X

Новости

Сегодня
2 дня назад
19 сентября 2019
18 сентября 2019
Фото: Анастасия Яковлева

Игорь Гладнев: «Культурная революция» — это агрессия и провокация, уничижение и оскорбление

Министр культуры Пермского края рассказал журналисту The New York Times о своём отношении к пермской культурной революции, ситуации с «Пермью-36», заказе государства, запросе общества и личном видении правильной культурной политики. Интервью опубликовано на сайте минкульта. Ответы были пространными и очень пространными. Мы постарались уловить суть и дать сокращённую версию опубликованного материала.

О результатах культурной революции в Перми и функциях Пермского края

— Наша история — это история больших открытий: полезных ископаемых, металлов, различных ресурсов для обороны страны. И первым, кто этим занимался системно, стал Строганов. Не случайно, что благодаря этой династии сформировался культурный корень, в котором гармонично слились понятия труда, веры и предназначения.

Следующее событие, повлиявшее на развитие культурной традиции, — это Великая Отечественная война. Говорить на эту тему без уважения — значит предавать самое святое. Те, кто сегодня подвергают пересмотру и извращению исторические факты тех лет, наносят колоссальный вред. Пермский край сыграл ключевую роль в уничтожении фашизма. Сводить сегодня войну на такой тыловой территории, как Пермский край, исключительно к работе промышленных предприятий — в корне неверно.

Во время Великой Отечественной укрепилась одна из основных функций Пермского края — оборонительная. Урал — это опорный край державы, мы все знаем такую формулировку. Но, кроме того, если посмотреть на карту, вы можете увидеть, что Россия как будто подпоясана Уральским хребтом. И от нас зависит, будет он «держать» весь облик или распоясается...

Теперь мы подбираемся к основному...

Что использовалось в период «культурной революции»: высокотехнологический арсенал как в части новых форм, так и в работе с психологией зрителя; умелое манипулирование фактами и первоисточниками; выход за пределы традиционных рамок, чтобы стать более заметными для зрителей.

«Белые ночи» 2013 год Фото: Владимир Соколов

Затраты, в том числе гонорары приглашенным деятелям искусства и культуры, были неоправданно высоки. Траты на рекламу, различные PR-мероприятия были избыточны. А с точки зрения поддержки тех творческих сил, которые образуют местный культурный контекст, не было сделано практически ничего.

Команда, работавшая в этот период, работала на разрушение.

«Белые ночи» 2013 год Фото: Владимир Соколов
«Белые ночи» 2013 год Фото: Владимир Соколов

Главным стала провокация. Не художественный продукт, не акт духовного совершенствования. За период «культурной революции» не было создано выдающихся выставок, не появилось новых уникальных исполнителей. Не было сделано ничего глубокого, яркого и духовного. Это было умышленно. Создавать новую картину мира и при этом всех, кто не соответствует этой картине, исключать — это ошибочно и вредно.

— Вас позвали «подчищать» скандалы?

— Подобных задач не было. Но ложь, предательство и откровенная провокация должны быть пресечены.

Есть путь, по которому движется художник. Функция, которая связана с пониманием его миссии, его ответственности перед обществом, — это и есть заказ государства.

«Белые ночи» 2013 год Фото: Владимир Соколов

О ситуации вокруг «Перми-36» и амбициях

...И в рамках государственного задания любой, кто получил в безвозмездное пользование это имущество, обязан выполнять задание, а не реализовывать собственные амбиции, собственное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

О конфликте с Теодором Курентзисом, который не получал наград из рук президента

Покушения на свободу творчества здесь совершенно нет. В рамках государственного задания театру было озвучено, что репертуар должен быть сбалансирован: в нём должна быть представлена российская классика, современная академическая музыка, всемирное наследие...

Чтобы донести до зрителя уникальное российское культурное наследие, театры в обязательном порядке должны иметь у себя несколько произведений из отечественной классики.

— Содержится ли в государственном задании идеологическая нагрузка?

— Идеологии там нет и быть не может.

Театр должен отвечать запросу общества в своём творчестве. Например, запрос общества на празднование юбилея Чайковского или юбилея Прокофьева.

Я знаю, что для многих выдающихся мастеров такие даты являются источником вдохновения. На мой взгляд, при ответе на подобные запросы общества у художников не должно возникать чувства, что это зазорно.

Например, в нашем театре оперы и балета в своё время шли все произведения Петра Ильича Чайковского. За что Георгий Георгиевич Исаакян вместе с Валерием Игнатьевичем Платоновым получили Государственную премию из рук президента Российской Федерации. На сегодняшний день мы не можем этим похвастаться, несмотря на то что наш театр носит название этого великого композитора. Следовательно, запросу это соответствует не в полной мере.

— Зато Пермский оперный театр знают как в России, так и за её пределами. В то время как есть театры, которые ставят много русской классики, но о них никто не знает.

— Известность сама по себе не является высшей точкой целесообразности. Тем более в культуре.

Государственная политика в сфере культуры работает в интересах общества. На сегодняшний день она сформулирована президентом России Владимиром Владимировичем Путиным — есть концепция, стратегия культурной политики. Есть стратегия развития классической музыки, подписанная Дмитрием Анатольевичем Медведевым. В рамках реализации этой миссии ключевыми являются вопросы культурной идентичности, национальной безопасности, воспитания и образования.

О том, что предотвратил министр культуры, залив пожар революции

— Если бы «культурная революция» продолжилась, какие были бы последствия?

— Был бы нанесён непоправимый вред, который бы выражался в принципе сорняка. Под сорняком ничего не растёт. Ярко выраженные объекты и субъекты были бы весьма известны, но при этом был бы нанесён вред источнику энергии, менталитету.

«Белые ночи» 2013 год Фото: Владимир Соколов

Изображать русскую традицию исключительно как мужика с балалайкой, навязывать это видение миру — неприемлемо. Я противник такого рода вульгарности.

Общество сегодня ожидает — и ожидает оправданно — увидеть в культуре образчик. И в этом принципиальное отличие от того, что вы называете «культурной революцией». Нет там никакого образчика. Нет там понимания чести и достоинства, гармонии и сосуществования. Есть агрессия и провокация, уничижение и оскорбление.

И тут же

В чём же сила и притягательность культуры? В огромном разнообразии проявлений человеческих эмоций, которые находят родственные связи между разными народами, разными традициями, людьми, говорящими на разных языках, имеющих разное историческое прошлое. Для понимания предназначения культуры важно знать, что разнообразие не разделяет, а объединяет.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь