X

Citizen

Вчера
2 дня назад
17 октября 2017
16 октября 2017
13 октября 2017
12 октября 2017
11 октября 2017

Что делать на «Флаэртиане» в этом году? Гид по фестивалю

В семнадцатый раз в киноцентре «Премьер» пройдёт международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». В обширной программе трёх конкурсов, спецпоказов, творческих встреч с членами жюри и лекций легко потеряться. Какие стратегии может выбрать зритель на фестивале? Куда пойти, кого слушать, что смотреть? Мы подскажем несколько путей. Итак, на «Флаэртиане» можно:

Смотреть хорошее кино

«Чем точнее соответствует жизни твоё произведение, тем оно кажется лучше» — этим высказыванием художника Альбрехта Дюрера организаторы фестиваля определили свою эстетическую концепцию. Она не меняется с самого основания и связана с ещё одним ориентиром, о котором зрителям намекает само название фестиваля — режиссёром Робертом Флаэрти. Позиция невмешательства в наблюдении режиссёра за жизнью своих героев было главным критерием фестиваля. Но всё не так однозначно, и Роберта Флаэрти называют манипулятором, и прошлый фестиваль открыл «Дон Жуан» Ежи Сладковского, который также вызывал сомнения — а не были ли постановочными некоторые документальные сцены? Но если для прошлого года это вопрос был вполне актуальным, то в этот раз фокус будет явно смещён в другую сторону.

Какое именно хорошее кино смотреть на «Флаэртиане», можно решить в соответствии со своими целями.

Цель 1 — послушать музыку в кино

В этом году среди конкурсных программ собрано сразу несколько картин, связанных с музыкой. Одна из них открывает фестиваль — картина Евгения Ховаева «Конкурс» об одном из самых ожидаемых событий для молодых пианистов — конкурсе Чайковского. Зрители следят за четырьмя финалистами: их жизнью, выступлениями, учителями и слушают много классики.

Пение детского хора в Индии можно услышать в фильме «Уроки пения с Энгри Берд», полностью посвящённом этому хору и его создателю из Южной Кореи.

Другая музыка — в фильме «Песни Абдула», где таджик Абдумамад Бекмамадов поёт о своих приключениях в Москве (режиссёр Анна Моисеенко, принимавшая участие в создании картины о протестах 2012 года «Зима, уходи!», не снимала полный метр пять лет).

Проникнута музыкой и картина «Последний вальс» о композиторе Олеге Каравайчуке и его одинокой борьбе с разрушителями посёлка Комарово — музыка как противостояние. По-другому эта тема раскрывается в фильме «В тени больших деревьев» — там пигмеи Баака в Центрально-Африканской Республике противостоят музыке «большого мира», которая нравится молодому поколению. А в фильме «Уроки музыки» 10-летняя Саша только учится играть на скрипке. Она не ходит в школу и её семья зарабатывает на жизнь игрой на скрипке на улицах.

Цель 2 — отказаться от стереотипов о неизлечимо больных

Некоторые картины связаны с неизлечимо больными героями. Они страдают синдромом Дауна, аутизмом, слепотой, но так ли их жизнь отличаются от других и какая она? С иронией о буднях четырёх чилийцев рассказывает фильм «Взрослые», завоевавший призы зрительских симпатий на кинофестивалях в Марокко и Франции. Увидеть историю семьи ребёнка с особенностями можно в фильме «Причастие». Попытаться проникнуть в мир людей, глаза которых всегда закрыты, можно в ленте «Дети грота». С темой людей, сумевших, несмотря на слепоту, добиться успеха, связаны и два фильма студенческого конкурса: дебют Алексея Богданова «С широко закрытыми глазами» об одном из ведущих игроков сборной России по футболу тотально слепых Евгении Шелаеве и фильм «Достояние республики» о незрячей певице Насфет, которая становится заложником обстоятельств совсем иного, не физического, а ментального свойства.

