X

Citizen

Вчера
2 дня назад
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017
13 ноября 2017

Школьная методичка как «угроза безопасности страны»

Фото: Мемориал

Конфликт вокруг методического пособия для учителей 9-11 классов «Изучение в школе истории сталинских репрессий» получил продолжение. Изданная ещё в 2015 году Пермским Центром гражданского образования и прав человека электронная версия методички вдруг исчезла с сайта Министерства образования. В свою очередь, Вольное историческое сообщество и международное общество «Мемориал» выступили с совместным заявлением о том, что это создаёт прецедент, который может иметь самые печальные последствия.

Один из авторов пособия — доктор исторических наук, профессор Андрей Суслов, рассказал, что поводом к «изъятию» послужило экспертное заключение, сделанное для Роскомнадзора. Психолог Жана Тачмамедова и педагог Ирина Мясникова решили, что методичка для учителей может вызвать негативные эмоции у детей, от которых их стоит защитить. Под этим предлогом пособие исчезло с сайта Министерства образования.

Представители Мемориала и Вольного исторического сообщества заявили, что проведенная экспертиза направлена на то, чтобы лишить школьников глубокого понимания истории отечества, скрыть от них её самые сложные и тягостные эпизоды. Заключение откровенно служит реабилитации сталинского террора и фактически представляет собой призыв к введению цензуры, запрещённой Конституцией РФ.

В своём заявлении представители Вольного исторического сообщества и «Мемориала» обращают внимание на три основных аспекта экспертного заключения:

  • Первый — формальный: экспертиза выстроена так, будто речь идёт об учебнике или учебном пособии, хотя методические рекомендации адресованы педагогам, а не школьникам.
  • Второй — правовой. Авторы экспертизы игнорируют целый ряд государственно-правовых актов. В Российской Федерации официально принята к реализации «Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий», включающая в себя «разработку образовательных и просветительских программ по этой теме с их последующим включением в общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования».
  • Третий — содержательный. Налицо столкновение двух подходов к трактовке нашего исторического прошлого. Один объявляет высшей ценностью государство, другой видит основания сильного и суверенного государства в развитии личности и гражданского общества. В первом случае воспроизводится патерналистская и, по сути, тупиковая, охранительная модель воспитания и социализации. Во втором случае целью воспитания становится формирование как раз тех качеств, о которых говорится в образовательных актах, — гражданской идентичности, уважения к отечественной истории. Именно второй путь, который не только декларируется, но и фактически реализуется в образовательной практике А. Б. Сусловым и его пермскими коллегами, даёт шанс на то, чтобы в стране формировался идеал гражданственности, а не культ подданничества.

Далее мы приводим выдержки из методического пособия, которые передают основной посыл авторов.

«30 июля 1937 года нарком внутренних дел Н. И. Ежов подписал секретный приказ № 00447 „Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов“. На следующий день приказ одобрило политбюро ЦК ВКП (б). Началась не имеющая аналогов войсковая операция против собственного народа. Приказ обозначил 8 категорий граждан, подлежавших аресту.

Данные архива однозначно подтверждают, что основными жертвами террора были не только и не столько чиновники, сколько тысячи простых людей — рабочих, колхозников, учителей, кузнецов, плотников, пастухов, бухгалтеров и т. д. Конечно, репрессии не обошли и членов партии. Их в 1937-1938 годах было арестовано 1176 человек, из них 73 человека расстреляны. Но самой беззащитной и самой массовой жертвой НКВД стали трудопоселенцы — бывшие раскулаченные. Их было арестовано в городе 1891 человек, погибли в застенках — 870.

Молчать об этом нельзя. Молчать — значит повторить прошлое, обречь своих детей и внуков на бесправие. Долг совести старшего поколения — рассказать молодёжи, школьникам и студентам о судьбе своей семьи и судьбе страны. Как бы это ни было трудно, мы обязаны говорить правду — не „черня“ историю, но и не приукрашивая её».

