X

Новости

Вчера
2 дня назад
21 сентября 2018

«Золотые Маски» Перми

Фото: art1.ru

Вечером, 16 апреля, на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Москве прошло подведение итогов 22-й Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска». Пермь на этом форуме представляли Театр оперы и балета и Театр кукол.

Оперный был представлен в рекордных 25 (!) номинациях, но в итоге удостоился лишь двух призов: Даглас Ли за работу в спектакле «Когда падал снег» получил премию в номинации «Балет — современный танец: работа балетмейстера-хореографа», а Специальная Премия музыкального жюри «За художественную целостность» досталась спектаклю «Путешествие в Страну Джамблей».

Спектакль Пермского театра кукол «Толстая тетрадь» был выдвинут на соискание премии в трёх номинациях. В итоге «Толстая тетрадь» получила «Маску» как лучший спектакль театра кукол, а Татьяна Нерсисян — приз в номинации «Лучшая работа художника». Это огромное достижение для театра кукол, за которое всецело ответственен его художественный руководитель Александр Янушкевич. Он тоже претендовал на «Маску» за режиссуру «Толстой тетради», но приз не получил.

Мы от всей души поздравляем лауреатов и номинантов премии. В честь их успехов мы сегодня вспоминаем, как пермские театры участвовали в «Золотой Маске» на протяжении 22 лет.

Предлагаем вашему вниманию тайм-линию, которая позволит проследить успехи пермских театров на «Золотой Маске» за всю историю существования главной театральной премии страны:

1996 год (сезон 1994/1995 гг.)

Первое появление пермских театров на «Золотой Маске». Вполне естественно, что одним из лидеров этого начинания стал Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Опера «Дон Паскуале», поставленная Георгием Исаакяном, претендовала на призы в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая режиссура». Исполнители главных партий — Анзор Шомахия (Дон Паскуале) и Татьяна Куинджи (Норина) — получили «Маски» за лучшую мужскую и лучшую женскую роль соответственно. В этом же году «Балет Евгения Панфилова» со спектаклем «Восемь русских песен и колыбельная для мужчины» претендовал на приз как лучший спектакль в категории «Балет», а сам Евгений Панфилов был представлен в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа», но «Золотых Масок» театр Панфилова не получил.

Фото: Энциклопедия «Пермский край»

1997 год (сезон 1995/1996 гг.)

В этом году от Перми на Всероссийском фестивале отметился только «Балет Евгения Панфилова». «Ромео и Джульетта» номинировался как лучший спектакль, Евгений Панфилов снова претендовал на приз «За лучшую работу балетмейстера/хореографа», а Сергей Райник номинировался в категории «Лучшая мужская роль». Однако и на этот раз «Балет Евгения Панфилова» не получил ни одной награды.

1998 год (сезон 1996/1997 гг.)

Снова Пермь на «Золотой Маске» представляли Театр оперы и балета и «Балет Евгения Панфилова». Опера «Пиковая дама» значилась в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссёра (Георгий Исаакян)» и «Лучшая работа дирижёра (Вадим Мюнстер)». Со спектаклем «Аввакум... Танц-мистерия» Евгений Панфилов снова штурмовал премию в категориях «Лучшему балетмейстеру» и «За лучший спектакль». Но и в этом году пермские театры «Масок» не получили.

2001 год (сезон 1999-2000 гг.)

В этом сезоне постановка театра «Балет Евгения Панфилова» «Прекрасные дамы маркизов и русских князей» в разделе «Современный танец» претендовала на «Золотую Маску» как лучший спектакль, а Евгений Панфилов номинировался «За лучшую работу балетмейстера/хореографа». В итоге «Золотую Маску» в категории «Новация» получил спектакль «Бабы. Год 1945» театра «Балет Толстых Евгения Панфилова».

2003 год (сезон 2001-2002 гг.)

Единственная номинация театра «Балет Евгения Панфилова» за спектакль «БлокАда» в категории «Лучший спектакль в современном танце».

2004 год (сезон 2002-2003 гг.)

На юбилейной десятой «Золотой Маске» Пермский театр оперы и балета представлял «Ballet Imperial» — спектакль, поставленный в рамках международного культурного проекта «Хореография Джорджа Баланчина на пермской сцене». Хореография Джорджа Баланчина была осуществлена Бартом Куком и Марией Калегари (США). Значился спектакль в единственной номинации — «Лучший спектакль в балете», в рамках которой и получил «Золотую Маску». Кстати, партию фортепьяно в «Ballet Imperial» исполнял Денис Мацуев.

Фото: Завьялов Антон

2005 год (сезон 2003-2004 гг.)

В этом году на «Золотой Маске» от Перми был только Театр оперы и балета. Классический балет в четырёх частях «Серенада» на музыку П. Чайковского и хореографию Джорджа Баланчина стал соискателем в двух номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая женская роль» (Елена Кулагина). Но ни в одной не одержал победы.

2006 год (сезон 2004-2005 гг.)

И снова на Всероссийском театральном фестивале Театр оперы и балета и театр «Балет Евгения Панфилова». Опера «Соловей» представлена в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссёра» (Татьяна Баганова), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Светлана Башарина). В этих же номинациях отметилась и опера «Кармен», как лучший режиссёр в ней был номинирован Георгий Исаакян, а «За лучшую работу художника в музыкальном театре» — Вячеслав Окунев. Кроме того, исполнивший в «Кармен» роль Хозе Сергей Перминов претендовал на «Маску» за лучшую мужскую роль в опере. Однако ни одной «Маски» оперный театр тогда не получил. Спектакль театра «Балет Евгения Панфилова» «Клетка для Попугаев» на музыку Ж. Бизе — Р. Щедрина «Кармен — сюита», в котором автором либретто, хореографом, режиссёром, сценографом и художником по костюмам выступил сам Панфилов, он значился только в одной номинации — «Лучший спектакль в современном танце», которую и получил.

Фото: Балет Евгения Панфилова

2007 год (сезон 2005-2006 гг.)

В 2007 году Пермь на премии представлял Театр оперы и балета спектаклем «Синдерелла, или Сказка о Золушке» в номинации «Лучший спектакль в опере». Премии «За честь и достоинство» удостоился народный артист РСФСР Владимир Дмитриевич Гуляев, долгое время возглавлявший Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького.

2008 год (сезон 2006-2007 гг.)

Больше десяти лет на главную театральную премию страны из Перми претендовали только оперы и пластические спектакли. Нарушил это правило «Сиротливый Запад» театра «У Моста» — драматический спектакль, поставленный худруком театра Сергеем Павловичем Федотовым. Символично, что первым драматическим спектаклем из Перми на «Золотой Маске» стала первая постановка пьесы Мартина МакДонаха в России. «Сиротливым Западом» Федотов открыл ирландского драматурга российской сцене. Позже Мартин МакДонах станет очень популярным автором в России, а театр «У Моста» — единственным в мире театром, в репертуаре которого есть все пьесы этого знаменитого ирландца. Ну, а Сергей Федотов негласно будет признан лучшим в России постановщиков пьес Мартина МакДонаха. Но это будет позже, а в 2008 году «Сиротливый Запад», представленный в номинациях «Лучший спектакль в драме (малая форма)» и «Лучшая работа режиссёра», ни одной «Золотой Маски» не получил. Без «Масок» в номинациях «Лучший спектакль в балете» и «Лучшая женская роль» (Ярослава Араптанова) остался и балет «Хореография Джерома Роббинса: Времена года, концерт» Пермского театра оперы и балета.

Фото: Театр «У Моста»

2009 год (сезон 2007-2008 гг.)

Пятнадцатый Всероссийский фестиваль «Золотая Маска» был очень успешным для Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Балет «Корсар» был заявлен сразу в пяти номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижёра», «Лучшая работа хореографа» (Василий Медведев), «Лучшая мужская роль» (Иван Прошин), «Лучшая женская роль» (Наталья Моисеева). Опера «Орфей» рассматривалась жюри как лучший спектакль в опере, а исполнитель роли Орфея Дмитрий Бобров претендовал на приз «За лучшую мужскую роль в опере». «Золотую Маску» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» получил Эрнст Гейдебрехт, Георгий Исаакян победил в категории «Лучшая работа режиссёра в музыкальном театре».

Фото: Пермская Опера

2010 год (сезон 2008-2009 гг.)

В этом году драматический театр из Перми снова прорвался на «Золотую Маску». И снова это был театр «У Моста», и снова с Мартином МакДонахом. Постановка Сергея Федотова «Калека с Инишмана» претендовала сразу на три «Маски»: «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая мужская роль» (Иван Маленьких). В итоге «Калека с Инишмана» не взял ни одной из наград. Зато пермскому спектаклю была присуждена Специальная Премия жюри драматического театра. Эту «Золотую Маску» зрители могут видеть в фойе театра и по сей день. Таким образом, театр «У Моста» стал первым драматическим театром Перми, получившим главную театральную премию страны.