Цель 3 — сходить на свидание

О «мысли семейной» подобрались ещё несколько фильмов конкурса. Конечно, для свидания подошёл бы любой фильм фестиваля, но особенно отчётливо почувствовать, что все счастливые пары счастливы по-своему можно, например, на фильме Елена Тржештиковой «История супружеской жизни», где показана 35-летняя история одной семьи. Главный координатор фестиваля Алина Стабровская говорила, что Тржештикова — звезда документалистики, за её плечами много эпохальных фильмов, в которых показаны её многолетние наблюдения за своими героями. По-другому о семье рассказывает режиссер Ольга Делан в фильме «Сибирская любовь». «Мне 35. У меня нет детей и нет мужа. Нужно ли?» — ответ на этот вопрос в родной сибирской деревне пытается найти режиссёр.

Странно, если бы студенческий конкурс обошёлся без фильмов о любви. В фильме «Интимные тайны животных» режиссёр изучает, как сочетаются пианистка и автор скандальной выставки, а в фильме «Зоя и Валера» — мультиинструменталист и певица.

Цель 4 — открыть для себя мир

Так или иначе каждый флаэртианский фильм даёт зрителю возможность открыть для себя что-то новое о мире, разных странах и их жителях, но есть картины, которые просто созданы для любителей экзотики.

Таков фильм Ефима Резникова «Тикси — „Бухта встреч“». Режиссер уже не в первый раз снимает картину об Арктике и её жителях. Четыре месяца за жизнью на Балканах, в Италии, Северной и Западной Африке наблюдал известный австрийский режиссёр Михаэль Главоггер, но во время съёмок заразился малярией и умер. «Фильм без названия» завершила его монтажёр Монника Вилли, которая долгое время сотрудничала и с другим известным режиссёром Михаэлем Ханеке.

Жизнеутверждающая поездка в Италию в катафалке ждёт зрителей «Калабрии», знакомство с Грузией через телерепортажи — в «Ослепительном свете заката». Политическая подоплёка в болгарской деревне будет показана в фильме «Хороший почтальон», где главный герой претендует на пост мэра. Тем временем в фильме «Человек-матрас» Пол и Мик пытаются заработать в Ирландии деньги на рекламе. Чили во время забастовки показывает Георгий Лазаревский через историю золотоискателя и водителя грузовика в фильме «Зона Франка». Отправиться на Алтай искать смысл жизни можно вместе с героями Кристины Кужахметовой в «Красоте».

Цель 5 — сходить на «зрительское» кино

А если вдруг не хочется идти на неизвестные фильмы, то на фестивале будут спецпоказы уже проверенных зрительским вниманием картин. Их всего пять: соединивший кадры о войне, якутской художнице, магическом сеансе «Слепой Гулливер» Мартина Рышавы, бодрый и юный фильм о каждом из нас «Про рок» от Евгения Горигорьева, «Ты даже не представляешь, как я тебя люблю» Павла Лозинского об искусстве диалога с самыми близкими, «Дети Мисс Кит» Петра Латастер-Кзиш о детях, которые уже определяют, в каком мире мы будем скоро жить и отношение к нему, и фильм Бориса Караджева «»Фабрика грёз» для товарища Сталина» об истории проекта «советского Голливуда».

Цель 6 — увидеть ленты признанных мастеров

Во время фестиваля несколько своих лент представят два члена жюри международного конкурса: Кристина Бюхнер и Мацей Дрыгас.

Кристина Бюхнер изучала скульптуру и экспериментальное кино в Берлинском университете искусств. C конца 1980-х она работает с мультимедийными и кинопроектами, сейчас является отборщиком на кинофестивале в Оберхаузене. В одном из интервью она говорила, что всегда интересовалась жильём как образом человека, особенно, когда это соседство, взаимодействие людей. Это видно по фильмографии, которую увидят зрители фестиваля. Фильм «Дом правительства» — о здании в центре Москвы, которое было построено для большевистской элиты, «Перестройка-реконструкция квартиры»— о попытке продать коммуналку и свободной рыночной экономике в современной России. Третий фильм Кристины Бюхнер, представленный на фестивале, —«Семейный бизнес» — показывает, как рождаются тесные связи между незнакомцами.

