X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 ноября 2018

«Дороге в рай рельсы не нужны». В Перми прошёл митинг за сохранение железной дороги

Фото: Диана Корсакова

Это был один из самых необычных митингов. Он начался в Орджоникидзевском районе, а затем его участники переместились на электричке в Сад камней. Здесь прошел ещё один митинг, собравший широкий спектр оппозиционных политических партий и общественных движений. Их объединило стремление сохранить железную дорогу на Горнозаводском направлении между станциями Пермь-I и Пермь-II. На митинге побывал и корреспондент интернет-журнала «Звезда».

От центра Перми до ул. Академика Веденеева, где была назначена первая часть митинга, я добирался полтора часа на двух автобусах. Местные говорят, что мне ещё повезло: были выходные, обычно путь на автобусе занимает два с половиной часа — и это без пробок.

На остановке Академика Веденеева бабушка торгует носками, колготками и «бесшовными легинсами». В трехстах метрах от неё, напротив магазина «Магнит», начинается митинг. На огороженной турникетами территории стоит не более пятидесяти участников, ещё с десяток наблюдают за ограждением. Некоторые стоят с плакатами: «Разбор железной дороги — диверсия против безопасности страны».

Фото: Диана Корсакова

На крошечной сцене выступают активисты. Ведущая — один из организаторов митинга Людмила Ёлтышева.

— У нас всё как всегда: давайте сначала всё сломаем, а потом будем строить 40 лет, — экспрессивно говорит активистка Анастасия Мальцева. Вообще-то она председатель Совета Рабочего посёлка в Мотовилихе. Но пришла на митинг, чтобы поддержать жителей Орджоникидзевского района.

«А кто-нибудь рассказал вам, почему её сносят? — спрашивает она митингующих. — Чтобы жителям Ленинского и Свердловского районов было хорошо гулять по красивой набережной! Понятно? Поэтому вы будете трястись до набережной на старых автобусах и маршрутках, чтобы там погулять».

Она призывает сходить к депутатам района и в приемные политических партий с письменными обращениями, а ещё написать электронное обращение в приемную губернатора и президента.

Фото: Диана Корсакова

«А наши депутаты уже дружно ответили, что интересы жителей города выше интересов жителей удалённого района! — говорит Людмила Ёлтышева. — А чем мы хуже тех, кто живет в центре?»

Вслед за ней на сцену выходит житель микрорайона Голованово Владимир Плус.

Фото: Диана Корсакова

— Разбор железной дороги — это диверсия против нас и всего города, — повторяет слоган митинга он. — Это значит, что закроют заводы. Мы будем безработными. Молодежи уже сейчас негде работать, они не знают, куда им податься после учебы. Сплошная безнадега. Подумайте, что с нами будет через сорок лет? Я до такого возраста не доживу. Зачем строить здесь трамвай, когда есть железная дорога? Лучше бы сделали с нее выход к улице Попова и Комсомольскому проспекту. Что творят наши власти? У них просто крыша поехала! Это безобразие нужно заканчивать! В отставку губернатора и вышестоящую власть!

Эти слова немногочисленные участники митинга встречают овациями. Вслед за ним сцену поднимается Юлия Бутько, жительница поселка Дивья Добрянского района.

«Все наши жители ездят на работу в Пермь на электричке, — говорит она. — А дальше нас — Кизел. Там люди встают в три утра, чтобы успеть на работу. В будущем они будут ехать на электричке, а потом пересаживаться на автобус, который будет еще два часа стоять в пробках на Соликамском тракте».

Людмила Ёлтышева говорит, что ежедневно семь тысяч человек добираются из Мотовилихи и Орджоникидзевского района в центр Перми:

«А недавно губернатор Максим Решетников презентовал „Ласточку“, которая будет ходить до Кунгура. И что получается: там живут люди, а в нашем районе — нет?»

Фото: Диана Корсакова

На сцене появляется Вера Кокорышкина, которая собрала 5 тысяч подписей от жителей района за сохранение железной дороги. Говорит, что в ответ на жалобы она получила от чиновников только отписки, поэтому пришла на митинг.

«Губернатор поступает неправильно, общественного мнения власти не учли. Железной дороге Горнозаводского направления 200 лет, её строили промышленники на собственные деньги. Дорога всегда помогала, а сейчас она не нужна?»

Последним на сцену выходит лидер движения «Выбор» Константин Окунев, который зачитал резолюцию, принятую оргкомитетом митинга. Документ отправлен в администрацию президента, министру транспорта, министру оборонной промышленности и полпреду президента.