«В существующих школьных учебниках и методических пособиях для учителей истории сталинизм отражается довольно абстрактно, недостаточно используются достижения современной исторической науки, отсутствуют правовые и моральные оценки преступлений Сталина и других должностных лиц.

Учащимся следует иметь представление о характерных чертах сложившейся в 30-е годы ХХ века системы отправления власти».

«Важно, чтобы учащиеся представляли исторические последствия сталинской репрессивной политики:

— Подавлены малейшие ростки оппозиционности и инакомыслия;

— Населению навязан „образ врага“;

— Разобщённость людей и растворение в толпе подменили человеческую солидарность;

— Сформирована готовность бюрократии выполнять любые указания „сверху“;

— Обесценились ценности человеческой жизни и свободы;

— Укрепилась авторитарная традиция;

— Закрепилась установка на подчинение личных интересов государственным;

— Воспитано представление о ничтожности человека перед властью;

— Укоренилась привычка к „управляемому правосудию“, к подчинению прав человека интересам государства».

«Изучение семейных историй, связанных с 1930-1940-ми годами, следует сопроводить постановкой проблемы критики источника...».

«Чрезвычайно важно, чтобы всё упомянутое выше учащиеся не получали в виде готовых истин, преподнесённых учителем...

Учитель, естественно, может помочь сформулировать обобщения и расставить акценты, но это именно помощь, а не подмена деятельности учащихся...».

«Желательно также при изучении большей части вопросов рассмотреть точки зрения современных историков, в том числе противоречивые».

«В числе результатов могут быть: „воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной“, „развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора“ (для основного общего образования), „гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества“, „нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей“ в соответствии с ФГОС».

А вот цитаты из самого экспертного заключения:

«В исследуемом Пособии во главу угла ставятся черты негативной идентичности народа, общества. Сначала советского, а потом и российского. В Пособии транслируется взгляд на репрессии, как на уникальное в развитии человеческого общества явление, присущее именно российскому народу, и без обзора репрессивных практик в других странах, в том числе и демократических, что подводит учащихся к выводу, что это явление свойственно именно народу нашей страны, нашим предкам».

«Сталинское время — это также время Великой Отечественной войны — одного из периодов, дающих примеры и элементы для позитивной идентификации („наш народ — народ победитель, спасший мир“, „советский человек, не ставший рабом“ и т. д.). Представление детям образа народа как жертвы, раздавленной тираном, разрушает эту позитивную идентификацию».

«Когда отсутствует значительное количество позитивных образцов для идентификации, когда обретённое чувство неполноценности общества и „меня как части общества“ всеобъемлюще, подросток идёт по пути противопоставления себя обществу, он начинает склоняться к антиобщественным действиям и поступкам».

«Целями проведения уроков в рамках настоящего методического пособия заявлены предоставление учителям истории возможности „эффективнее решать воспитательные задачи в соответствии с новыми образовательными стандартами“ (стр. 2, аннотация), а также „необходимость преодоления тоталитарных практик прошлого“ (стр. 24). Однако постоянный акцент учащихся на тоталитарных практиках, их проигрывание в интерактивном режиме может привести к обратному результату. Выдающийся отечественный психолог Лев Выготский так писал о влиянии подробного описания дурных поступков людей на личность ребёнка: „...Обычное выражение, что запретный плод сладок, заключает в себе много психологической правды и отчасти означает то, о чём говорится здесь. Нет более верного средства толкнуть ребёнка на какой-нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний“.

„Укрепляют антиобщественные черты в учащихся и предлагаемые в Пособии теоретические взгляды авторов на взаимоотношения личности и общества. Так, в качестве отрицательных черт, свидетельствующих о тоталитарном устройстве общества, авторами представляются такие его ценности, как подчинение личных интересов государственным...

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова — „ гражданин это... сознательный член общества, человек; подчиняющий свои личные интересы общественным“.

„В вводных словах учителя об эпохе предлагается рассказывать, используя слова „кошмар“ (стр. 19), „террор“ (стр. 19), „вселенские безумные масштабы“ (стр. 20). Таким образом, на уроках создается пугающая гнетущая атмосфера».