Мацей Дрыгас представит целых пять своих фильмов, в том числе картину-победителя «Флаэртианы» в 2014 году —«Абу Хараз» о затопленной суданской деревне, которую в Перми нарекли «Прощанием с Матёрой» XXI века. В других фильмах режиссёр создаёт образ поляков, и названия лент говорят сами за себя, например, в «Один день в польской народной республике» про 27 сентября 1962 года, «Чужие письма». Не обошёл вниманием Дрыгас и страшную историю о Рышарде Сивце, который пожёг себя в знак протеста против тоталитарного режима коммунистов и советской оккупации Чехословакии, об этом — в фильме «Услышь мой крик».

Кадр из фильма «Абу Хараз» Мацея Дрыгаса

Цель 7 — посмотреть выборки программ других фестивалей

Ещё одна причина, по которой «Флаэртиану» ценят зрители, — открытость фестиваля миру, желание сотрудничать с другими фестивалями и кинематографистами. Поэтому там можно оказаться в Бельгии, Финляндии и на Байкале, посмотрев кино с местных фестивалей. У каждого из них свой почерк, который не совпадает с флаэртианским, но и не противоречит ему.

Финский фестиваль DocPoint, который за последнее время стал самым крупным событием в мире документального кино Скандинавии, представит три фильма, каждый из которых хотя бы частично снят в Финляндии. Среди них фильм о буднях юной блогерши и картина на все ещё актуальную тему беженцев в Европе.

Кадр из фильма «Пустынники» Цветана Драгнева

Не первый раз зрители «Флаэртианы» увидят новые фильмы, показанные на бельгийском фестивале «Миллениум». В Пермь приехали фильмы про журналистку «Шарли Эбдо», диалоги в Болгарии и историю о Саймоне Фитцморисе, который, несмотря на прогрессирующую мышечную атрофию, снимает фильм с помощью...глаз.

Байкальский международный фестиваль имени В. Г. Распутина, позиционирующий себя как собрание картин о связи человека с природой, покажет картины-победители прошлого года. Там будут два небольших фильма о забытой деревушке во Франции, северокорейских воспоминаниях и картина о жизни после сильнейшего тайфуна на Филиппинах.

Сходить на открытый лекторий и мастер-классы

Зачем идти на такие события? Чтобы лучше понимать язык, на котором говорит документальное кино со зрителем, или даже чтобы продвинуться в понимании того, как создать свой документальный фильм.

Павел Печёнкин, Анастасия Алыпова, Владимир Береснев Фото: Диана Корсакова

Образовательная программа достаточно гибкая в этом году: можно попасть на специализированные мастер-классы вместе с участниками питчинга в рамках FLAHERTIANA FORUM — это уже целый курс мастер-классов (по регистрации!), либо сходить на открытый лекторий фестиваля, чтобы узнать об основах, полезных для более глубокого восприятия документального кино, понять себя через него и мир вокруг.

Открытый лекторий тоже затронет самые разные аспекты документального кино. Диапазон тем примерно такой: от выбора оптики или света для документальной съемки и до того, как зарабатывать с помощью кино, причём не только в России.

Всю программу открытого лектория мы поделили на две группы: мастер-классы прикладного характера, касающиеся особенностей создания док.фильма, и аналитические, больше обращающиеся к искусству и навыку восприятия док.фильма, считывания его языка.

Цель 1 — снимать кино

«Изобразительный язык кинодокументалистики», на котором 15 сентября Ирина Уральская через такие фундаментальные технические моменты, как выбор оптики для документальной съемки, работа с пространством, светом и внутрикадровым движением расскажет, по сути, о необходимых основах для того, чтобы снять свой документальный фильм или, как минимум, понимать, как всё это делают другие.

Ирина Уральская, которая расскажет об изобразительном языке документального кино

На мастер-классе «От компиляции к авторскому видению» тоже 15 сентября режиссёр Мацей Дрыгас расскажет о том, как используются архивные материалы в жанре «найденной плёнки». У многих из нас сохранились домашние хроники — что их отделяет от фильма, а нас от его создания? Каким образом такой материал превращается в фильм?

