысяче. В случае одобрения Госдумой РФ закон вступит в силу ориентировочно весной следующего года.

Совсем всё плохо и с производством отечественных лекарств. В России до сих пор не введены в эксплуатацию 12 из 16 объектов фармацевтической промышленности (75 %), запланированных к вводу в 2013 году. При этом по указанным 12 объектам освоено 980,5 млн руб. (95,1 % от профинансированных средств). Итак, деньги потрачены почти полностью, но результат — почти нулевой.

Олег Куликов, зампред комитета Госдумы РФ по охране здоровья (фракция КПРФ):

— Мы выступаем за единую лекарственную политику в стране. Все лекарства должны закупаться централизованно, а затем распределяться по регионам в соответствии с их потребностями. Сегодня же у нас все субъекты РФ выходят на рынок как самостоятельные закупщики, имея дело с самыми разными дистрибьюторами. Понятно, что это существенно влияет на различие в ценах на лекарства. Также всем известно, что порядка 80 % нашего фармацевтического рынка составляют иностранные лекарства. Между тем собственные производства на территории России есть только у незначительной части зарубежных производителей. Было бы очень хорошо обеспечить условия, позволяющие всем иностранным компаниям, у которых мы закупаем лекарства, открывать свои производства в России. И естественно, речь нужно вести о создании и развитии системы отечественного производства современных лекарственных препаратов. Тогда очень многие лекарства стоили бы у нас значительно дешевле.

Теперь что касается различной стоимости тех или иных видов медицинской помощи. Существенную роль здесь играет ситуация с зарплатой в наших регионах. Чем выше в регионе средняя зарплата по экономике, тем выше и стоимость медуслуг, поскольку при расчете соответствующих тарифов учитывается уровень зарплат врачей и медсестёр. Я считаю, что в России должна быть такая единая вертикаль организации медицинской помощи, какая существовала в СССР: во главе стоит Минздрав, затем идут департаменты здравоохранения в регионах, а замыкают вертикаль отделы на местах — районные, муниципальные и сельские. Да и современный международный опыт показывает, что любая успешная система здравоохранения — это бюджетная система.

Итак, давайте подведём итоги. Не панацея и не рецепт аптечной точности, но алгоритм действий ясен: обоснованное планирование, достаточное финансирование, своевременные и в полном объёме закупки, чёткая логистика, жёсткая требовательность к исполнителям. Вроде бы всё.

Ах да, поменьше бюрократизма и побольше душевного тепла со стороны людей в белых халатах. Вот теперь действительно всё.