X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
11 августа 2020
10 августа 2020
09 августа 2020
08 августа 2020
07 августа 2020
06 августа 2020
Фото: Kaboompics

«Ни одна школа в Пермском крае не готова». Всё, что известно о перспективах нового учебного года

До 1 сентября остался месяц, но полного понимания, как будут проходить занятия в школах, нет ни у кого. Руководство отрасли обещает, что учебный год начнётся в привычном очном формате, но всё зависит от эпидемиологической ситуации. Родители волнуются, некоторые из них принимают решение не вести детей в школу вообще. У администраций школ нет даже примерного плана работы в случае, если ситуация кардинально не изменится.

Экспериментальный регион

Волнение усилила информация о том, что Пермский край примет участие в эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды. Чиновникам пришлось не единожды на разных уровнях повторять, что этот пилотный проект означает не перевод образовательного процесса в дистанционный формат, а создание условий для реализации образовательных программ и с частичным применением электронного обучения и дистанционных технологий. По данным регионального минобра, за два года эксперимента 120 школ и 35 учреждений среднего профессионального образования получат новую компьютерную технику и подключатся к единой информационно-сервисной платформе. Регион получит для этого из федерального бюджета более 200 млн рублей.

В министерстве уточняют, что критерием отбора образовательных учреждений для участия в проекте было количество компьютеров на одного учащегося (в проект попали школы с наименьшим показателем). Любопытно, что в число школ, которые попадают в эксперимент уже в 2020 году, вошли не только школы из отдалённых территорий края, но и «статусные» из Перми — такие как школы № 77, № 9 и «Точка». Всего в этом году в проекте примет участие 101 школа, в следующем — 19 школ и 35 учреждений СПО. Всего сегодня в Пермском крае работает 514 школ.

При всей настороженности, которую эксперимент вызвал у родителей, педагоги-методологи отмечают, что он позволяет решить те задачи, которые внезапно в этом году возникли с тотальным переходом на дистанционное обучение.

«Сейчас в закон об образовании Российской Федерации внесены поправки в части того, что дистанционное обучение может применяться в исключительных случаях, т. е. при такой ситуации, которая возникла в этом учебном году. И, как показала практика, многие школы оказались не готовы. Реализация проекта по цифровой образовательной среде позволяет предусмотреть возможные последствия второй волны эпидемии», — говорит проректор по учебной работе ПГГПУ, к.пед.н. Лариса Лизунова.

Эксперт уверена, что школьное образование так или иначе будет двигаться в сторону какой-то доли дистанта. Однако, по её мнению, необходима градация этой практики, исходя из возрастных особенностей школьников. Сегодня разговор о том, нужна школе цифровая образовательная среда или не нужна, вообще не стоит, уверена декан педагогического факультета РИНО ПГНИУ Наталья Горбацевич.

«Я считаю, что дети в этой цифровой образовательной среде уже живут. И поэтому, какие бы решения ни принимались, цифровая образовательная среда, помимо всех наших решений, вошла, во-первых, в жизнь, во-вторых, в образование, в-третьих, в проведение досуга, в-четвёртых, в бытовую жизнь. Наверное, можно найти и пятое, и шестое, и седьмое. И сейчас для школы самое главное — не отстать от тех детей, которые сегодня в этой цифровой среде живут. Не дать образованию отстать от этого тренда», — говорит эксперт.

Но в том, как определять долю дистанционного образования, методологи расходятся. Лариса Лизунова считает, что она должна определяться ГОСТами или нормативными актами, а Наталья Горбацевич уверена: правильнее, если её будет определять сама школа.

«В одной школе это может быть 20 %, в другой школе это может быть 50 %. В третьей школе может оказаться и 70 %. Школы настолько разные, одно дело — школа в Перми, другое — школа в дальней территории. Исходя из их возможностей, условий, уровня компетенции педагогов, от уровня родителей и детей», — говорит она.

Фото: Kaboompics

Наломаем, нафигачим, нахимичим

Тем не менее, вопрос о том, в каком формате пройдёт начало учебного года, остаётся открытым. Министры образования России и Пермского края уверенно заявляют, что образование будет очным.

