X

Citizen

Сегодня
Вчера
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017
08 сентября 2017
07 сентября 2017
06 сентября 2017
05 сентября 2017
03 сентября 2017

На руинах пермского социализма. Что делать с символом научно-технического прогресса и революционной Мотовилихи

3статьи

Рассказываем историю создания пермских памятников. Вспоминаем, какие смыслы в них вкладывались и как менялось отношение общества к истории, высеченной в камне.

Фото: Тимур Абасов

Интернет-журнал «Звезда» запускает новый проект, посвящённый пермским памятникам. Как они взаимодействуют с сегодняшним городом и горожанами? Какие новые памятники появились? Привносят ли они новые смыслы в современную городскую жизнь? В общем, кто мы, откуда и куда нам плыть? А начнем с одного из старейших пермских памятников, построенного в 1920 году.

Жарким летним днём здесь только я и три мальчика на велосипедах. Они подъезжают к бетонным ограждениям, спешиваются и смотрят на открывшийся вид на Пермь. Вид мог бы быть лучше, если бы не деревья, которыми зарос весь холм Вышки. По сути, смотреть на город можно только с одной точки. Внизу виднеется развязка Мотовилихи, прямо — красные заводские крыши, справа — Кама и коммунальный мост. Мальчики уходят, я остаюсь один на один с Памятником борцам революции 1905 года.

Фото: Тимур Абасов

Когда я его видел в последний раз? Наверное, в конце восьмидесятых. Мы приезжали с классом в Музей-диораму. Но ни одной яркой детали память не сохранила. Какие-то смутные воспоминания: пионеры, учителя, голос экскурсовода. Всё сливается в одну картинку тогдашнего официоза: комсомольцев, вожатых, цветов, бюста вождя, лозунгов и песен, слова которых я никогда не понимал (и до сих пор не понимаю, что значит «взвейтесь кострами синие ночи!»). Ну и вот тогда было примерно так же.

Памятник борцам революции 1905 года около семи метров в высоту. Он возвышается на метровом постаменте. Справа и слева к памятнику ведут ступени, а сам он огорожен мощными железными цепями. В центре располагается бетонная модель заводского молота с наковальней. Монумент венчает серп со стальными колосьями. Вверх тянется в небо тонкий металлический шпиль. На нём развевается красный стяг. По сути, пермский памятник — римейк советского серпа и молота. Символ коммунистического движения олицетворяет единство рабочих и крестьян. Что само по себе довольно странно, потому что никакого единства и в помине не было. Крестьян свозили из соседних деревень и заставляли строить Егошихинский медеплавильный завод. Вот такая внутренняя колонизация.

Фото: Тимур Абасов

Почему молот изображен ковочным паровым, а не ручным? Потому что пермские рабочие олицетворяли с пролетарским символом привычное им орудие производства. А таким орудием был знаменитый пермский царь-молот — паровой ковочный 50-тонный молот на Мотовилихинском заводе. Спроектировал его инженер и начальник завода Николай Воронцов. Сложное инженерное сооружение строилось четыре года. 17 февраля 1873 года царь-молот в присутствии гостей из России и Эссена отковал первую стальную болванку. Пермское инженерное сооружение было в три раза сильнее самого мощного в мире молота. Гигантским орудием мастера управляли настолько тонко, что закрывали им крышку карманных часов, не повредив часового механизма.

Пермский «Царь-молот» Фото: Wikipedia

Сделаем отступление. В мае 1873 года в Вене состоялась грандиозная техническая битва империй — Всемирная выставка. После поражений в войнах с Пруссией и Италией Габсбургская монархия искала новые импульсы модернизации страны, чтобы укрепить самосознание граждан. Таким пиар-проектом как раз и стала Венская всемирная выставка, которая была впервые организована за пределами крупнейших капиталистических центров — Англии и Франции.