«В отношении действий Сталина в Пособии никаких судебных или иных официальных решений не представлено. Таким образом, выявляется субъективизм высказываний, выдаваемый в качестве бесспорной истины».

«В ходе исследования были определены следующие возможные эффекты негативного воздействия на развитие, психическое и психологическое здоровье ребёнка:

1. эффект мотивационный — побуждение к осуществлению действия асоциального, противоправного характера, действия, представляющего угрозу жизни, безопасности, здоровью как самого ребёнка, так и других лиц;

2. эффект ценностно-смысловой — формирование у ребёнка системы ценностей, несовместимых или вступающих в конфликт с общечеловеческими нравственными ценностями и нормами, или ведущих к искажению картины мира;

3. эффект эмоциональный — провоцирование депрессии, тревожности, страхов, неуверенности».

«По результатам исследования выявлены следующие элементы информации, запрещённой к распространению среди детей, а также информации, способной нанести вред их психическому здоровью и развитию:

Информация, побуждающая к антиобщественным действиям, формирующая у детей антигосударственную идентичность;
Информация, оправдывающая противоправные действия;
Информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
Информация, препятствующая усвоению нравственных и общественных норм;
Информация, оказывающая негативное эмоциональное воздействие на детей».

Мария Черемных, методист Центра гражданского образования и прав человека, один из авторов методического пособия «Изучение в школе истории сталинских репрессий»:

Какой может быть позитив, когда мы говорим не о времени правления Сталина в целом, а именно о политических репрессиях? Когда говорят о победе, индустриализации — это риторический приём, подмена темы. Самое сложное в споре с демагогами — не попасться на смену темы. Победа во Второй мировой войне, другие достижения не вытекают из сталинских репрессий. От убийства трудоспособных людей среднего возраста пользы государству не было.

Хочу напомнить, что это не учебное пособие для учеников, а методичка для учителей. В первую очередь она предназначена для классных руководителей, которые один раз в году 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, проводят «уроки памяти».

В Институте развития образования Пермского края провели свою проверку методического пособия и пришли к выводу, что «содержание методических рекомендаций в целом не противоречит государственным образовательным стандартам общего образования (ФГОС), целям и задачам гражданского образования».

Как рассказала Мария Черемных, после тестового применения методического пособия в школах в него внесены некоторые изменения и доработки с учётом замечаний и пожеланий педагогов. Готовится к выходу новый тираж. С региональным Минобром ведутся переговоры о возврате пособия на сайт министерства.

Из заявления Президента Владимира Путина, 30 октября 2007 года:

Все мы хорошо знаем, что 1937 год считается пиком репрессий, но он (этот 1937 год) был хорошо подготовлен предыдущими годами жестокости... Такие трагедии повторялись в истории человечества не однажды. И всегда это случалось тогда, когда привлекательные на первый взгляд, но пустые на поверку идеалы ставились выше основной ценности — ценности человеческой жизни, выше прав и свобод человека. Для нашей страны это особая трагедия. Потому что масштаб колоссальный. Ведь уничтожены были, сосланы в лагеря, расстреляны, замучены сотни тысяч, миллионы человек. Причём это, как правило, люди со своим собственным мнением. Это люди, которые не боялись его высказывать. Это наиболее эффективные люди. Это цвет нации. И, конечно, мы долгие годы до сих пор ощущаем эту трагедию на себе. Многое нужно сделать для того, чтобы это никогда не забывалось.

Из обращения Президента России Дмитрия Медведева 30 октября 2009 года:

Чрезвычайно важно, чтобы молодые люди (...) были способны эмоционально сопереживать одной из величайших трагедий в истории России, миллионам людей, погибшим в результате террора и ложных обвинений во время чисток 30-х годов.

Мы много внимания уделяем борьбе с фальсификацией нашей истории. И почему-то зачастую считаем, что речь идёт только о недопустимости пересмотра результатов Великой Отечественной войны. Но не менее важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ.

30 октября было официально признано «Днём памяти жертв политических репрессий» Постановлением Верховного совета РСФСР № 1763/1-I от 19.10.1991.