Этот год принёс удачу и традиционным пермским участникам «Золотой Маски»: Театру оперы и балета и театру «Балет Евгения Панфилова». От оперного было два спектакля. Опера по рассказу Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича» прозвучала в таких номинациях, как «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссёра» (Георгий Исаакян), «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Эрнст Гейдебрехт), «Лучшая мужская роль» (Павел Брагин), «Лучшая женская роль» (Татьяна Полуэктова). Получил «Маску» Валерий Платонов — «Лучшая работа дирижёра». Второй спектакль — балет «Медея» — претендовал на звание «Лучший спектакль в балете», а балерина Юлия Манжелес — на «Лучшую женскую роль». «Медея» премий не получила.

Фото: Пермская Опера

«Балет Евгения Панфилова» в 2010 году получил сразу две «Золотые Маски» благодаря спектаклю «Casting off», который назвали «Лучшим спектаклем в современном танце». Сделавший для этого спектакля свет, видео и аудиомонтаж Алексей Хорошев взял приз за «Лучшую работу художника по свету в музыкальном театре».

2011 год (сезон 2009-2010 гг.)

В этом году в Пермь не отправилось ни одной «Золотой Маски», но пермские претенденты на главную театральную премию России были. Впервые на «Маску» поехал Пермский академический «Театр-Театр». Спектакль Бориса Мильграма «Жизнь человека» по произведению Леонида Андреева претендовал сразу на несколько премий: «Лучший спектакль-эксперимент», «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Владимир Черкасин), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Теодор Тэжик), «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» (Ната Тэжик-Бенман). И хотя премий «Жизнь человека» не получила, но то была громкая заявка на будущее.

2012 год (сезон 2010-2011 гг.)

Снова театр «У Моста», снова Мартин МакДонах. На тот момент последнюю опубликованную пьесу ирландца (только осенью 2015 года вышла пьеса «Палачи») «Безрукий из Спокэна» Сергей Федотов начал ставить сразу, как только получил на это разрешение, — после её премьеры на Бродвее. То есть опять это была первая постановка новой пьесы МакДонаха в России. «Безрукий из Спокэна» претендовал на премию как «Лучший спектакль в драме, малая форма» и «Лучшая работа режиссёра», но призов не получил.

Театр оперы и балета представлял на «Золотой Маске» 2012 года вечер «Видеть музыку», состоящий из четырёх коротких балетов. Этот эксперимент обещал театру номинации «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа» (Даглас Ли «Souvenir»), «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» (Сергей Матынов), «Лучшая женская роль» (Наталья Моисеева, «Souvenir»). «Золотую Маску» вечер «Видеть музыку» получил, но только в качестве Специальной Премии жюри музыкального театра.

Фото: Антон Завьялов

2013 год (сезон 2011-2012 гг.)

Очень урожайный год на номинации и «Золотые Маски» для пермских театров. Свои плоды дали приезд в Пермь Теодора Курентзиса и планомерная работа Бориса Мильграма в направлении музыкального театра. У Театра оперы и балета сразу три «Золотые Маски»: две из них получил Теодор Курентзис за лучшую работу дирижёра в опере Моцарта «Cosi fan tutte» и балете Прокофьева «Шут», Надежда Кучер получила премию за роль Медеи в опере «Medeamaterial» («Лучшая женская роль»). У всех спектаклей было несколько серьёзных номинаций. Кроме уже названных постановок, на три «Маски» претендовал, так и не получив их, балет «Свадебка». Зато балет Театра оперы и балета им. П. И. Чайковского получил Специальную Премию музыкального жюри.

По иронии судьбы на этой «Золотой Маске» было две версии мюзикла Максима Дунаевского «Алые паруса» — одна Новосибирского молодёжного театра «Глобус», а вторая — постановка Бориса Мильграма. Версия истории Ассоль и Грея «Театра-Театра» получила на одну номинацию больше, чем новосибирская версия, а именно «Лучший спектакль в оперетте», «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Виктор Шилькрот), «Лучшая женская роль» (Ирина Максимкина). Борис Мильграм за постановку «Алых парусов» стал лучшим режиссёром в номинации «Оперетта — мюзикл». Режиссёрская премия Бориса Леонидовича — первая «Золотая Маска» драмтеатра. Ещё одним очень важным и заметным эпизодом «Золотой Маски» 2013 года можно назвать то, что премию «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» получил Иван Тимофеевич Бобылёв, народный артист СССР, который более 30 лет руководил Пермским драматическим театром.

Фото: Театр-Театр

2014 год (сезон 2012-2013 гг.)

Пожалуй, это была одна из самых необычных для пермских театров, в плане номинаций и наград, «Золотая Маска». Среди приятных сюрпризов — номинации для Лысьвенского театра драмы имени А. Савина. Спектакль «Облако — рай» претендовал на такие премии, как «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра» (Вячеслав Тыщук), «Лучшая работа художника» (Екатерина Галактионова), «Лучшая мужская роль» (Кирилл Имеров). Ни одна из «Золотых Масок» не отправилась в Лысьву, но уже само попадание на фестиваль — важное достижение.