Всемирная выставка в Вене, 1873 год Фото: voxpopuli.kz

Одна часть выставки была целиком посвящена горнозаводской промышленности. В садике около боковой галереи Дворца индустрии пермяки показали чертежи парового молота и его действующую модель в 1/6 реальной величины. О грандиозных размерах пермского молота писали все европейские газеты и журналы. За изобретение Николай Воронцов получил в Вене «медаль сотрудничества» — новый вид наград, которые присуждались не хозяевам предприятий, а директорам, мастерам и даже простым рабочим.

Схематический вид «Царь-молота». Фигура рабочего для оценки масштаба конструкции Фото: Wikipedia

Мотовилихинский молот-гигант был сооружён русскими инженерами и рабочими и стал выдающимся историческим достижением техники мирового значения. И не только. На Венской торговой выставке молот попал на арену большой европейской политики. Запомним это.

В следующий раз царь-молот вернулся в историю уже не как действующее инженерное сооружение, а как символ... нет, не научно-технического прогресса, а революционной борьбы. В январе 1905 года произошла Первая русская революция. В июле рабочие Мотовилихинского завода объявили забастовку. 10 июля они собрались на Вышке на митинг. Сотня вооружённых казаков, посланная губернатором, устроила расправу над рабочими. Многие были жестоко избиты нагайками, ранены, а старый рабочий Лука Борчанинов зарублен саблей. На чугунной табличке памятника есть надпись: «Здесь 10-го (23-го) июля 1905 г. состоялся политический митинг Мотовилихи, зверски разогнанный вооружённой силой царского правительства».

Фото: Тимур Абасов

Удивительно вот что. Памятник борцам революции был построен в 1920 году, то есть сразу после разрушительной Гражданской войны. Кстати, тогда Мотовилиха не входила в состав Перми, а была самостоятельным рабочим посёлком. Рабочие объявили конкурс на лучший проект памятника на Вышке. Первое место занял проект заводского техника Василия Гомзикова, участника революционных событий 1905 года. Памятник сооружали рабочие заводского строительного цеха. В годовщину Октябрьской революции 7 ноября 1920 года памятник был торжественно открыт. В верхней части монумента сделана надпись: «Слава павшим борцам!»

Макет Памятника борцам революции Гомзикова Фото: Wikipedia

Позднее на памятнике появились три мемориальные таблички, отлитые из чугуна. Про центральную мы уже рассказали. На двух нижних написано: «На этом месте на митинге 10 (23) июля 1905 г. зверски был убит рабочий Мотовилихинского завода Борчанинов Лука Иванович» и «Здесь в памятнике замурована урна с прахом активного участника 3-х революций в России, члена ЦК ВКП (б), рабочего Мотовилихи Звонарева Степана Афанасьевича. 1875-1932 гг.». Снаряд с прахом большевика С. А. Звонарева вделан в центральную часть монумента.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

В шестидесятых годах прошлого века Памятник борцам революции и место вокруг него превращается в «гезамткунстверк». Термин, введённый в обращение композитором Вагнером для обозначения искусства будущего, переводится как «совокупное художественное произведение». Но, слава революционным богам, и на русском языке есть подходящее определение — тотальная инсталляция. С начала тридцатых годов прошлого века у памятника стали хоронить старых членов партии — участников революции 1905 года. Над могилами установлены чугунные плиты с их именами и датами жизни. «Место это стало священным для мотовилихинских рабочих», — писал автор путеводителя по Перми в 1970 году.

Фото: Тимур Абасов

Но и это ещё не все. В 1963 году, когда праздновался 100-летний юбилей Мотовилихинского завода, у памятника был зажжён Вечный огонь. А в день 100-летия со дня рождения Ленина открылась диорама «Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Мотовилихе». Её выполнили художники-московской студии имени М. Г. Грекова Е. И. Данилевский и М. А. Ананьев. Автор проекта здания — пермский архитектор Константин Кунофф, спроектировавший позднее здание кинотеатра «Россия».