Но если домашних хроник нет, а фильм создать хочется, или просто очень интересно — как документалисты выхватывают такие кадры из жизни, которые затем органично превращаются в кино? Это объяснит оператор Каспер Лисовский 17 сентября на мастер-классе «Работа оператора в документальном кино» на примере съёмок одного из фильмов спецпоказа — «Ты даже не представляешь, как я тебя люблю» Павла Лозинского.

А уже 18 сентября на мастер-классе Кристины Бюхнер «Движение изображения» можно будет услышать уже не только о том, как работать в сфере документального кино, но ещё и о том, как зарабатывать в разных странах, в частности, о тернистом пути Кристины от скульптуры к кинематографу.

О «Буднях документалиста» расскажет режиссёр и продюсер Евгений Григорьев уже 21 сентября: о «to be, or not to be» сегодня в документальном кино и, главное, зачем.

И если ваш ответ будет «to be», то очень полезным окажется ещё один мастер-класс —«Стратегия и продвижение фильма: зоны риска», на котором тоже 21 сентября представители агентства Festagent объяснят, что делать, если ваш фильм никуда не берут, или, наоборот, берут!

Цель 2 — понимать кино

Сюда относятся мастер-классы второй группы, которые позволят лучше узнать не только техническую, но и смысловую составляющую современного дока.

Чтобы лучше понимать контекст, в котором сейчас появляется любой новый документальный фильм и документалист, стоит сходить 16 сентября на мастер-класс «О чём снимают фильмы студенты российских и иностранных киношкол» Лилии Немченко, директора международного киносмотра «Кинопроба» КинопробаФестиваль-практикум киношкол, ежегодно собирающий лучшие студенческие работы молодых авторов России, Европы и Азии. Такая встреча — хорошая возможность узнать о тенденциях новых тем в мировом документальном кино: о чём оно сейчас больше всего пытается говорить и каким образом, как при этом меняются герои и истории и как меняемся мы в объективах документалистов.

Леонид Юзефович Фото: Флаэртиана

Творческая встреча с писателем и председателем жюри международного конкурса Леонидом Юзефовичем 18 сентября поможет больше разобраться в языке документального кино, так как тема встречи — сходство работы над книгой и над фильмом. Слушатели смогут узнать, каким образом текст и формат док.фильма взаимосвязаны и могут быть ключами друг к другу.

А вот мастер-класс Джонатана Марлоу «Лишь внешнее реально» напрямую связан с мастер-классом Лилии Немченко — на основе актуального американского кино участники вместе с режиссёром попытаются заново ответить на фундаментальные вопросы, которые определяют природу документального фильма: какая связь между вымыслом и док.фильмом и может ли она вообще быть? Может ли восприятие реальности быть сильнее на стыке «фальсификации» и «факта», и остаётся ли документальное кино на этом стыке документальным?

Цель 3 — Продать свой фильм

Темы, близкие зрителю, будут и на мастер-классах от FLAHERTIANA FORUM. Это главное событие образовательной программы, итог которой — питчинг 19 и 20 сентября, где участники презентуют свои проекты продюсерам. Чтобы прийти на эту программу и сам питчинг, не обязательно заявлять проект своего фильма, но можно (по регистрации) наблюдать, как будут меняться работы тех, кто приехал на фестиваль именно ради того, чтобы доработать свою идею с профессионалами и реализовать её.

Тот же мастер-класс «Как фильм находит зрителя — „Видео по запросу“ как возможность» от Кая Веснигка может быть интересен и зрителю — узнать, как нас ищут, находят и ловят, и с помощью чего.

С 16 по 18 сентября с участниками питчинга разберут прикладные вопросы, связанные с созданием и продвижением своего фильма в Европе и России, завершая всю работу мастер-классом «Как работать с фестивалями» от Кая Веснигка.