«Абсолютно точно хочу сказать: мы будем работать в обычном режиме, и 1 сентября учебный год начнется как обычно: с торжественной линейки и уроков в школе. Все уроки будут проходить в очном режиме. Другие варианты даже не обсуждаются ни на каком уровне», — сказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина во время своего онлайн-брифинга в начале июля.

С другой стороны, существуют требования Роспотребнадзора, которые школы обязаны будут выполнить в случае очного обучения.

«Санитарные правила рассчитаны на то, что дети пойдут в школы и детские сады, но при определённых условиях, — поясняет начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков краевого Роспотребнадзора Антонина Сорокина. — Например, обязательные требования — бесконтактное ежедневное измерение температуры тела у школьников и сотрудников, качество воздушной среды: необходимо постоянно проветривать помещения, оборудовать помещения приборами для обеззараживания воздуха, проводить правильное рассаживание детей. Почему нужна социальная дистанция в 1,5-2 метра? Это как раз то расстояние, на которое вирус может распространяться. Для этого в правилах предусматривается рассаживание детей в определённом порядке, например, в шахматном порядке, по одному человеку за партой».

Как обеспечить социальную дистанцию в нынешних условиях, пока неясно.

«Этот вопрос достаточно серьёзный, его надо изучать. Для сокращения контактов между детьми правилами предусмотрена отмена кабинетной системы. Сейчас не будет хождения по кабинетам. На кабинетной системе могут оставаться только специализированные предметы: химия, физика, занятия физической культурой, информатика. Решить проблему с соблюдением социальной дистанции в школах непросто. Вполне возможно, что будет необходимость задействовать дополнительные площади, например, в учреждениях допобразовния. По статистике дети болеют намного легче, чем взрослые, зачастую бессимптомно, но они могут являться резервуаром передачи инфекции для старшего поколения».

Также Антонина Сорокина предполагает, что в рамках образовательного процесса могут вводиться ограничения по количеству предметов, чтобы дети не находились долго в школе. Например, основные предметы могут сделать очными, потому что очное образование более эффективное, а дополнительные — дистанционными.

«Я считаю, что совместить эти требования с очным обучением практически невозможно. Они разработаны, исходя из бюрократического подхода, никто не думал, как они будут реализовываться. То же и администрации школ: я к одной подхожу, другой, третьей — все разводят руками и говорят, что не имеют представления, как это будет. Всё будет решаться в последний момент», — говорит Рудольф Винецкий, учитель истории школы-гимназии № 1 г. Краснокамска.

Тем не менее, не исключено, что очное образование всё-таки будет организовано, считает учитель. Но вряд ли это пойдёт на пользу качеству образования.

«Если „партия сказала: „Надо!“, комсомол ответил: „Есть!“. И это мы наломаем, нафигачим, нахимичим, — рассуждает Виненцкий. — Сделаем, переругаемся все. И, как всегда, будет коряво сделано, но зато галочка будет поставлена. Но это вызовет колоссальные неудобства. И это будет просто удар битой по всему учебному процессу».

Не знает, как организовать учебный процесс, и министр образования Пермского края. На том же онлайн-брифинге Раиса Кассина сказала: «Честно скажу, пока ни одна школа не готова к тому, чтобы рассаживать в классе не более 10 человек, делить классы на три группы, увеличивать во столько же раз число педагогов. Это совершенно нереальная задача».

В свою очередь министр просвещения РФ Сергей Кравцов уже заявлял, что все требования Роспотребнадзора будут учтены. Также он говорил о том, что при организации обучения в условиях коронавируса будет использован опыт, наработанный при проведении ЕГЭ — а значит, детям надо готовиться к маскам и перчаткам.

Однако одновременно с этим Кравцов обещал, что 1 сентября будут организованы традиционные линейки, а это противоречит запрету Роспотребнадзора на проведение в образовательных организациях массовых мероприятий, в которых участвуют разные классы. В документе нет оговорки о том, что такие мероприятия запрещены только в помещениях, а на улице — разрешены.