— Согласны с резолюцией? — спрашивает он, в ответ раздается вялое: «Да».

После митинга я подхожу к женщине, которая держит ребенка за руку. Она не решилась войти за ограждение, но внимательно слушала выступающих. Татьяна Савина работала в научно-исследовательском институте бытовой химии. Вставала на работу в шесть утра, чтобы отвезти на электричке дочь в детский садик в Левшино, а потом ехала на работу.

Фото: Диана Корсакова

— Я полжизни проездила из района в центр на электричке, — говорит она. — Это удобно, она ездит по расписанию. Никогда не подводила.

Еще один участник митинга — Андрей Бронников, работает на ПАО «Мотовилихинские заводы» более 20 лет. Пользуется электричками ежедневно.

Фото: Диана Корсакова

«Добираться из Голованово или Левшино на электричке в Мотовилиху удобно, — рассказывает он. — И я думаю ликвидация железной дороги — настоящая диверсия. У меня дед был начальником станции Пермь II и „Мотовилиха“. Он говорил, что железная дорога — стратегически важный объект. Слава богу, он не дожил до этого».

Митингующие садятся в автобус. Активист Юрий Бобров ведёт прямую трансляцию в группе «Штаб Алексея Навального в Перми». Автобус выезжает на улицу Лянгасова, чтобы добраться до железнодорожной станции «Молодежная». Юрий кричит, показывая пальцем в окно: «А вот тот толстый эшник эшниксотрудник центра „Э“ — части департамента по противодействию экстремизму МВД арестовывал меня три раза!»

В автобусе я спрашиваю координатора штаба Навального в Перми Наталью Вавилову, зачем они присоединились к организации митинга.

«А зачем вкладывать такие огромные деньги в уничтожение дороги и обустройство набережной? В городе и так полно проблем! — бойко отвечает она. — Деньги, которые мы получим из федерального центра на празднование 300-летия Перми, можно потратить на что-то более полезное. Например, на расширение трассы на улице Соликамская или создание дороги в микрорайоне Висим, люди которого отрезаны от мира. Я сама живу в Голованово, мой сын каждый день ездит на электричке в школу. Её уничтожение приведет к ухудшению качества тысячи людей. Недопустимо, ради самопиара губернатора, делать это».

Фото: Диана Корсакова

Не успевает Наталья закончить фразу, как автобус останавливается на «Молодёжной». Электричка прибывает через двадцать минут. Есть время, чтобы приобрести билет. До станции Пермь-II он стоит 20 рублей.

Фото: Диана Корсакова

Электричка приходит ровно в 13:40. На перроне полно пассажиров — и это не только митингующие. Я сажусь последним в крайний вагон электрички, двери закрываются. Люди стоят на ступеньках тамбура. Я протискиваюсь в вагон, там жарко и душно. В толпе у дверей стоит жительница района Надежда, которая поехала на митинг в Сад камней.

«Электричкой я не часто пользуюсь, — рассказывает она. — Хотя одна из моих работ находится в центре города. И когда мне туда нужно добираться, я всегда езжу на электричке. Из района до Разгуляя всего полчаса».

Напортив на сиденьях замечаю охранника и сотрудника РЖД. Я спрашиваю, всегда ли такая давка.

— В час пик и по выходным, когда люди возвращаются с дач, — объясняет охранник. — Я сам живу на Ферме и пользуюсь электричками ежедневно.

Фото: Диана Корсакова

Сотрудники штаба Навального в Перми раздают значки «Городской электричке быть». На вопрос, кому их подарить, пассажиры поднимают руки. Получив сувенир, люди пристёгивают их на одежду и рюкзаки. Мальчик просит: «И мне!» А потом спрашивает у мамы, что такое митинг.

Фото: Диана Корсакова

Сотрудник РЖД оказывается ревизором, который восемь лет работает на железной дороге. Поначалу мужчина неохотно беседует, а потом становится словоохотливее.

— Это бредовая идея, — говорит он. — Не знаю, кто это придумал, но наше руководство (РЖД, — прим. редакции) было против. После встречи Решетникова с Путиным мнение переменилось. Наверху нам о дальнейших планах ничего не говорят.

На мой вопрос, как это скажется на сотрудниках РЖД, он рассуждает так:

«Пермская пригородная компания убыточна и получает дотацию из бюджета. Когда пути перенесут и поезда станут ходить в объезд, ими будет пользоваться ещё меньше людей, чем сейчас. Руководство посчитает: раньше 300 сотрудников Пригородной компании приносило определенную прибыль, а потом эти сотрудники стали приносить ее в два раза меньше. Что будет? Будут сокращать издержки. Какие? Людей...»

