X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 июля 2019
Фото: Максим Солодников

«Прощай, дорогой, я буду тебя помнить». Пермяки обсуждают в социальных сетях последний день работы троллейбусов

Вчера, 30 июня, троллейбус отправился в последний рейс до остановки «Улица Гусарова». В половину первого троллейбус заехал на территорию депо под аплодисменты работников МУП «Пермгорэлектротранс» и неравнодушных горожан. В этот момент история пермского троллейбуса завершилась. Он просуществовал в городе 59 лет.

Водители и кондукторы решили сделать запоминающимся последний день работы троллейбусов. Салоны были украшены разноцветными воздушными шариками. На окнах были приклеены картонки с разноцветными буквами, которые складывались в слова «Мы будем скучать». Весь день пермяки собирались компаниями, чтобы напоследок прокатиться в троллейбусах. На конечных остановках делали фото на фоне «рогатых». И, конечно, писали ностальгические и гневные посты в социальных сетях. Интернет-журнал «Звезда» публикует самые интересные высказывания пермяков.

Горожане стали прощаться с троллейбусами накануне последнего рейса. Бывший водитель троллейбуса МУП «Пермгорэлектротранс» Руслан Заматов написал на своей странице «ВКонтакте» 29 июня:

«Остался один день, и этого вида транспорта в Перми больше не будет. Кто-то порадуется, кому-то всё равно. Моё детство было проведено в кабине (у троллейбусного депо была своя база отдыха и пионерлагерь). Для меня МУП „Пермгорэлектротранс“ — первая запись в трудовой [книжке] в 1996 году. Через год с этого предприятия я ушел в армию и туда же и вернулся. Это часть моей жизни, не самая плохая. Это предприятие, благодаря которому я приобрёл семью (директор депо В. Б. Злыднев сказал, хотите комнату в общежитии, регистрируйтесь, обманул, правда, комнату не дал, и слава богу). Это моя молодость, привет СПТУ 52, 1 и 6 группе. Это предприятие, на котором члены моей семьи работали с 1966 года! Общий водительский стаж династии составлял 60 лет! Очень тяжело писать всё в прошедшем времени. Кстати, из всех городов миллионников только Пермь решила отказаться от троллейбусов. Догадайтесь, за кого я не буду голосовать на следующих выборах?»

«7 лет вместе. Спасибо тебе, мой троллейбус, за отличную работу! Я буду скучать по тебе!» — отметила теперь уже бывший водитель троллейбуса Юля Салимова.

В социальных сетях пермяки выкладывали песню Булата Окуджавы «Последний троллейбус».

Или просто прощались с «рогатыми»:

Студент ПНИПУ Владимир Зыкин признался, что в троллейбусах есть особенная ламповость:

«Есть в троллейбусах что-то особое, чего нет у автобусов — это какая-та их ламповость что ли. Что понимаю под ламповостью? Сложно сказать и описать словами, возможно, это из-за некого переходного момента, когда что-то ещё было реально ещё пару часов назад, но сейчас этого уже нет и не будет. Единственное, что хочется сказать сейчас — просто спасибо всем работникам троллейбусного депо МУП „Пермгорэлектротранс“ и пока „рогатым“, вы достойно пронесли свою службу, ваши преемники в виде Volgabusов столько не выдержат, это абсолютно точно. Надеюсь, когда-нибудь ещё и увидимся, до новых встреч».

Историк Андрей Кудрин вспомнил, какими были скромные электрические труженики его детства:

«Все они возили меня главным моим маршрутам. В них никогда не пахло соляркой и бензином, и было как-то спокойно. Возможно, потому, что за рулём почти всегда сидела женщина. Прощай, дорогой, я буду тебя помнить...»

Пермячка Татьяна Шардина тоже вспоминает свое детство, которое было связано с троллейбусами:

«В моём детстве троллейбусы были голубые. Чётко всё было. Трамваи — красные, автобусы — жёлтые или белые. Спереди у него такой ротик был. В моём восприятии Комсомольский проспект — светлая, чистая, парадная улица. И по ней только чистый элитный транспорт ходил. На Октябрьской площади раньше троллейбус её огибал и ходил рядом с Политехом, потом дорогу спрямили, напрямик стали ходить. Комсомольский проспект неразрывно связан с троллейбусом. Вонючие автобусы по нему не ходили, они по всяким окраинам ходили. На моей памяти № 7 появился. Он стал ходить по Ленина, когда эспланаду построили. А я не знаю, сколько маршрутов было последнее время, но они стали ходить по многим улицам. Первые ходили только по Компросу».