Более ясная картина, по всей видимости, появится не раньше 20 августа: премьер-министр Михаил Мишустин обещал, что именно тогда будут приниматься решения о формате школьных занятий — отдельно по каждому региону.

Роспотребнадзор заявляет, что пересмотр противоэпидемиологических требований возможен только при переходе на третий этап снятия ограничений, для этого коэффициент заражаемости коронавирусом должен снизиться хотя бы до 0,8 %. Однако после окончания острой фазы этот показатель в Пермском крае, несмотря на ежедневные колебания, не показывает общей динамики к снижению. В то же время в некоторых странах уже началась вторая волна пандемии, врачи заявляют о её вероятности и в России.

Фото: Владимир Соколов

Их осталось мало

Учитывая неопределённость с организацией обучения, часть родителей не собираются вести своих детей в школу в сентябре независимо от будущих решений чиновников.

Мария Татаринова говорит, что внимательно наблюдала за развитием ситуации с пандемией и работой школ в условиях «карантина». С учётом комментариев некоторых врачей и должностных лиц о том, что пандемия завершится только к февралю следующего года, она приняла решение, что поведёт сына в первый класс не в этом году, а в следующем.

«Несмотря на заверения Министерства образования о своевременном начале учебного года, мы не можем быть уверены в том, как развернётся ситуация и не закроются ли школы на длительный карантин в течение года. Вместе с тем первый класс — это период адаптации ребёнка к школе, к новому коллективу, к новому ритму, и прерывание этого процесса приведёт к удлинению стрессовой ситуации для ребёнка, что в последующем может негативно отразиться и на состоянии здоровья, и на учебном процессе, и на восприятии школы», — говорит она.

Неоднозначная ситуация ускорила переход на семейное образование тех, кто прежде только задумывался об этом.

«Дистант послужил толчком перехода на семейное образование. Это та же учёба дома, но без ежедневных фотоотчётов, которые требовала школа, и в своём темпе. К тому же я не уверена, что осенью в школе будет безопасно, плюс я против сидения детей в масках, перчатках и прочих „радостей“. Против разобщения и перемен в разное время. Если школа нужна для социализации, то тут её уже не будет — смысл туда тогда ходить?» — рассказывает Светлана (просила не называть фамилию).

Сын ещё одной мамы, давшей комментарий анонимно, с первого класса учится дома. В этом году она планировала повести ребёнка в школу, но теперь не видит в этом смысла.

«Вероятно, будет вторая волна, или она уже началась. Осенью из-за этого вируса будут сложности. Школы вовсю готовятся к дистанционке. И зачем нам это? Вся соль была в том, чтобы пообщаться в коллективе, поучиться у живого учителя», — говорит она.

Активистка общественного движения «За права детей на образование» Алёна Подлесных считает, что беспокоиться надо не столько о форме обучения, сколько о безопасности детей в школах.

«Родители устроили грандиозный шум по поводу якобы готовящегося перехода школьного обучения на полный дистант. Но при этом большинство как будто не волнует угроза новых вспышек ковида. Может ли государство обеспечить соблюдение санитарных мер в школе? Для этого необходимо создать учебные классы по 5 человек, что предполагает значительное увеличение школьных площадей, числа учителей и, соответственно, бюджета на образование. Откуда возьмётся столько педагогов и как быть с немолодыми учителями, которые попадают в группу риска?» — говорит она.

Активистка считает, что в новых условиях государство могло бы поддержать семейное обучение, выделить финансирование на открытие семейных школ — и тем самым смягчить проблему. «Мои дети пойдут в 1 и 3 классы, и, кстати, третьекласснику очень понравилось дистанционное обучение, он в общем-то резонно воспринял его как семейное и просит больше в школу его не водить. Поведём ли мы детей в школу 1 сентября? В нашей семье этот вопрос пока остаётся открытым», — заключает Алёна Подлесных.

***

Читайте также: готовы ли пермские школы перейти на дистанционное обучение?

Как прошёл первый день дистанционного обучения у школьников.

Памятка для родителей о том, какие сайты помогут в учёбе из дома.

Посещаемость повысилась до 100 %. Пермские вузы рассказали, как проходит дистанционное обучение

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь
Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.