Фото: Диана Корсакова

На станции Пермь-II из электрички выходит внушительная толпа людей. Часть из них идет на митинг в Сад камней, который уже начался. Митингующих собралось человек 500, часть людей стоит за перилами.

«Решетников, попробуй сначала создать, а потом разрушать! — кричит со сцены представитель Организации гражданских активистов Михаил Касимов. — В Москве он разрушал киоски, в Перми — железнодорожные пути. А кто его руководитель? Путин отобрал у нас пенсии, а Решетников — железнодорожные пути».

Фото: Диана Корсакова

Касимов предлагает покричать кричалки. Публика реагирует вяло. Вошедший на сцену Юрий Бобров прибавляет задора — митингующие кричат вместе с ним: «Максимки у власти — сплошные напасти».

Фото: Диана Корсакова

Люди стоят с самодельными плакатами: «Максимка, сначала построй, потом ломай», «Хочешь дорогу? Гони Максимку! Хочешь свободу? Гони Вовку!» А самый поэтичный из них — «Дороге в рай рельсы не нужны».

Анастасия Мальцева снова призывает писать письма депутатам и электронные обращения в приемные президента, губернатора и партий.

— Давайте использовать их же бюрократическую машину! — призывает она.

Фото: Диана Корсакова

На сцену выходит преподаватель Пермского университета Михаил Плаксин. Он говорит, что разрушение железной дороги — глупость или предательство страны, президента, партии и избирателей. Далее следует спич про международную обстановку.

Председатель ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин рассказывает о чиновнике администрации губернатора Пермского края Дмитрии Носове, который принимал участие в судебных разбирательствах о земельных участках около железнодорожных путей на Перми-I.

«Интерес к участкам у губернатора, видимо, личный, а вот удовлетворяется он за счет зарплаты чиновника и администрации, — рассказывает он. — Мы направили запрос в краевую прокуратуру об этом. Пока ответа нет. Ждём».

Фото: Диана Корсакова

Далее выступил Дмитрий Мельников, который представляет интересы жителей деревни Тупица и Глушата в Заозерье, чьи дома могут снести для строительства железной дороги Северного обхода.

Юрий Бобров говорит, что митинг объединил весь спектр оппозиционных политических партий и общественных движений региона:

— Здесь сегодня штаб Алексея Навального и социалисты, коммунисты и Организация гражданских активистов, представители обманутых дольщиков и болельщики «Амкара».

Фото: Диана Корсакова

В конце митинга представители этих разных, а порой противоположных по духу и политическим убеждениям, партий и движений, дружно скандируют: «Железной дороге быть!»

  • Движение по железнодорожной ветке власти хотели перекрыть уже с 1 декабря, но потом отсрочили это решение. Первым шагом закроют движение электрички с Перми II до Перми I. Власти обещают запустить новый автобусный маршрут, который соединит две станции — Пермь I и Пермь II.
  • Решение ликвидировать железнодорожное сообщение вызвало протест горожан. В начале марта на сайте Change.org появилась петиция, авторы которой обратились к президенту с требованием отправить в отставку губернатора Пермского края Максима Решетникова. Под ней подписалось 17 000 пермяков. Главной претензией к главе региона значилась как раз ликвидация железной дороги. Параллельно начался сбор подписей за сохранение путей и запущен видеоролик — обращение к президенту Владимиру Путину.
  • В краевом минтрансе объяснили, почему участок железной дороги на Горнозаводском направлении не нужен пермякам. Чиновники говорят, что «только 10 % пассажиров едут на Пермь-II». Организаторы митинга — пермский штаб Алексея Навального и общественная организация «Защитим права наших детей вместе» — заявили, что до конечной автобусной остановки в микрорайоне Голованово в Орджоникидзевском районе тоже доезжают не все, но это не повод, чтобы сокращать несколько остановок.
  • В начале ноября краевые власти и ОАО «Российские железные дороги» подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2019-2021 годы. Соглашение предусматривает реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры. В частности, речь идёт о северном железнодорожном обходе Перми с мостовым переходом через Каму. Впрочем, никакой конкретики по этому проекту власти пока не озвучивают.

***

Между первой и второй: прогулка по железной дороге, которой скоро не будет.

Колонка Людмилы Ёлтышевой о ликвидации железнодорожной ветки между станциями Пермь-I и Пермь-II.