Впервые «Театр-Театр» представлял на «Золотой Маске» драматический спектакль. Постановка Елены Невежиной культового романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» боролась за премии в самых престижных номинациях: «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая мужская роль» (Служкин — Сергей Детков), «Лучшая роль второго плана» (Солист ВИА «Молодость» — Олег Шапков). Сценическое воплощение истории о пьющем пермском учителе не получило наград.

Фото: Театр-Театр

Театр оперы и балета представлял в этом году балет «The Second Detail/Вторая деталь» (номинация «Лучший спектакль в балете») и оперу-буфф «Свадьба Фигаро», которая была представлена в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра» (Теодор Курентзис), «Лучшая работа режиссёра» (Филипп Химмельман), «Лучшая женская роль» (Анна Касьян, Наталья Буклага), «Лучшая мужская роль» (Андрей Бондаренко). Но в этих номинациях спектакль призов не взял. Зато Специальную Премию жюри музыкального театра получил хаммерклавирист Максим Емельянычев с формулировкой: «За безупречное чувство стиля, идеальный контакт с вокалистами и головокружительное упоение точностью в исполнении партии континуо в опере Моцарта „Свадьба Фигаро“».

2015 год (сезон 2013-2014 гг.)

Наверное, это была одна из самых успешных «Золотых Масок» для Перми. Судите сами: «Театр-Театр» представлял сразу две постановки. Первая — идущий на «Сцене-Молот» спектакль немецкого режиссёра Андреаса Мерц-Райкова по пьесе Бертольта Брехта «Согласный/Несогласный». Спектакль претендовал на премию как «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая мужская роль» (Михаил Чуднов), но не получил ни одну из наград, в отличие от мюзикла «8 женщин» Бориса Мильграма. Эта постановка номинировалась как «Лучший спектакль в оперетте» и «Лучшая работа режиссёра» (Борис Мильграм), а в категории «Лучшая женская роль» были представлены сразу четыре (!) актрисы: Ирина Максимкина, Эва Мильграм, Мария Полыгалова, Ольга Пудова. Спектакль «8 женщин» получили «Золотые Маски» за «Лучшую работу художника в музыкальном театре» (Виктор Шилькрот) и «Лучшую работу художника по костюмам» (Ирэна Белоусова). Также мюзиклу была дана Специальная Премия жюри музыкального театра — «За создание музыкального спектакля на драматической сцене».

Фото: Театр-Театр

Неожиданной была номинация театра «Карабаска». Постановка «Ночь перед Рождеством» в разделе «Кукольный театр» претендовала на призы за «Лучшую работу режиссёра», «Лучшую работу художника» (Вера Задорожняя) и «Лучшую работу актёра» (Андрей Тетюрин). Премии театр «Карабаска» не получил, но показательно, что это первый кукольный спектакль из Перми, номинированный на «Золотую Маску».

Снова на «Золотой Маске» был представлен театр «Балет Евгения Панфилова» — спектаклем, состоящим из двух одноактных балетов: «Глазами клоуна» и «БлокАда». Спектакль претендовал на премии в номинациях «Лучший спектакль в современном танце», «Лучшая работа хореографа» (Алексей Расторгуев «Глазами клоуна»), «Лучшая женская роль» (Мария Тихонова).

Очень удачной эта «Маска» стала для Театра оперы и балета. Серьёзные номинации были у балета «Век танца: Стравинский — Баланчин» и оперы «Носферату». Но больше всего номинаций и побед было у «Королевы индейцев» Генри Пёрселла — масштабного, сложного международного проекта.

Фото: Алексей Гущин

Номинации: «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Гронк), «Лучшая работа художника по костюмам» (Дуня Рамикова), «Лучшая женская роль» (Джулия Баллок), «Лучшая мужская роль» Винс И). «Золотые Маски» эта опера завоевала сразу в четырёх главных категориях: «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра» (Теодор Курентзис), «Лучшая работа режиссёра» (Питер Селларс), «Лучшая женская роль» (Надежда Кучер). Кроме этого, «Королева индейцев» получила Приз критики.

Театр оперы и балетаБалет Евгения ПанфиловаТеатр-ТеатрТеатр КуколТеатр «У Моста»194421Количество масокТеатр оперы и балетаБалет Евгения ПанфиловаТеатр-ТеатрТеатр КуколТеатр «У Моста»194421
Количество «Золотых масок» у пермских театров, 2016 год