Проект интересен уже тем, что его поддержала немецкая ассоциация неигрового кино AG DOK, проект German Documentaries, а Федеральное министерство иностранных дел Германии на его реализацию выделило два миллиона рублей, как заметил президент фестиваля Павел Печёнкин на пресс-конференции открытия «Флаэартианы-2017».

Александр Протасевич, Ольга Ахмедзянова, Алина Стабровская Фото: Диана Корсакова

Занять детей так, чтобы не просто чем-то занять

Детская программа делится на три направления в зависимости от возраста и интересов зрителя, но то, что объединяет все из них — это постановка вопроса о том, что значит быть человеком — из чего складывается это понятие, и как ребёнок может определить его для себя. Первое направление ориентировано скорее на лично участников, второе — на определение себя в развивающемся обществе, и третье — на понимание себя через культурный контекст.

Цель 1 — узнать новое о себе

Первое направление —DOC.Урок. From movie to life. На этих киновстречах участники смогут лучше понять себя через героев и истории лучших фильмов с трех фестивалей: «Флаэртиана», фестиваль док.кино IDFA и программы института Гёте. Киновстречи делятся на три блока по возрасту участников.

Цель 2 — определить себя в развивающемся обществе

Второе направление —«Инноваторы. Transforming the world» для всех возрастов. Главная тема, объединяющая все фильмы этого направления — взаимодействие природы, человека и технологий. Через эти три компонента вместе с участниками будут разбираться в том, какое место в этой картине занимает человек, и какое значение имеют инновации в развитии общества и конкретного человека.

Цель 3 — понять себя через культурный контекст

Третье направление для учащихся 1-11-х классов —«Культуры народов мира»: в этой программе на примере документальных и анимационных фильмов с участниками будут разбирать основы того, что значит быть человеком: от значения традиционных верований, пищи и фольклора и до проблем толерантности и самоопределения.

Цель 4 — узнать, как работает медиаобразование в Перми

Форум медиаобразования можно считать мероприятием для специальной аудитории и важной попыткой пермской школы самоопределиться, однако это не исключает возможности участия для тех, кому интересно развитие образования. Форум будет проходить три дня, с 19 по 21 сентября, с 12 до 15 часов.

Фото: Флаэртиана-2016

Сколько это стоит?

Стандартная цена билета на сеанс составит 140 рублей днём и 160 рублей вечером (с 18:00). Для льготников (пенсионеры, инвалиды, студенты, многодетные) билеты будут стоить 70 рублей за дневной сеанс и 100 рублей за вечерний при предъявлении подтверждающего льготы документа. Цена за вход на церемонии открытия и закрытия «Флаэртианы» также не изменится с прошлого года и составит 200 рублей. Билеты на детские программы будут варьироваться от 60 до 80 рублей.

Будут на фестивале и мероприятия, вход на которые будет свободным. Например, бесплатно можно посмотреть ретроспективу киностудии «Риск» и фильмы на вечере памяти Валерия Соломина, сходить на творческую лабораторию от «Семинара Флаэрти» —программу «Семинар Флаэрти (США) в гостях у „Флаэртианы“», которую будет курировать один из членов жюри, режиссёр и продюсер Джонатан Марлоу, и даже посмотреть всю конкурсную программу студенческих фильмов. Кроме того, «Флаэртиана» приглашает бесплатно посещать лекции и встречи в профессиональном клубе Flahertiana Workshop.

Для тех, кто собирается посетить все события фестиваля, цена абонемента составит три тысячи рублей. Если зрители хотят ограничиться любыми десятью показами, то будет возможность приобрести абонемент за одну тысячу рублей.

Куда идти?

Начинаем фестиваль 15 сентября утром в «Премьере», к 19:00 перемещаемся на открытие в студенческий дворец культуры ПГНИУ (если вдруг мест не хватило, организаторы «ВУЗ-Флаэртианы» обещали всем желающим параллельный кинопоказ под открытым небом там же, в университете). А затем уже особых перемещений в пространстве не потребуется, все показы, мастер-классы и лекции будут проходить в кинозалах или шатрах на территории киноцентра «Премьер».