Впрочем, среди ностальгических постов встречались и политические. Многие пермяки обвиняли городские и краевые власти, которые по не вполне понятным причинам решили отказаться от экологического вида транспорта.

Директор независимого книжного магазина Михаил Мальцев считает:

«Может быть тысяча урбанистических рациональных аргументов, но троллейбус в Перми — это еще и история душевной привязанности, это традиция, это история города, как трамвай в Новом Орлеане, медленный, неэффективный, но всегда востребованный. Эту администрацию надо на руках выносить уже, сказочные управленцы».

Журналист Евгений Плотников написал открытое письмо пермского троллейбуса пассажирам, которое по стилистике пародирует письмо Курентзиса зрителям:

«Хочу поблагодарить всех тех людей, которых я возил. Обнять тех, кого довёз. И извиниться перед теми, кто из-за меня опоздал, не доехал, не доработал, не долюбил. Мы вместе проехали этот путь длиною в жизнь. А особенно благодарю администрацию Перми, потому что из-за их полнейшего непонимания, отсутствия трепета и чуткости, моя гуманитарная миссия заканчивается. Поэтому мы с вами обязательно попадём в рай, а они — ну вы сами знаете... До встречи в раю!»

Директор группы PR-Проект Наталья Нечаева на своей странице в «Фейсбуке» отмечает, что «страшно стало жить в Перми, не знаешь, что потеряешь ещё»:

«Слушаю губернатора, говорит, что в перспективе все университеты перейдут в оnline. А я уже представляю, как ликвидируют вузы, размещая в освободившихся помещениях торговые центры и административные структуры. И что с нами не так? Сначала порадовалась, что 100-бальников у нас 113, а потом опять в уныние впала. Единицы остаются здесь. Уезжают в столицы, и никакими калачами обратно не заманишь. Топ закрытия открываем с 1 июля 2019 года: троллейбусы; Курентзис; Чердынские музеи; „Камва“; „Рок-лайн“. Что ещё?»

У журналиста Олега Хвацкого свой список пермских потерь:

Председатель Совета Рабочего Посёлка Анастасия Мальцева написала, что «в Перми власти убили последний троллейбус»:

«5 ноября 1960 года первый пермский троллейбус прошёл по маршруту „Комсомольская площадь — Сад Решетникова“. Троллейбусы были с нами 59 лет. Спасибо вам. Спасибо водителям, кондукторам и механикам. Так жаль, что вас отобрали у Перми».

Журналист интернет-журнала «Звезда» Максим Артамонов в воскресенье тоже проводил троллейбус:

«Это видео посвящается местным оптимизаторам транспортной сети Перми. Ведь они каждый день ездили на работу на троллейбусах и знали, что делали, когда объявили о ликвидации троллейбусного парка в городе. Они лучше самих горожан разбираются в том, какой транспорт экологичный, удобный и комфортный, а какой — можно уничтожить. Чиновник сказал — чиновник сделал: троллейбусов в Перми больше не будет».

«Реквием по Пермскому троллейбусу» написала певица и исполнительница песен Мария Ананьева, которая сейчас живет во Владивостоке, а до этого окончила Пермский институт культуры:

Ты где-то там на краю Перми
Найти пытаешься свой маршрут
И бесконечно живой весны
Достанешь зонт, отправляясь в путь.
Под ним укроешься от дождя
В депо троллейбусном навсегда,
Где в память о быстротечных днях
Печально будут срезаны провода...

Километры дорог, километры мечты
Расстояние это надо будет пройти.
Чтоб увидеть опять то, что в сердце берег.
За спиной оставляя километры дорог,
Километры дорог.

Я где-то здесь, где поёт метель,
И снег до пояса выпал вдруг,
Пью на конечной горячий чай
Что бы согреться от мыслей вслух.

А мысли так далеко в пути,
Никто не купит уже билет.
С тобою рядом, но без тебя
Маршрутам нашим помашем вслед.

  • В декабре прошлого года администрация Перми обнародовала новую транспортную модель города. В ней говорилось об отказе от троллейбусов по причине их малой эффективности. Пермяки написали петицию за сохранение этого вида транспорта. И неоднократно выходили на митинги за сохранение в городе троллейбусного движения.

***

О том, почему власти Перми убирают троллейбусы из города, а учёные и горожане против этого, мы писали в большом разборе.

Читайте также репортаж с митинга против новой маршрутной сети и ликвидации троллейбусов и интервью с доцентом ПГНИУ Сергеем Меркушевым об инициативах властей в области транспортной политики.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+