Диорама «Декабрьское вооружённое восстание 1905 года в Мотовилихе»

К Вечному огню ведёт аллея, по бокам которой стоят небольшие бетонные ящички. В них «прятались» аудиоколонки, из которых транслировалось произведение для духового оркестра «Героям Революции 1905 года», написанное композитором Дмитрием Кабалевским. Почему именно им? Потому что Кабалевский с 1966 по 1987 годы был депутатом Верховного Совета СССР от Перми.

Фото: Тимур Абасов

Таким образом, задача мемориального комплекса — воздействовать на все органы восприятия человека. Архитектурный памятник с могилами рабочих-революционеров, вечный огонь, траурная музыка и диорама о разгроме митинга рабочих в 1905 году. Конечно, сейчас диорама вряд ли может поразить воображение школьников. Но для своего времени это было точно такое же техническое новшество, как современные мультимедийные выставки.

После хрущёвской оттепели наступило брежневское время. У Перми до сих пор не было собственного герба. Городские власти объявили конкурс на разработку герба города. В конкурсе победил эскиз пермских художников Маргариты Тарасовой и Евгения Нестерова. В 1969 году городской Совет депутатов утвердил советский герб Перми, главным символом которого и стал «нерушимый символ союза пролетариата и крестьянства — серп и молот». В гербе за эту идею отвечал Памятник борцам революции на Вышке в Мотовилихе, размещённый в самом центре.

Советский герб Перми Фото: enc.permculture.ru

А что же стало с царь-молотом? С момента пуска молот находился в активной эксплуатации и проработал около 60 лет. Его демонтировали в 1930 году. Сегодня в земле под кузнечным цехом № 29 ОАО «Мотовилихинские заводы» покоится лишь шабот молота — наковальня. Вещи не осталось, но есть её образ. Сейчас этот образ, я имею в виду не только сам Памятник борцам революции, но и весь мемориальный комплекс, находится в руинированном состоянии. От памятника отшелушивается штукатурка, металлические колосья и серп ржавеют. На аллее, ведущей к памятнику, растрескалась и поросла травой плитка. Там давно не звучит траурная музыка и не принимают в пионеры.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Руинирован не только сам памятник, но и его образ. Как рассказать этим трём мальчикам, приехавшим сюда на велосипедах, что такое революция 1905 года и почему рабочие пушечного завода вышли на митинг? Впрочем, можно. Если коротко: потому что устали жить плохо, достало...

Почему сегодня в Перми никто не знает, что делать с этим памятником? Несмотря на то, что советская риторика возвращается в повседневный обиход — от выступлений федеральных политиков и местных депутатов до телеведущих. Но это риторика затхлого брежневского совка. Сегодняшней власти не нужны революционные потрясения. О стачках и митингах мотовилихинских рабочих лучше забыть. В отличие от памятников, посвященных Великой Отечественной войне, которые можно использовать в пропагандистских целях: призывать людей потуже затянуть пояса, а заодно напомнить о подвигах и внешней угрозе.

Для поколения заводчанина Гомзикова, в чьей памяти революционные события были живыми, памятник олицетворял недавние события, их погибших товарищей. Но уже для позднего брежневского времени этот мемориальный комплекс стал символом советской системы как вечной и неизменной, как то, что никогда не кончится. Под траурную музыку здесь справлялись обязательные советские культы и ритуалы. Кстати, на диораме видно, что на Вышке раньше находился храм. Как раз на его месте был возведён храм новой религии — советской.

Фото: Тимур Абасов

Ещё раз об этом старом символе Перми вспомнили в 2011 году, когда искали название для новой экспериментальной площадки Театра-Театра. Филолог Владимир Абашев предложил назвать её «Сцена-Молот». Со слов Абашева, «старая Пермь фактически стоит на гигантском молоте, его чугунные останки закопаны на территории Мотовилихинских заводов». Так царь-молот очистили от советского прошлого. Получился хороший художественный образ того, чего никогда не было. А театр есть и успешно существует до сих пор.