X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
15 декабря 2018
14 декабря 2018

Почём классика для народа? Какие пермские спектакли могли бы претендовать на новую правительственную премию

Фото: Театр-Театр | Тимур Абасов

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об учреждении премии правительства за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики. Ежегодно будут присуждаться три таких премии, в каждую из которых входит приз, диплом и вознаграждение в размере 3 млн рублей. Кандидатов будет определять конкурсная комиссия Минкультуры РФ по результатам рассмотрения заявок из регионов. Новая премия вызывает определённые вопросы, вроде «а зачем она вообще нужна?» и «что именно относится к русской классике?» Но дело уже решённое, и, чтобы облегчить работу конкурсной комиссии, мы предлагаем список пермских спектаклей по русской классике, которые могли бы побороться за новую премию.

Театр-Театр: «Алые паруса» (12+)

Во-первых, это красиво, а во-вторых — ну а что ещё? Мюзикл «Алые паруса» — главный хит Театра-Театра на протяжении нескольких лет. Мюзикл Максима Дунаевского в постановке Бориса Мильграма получился такой же феерией, как и повесть Александра Грина. Музыка, танцы, удивительные сценические решения, а главное — светлая и нежная история надежды и любви, которая на сцене переливается всеми гранями, словно алмаз. Более точного перенесения на сцену атмосферы и морали произведения Грина придумать сложно, если вообще возможно. Зрительская любовь к этому спектаклю абсолютна, впрочем, и критики тоже хорошо его приняли. В 2013 году за «Алые паруса» Борис Мильграм получил первую (дай Бог не последнюю) в своей карьере «Золотую маску» как режиссёр, в номинации «Оперетта/мюзикл». Логично, что спектакль, который заслужил такую любовь и признание, наверняка может заслужить и правительственную премию.

Фото: Тимур Абасов

«Сцена-Молот»: «Чайка. Эксперимент» (16+)

На малой сцене драмтеатра с русской классикой всё не так хорошо, как на большой. И тут сам собой напрашивается в кандидаты тургеневский «Месяц в деревне», но выделить хочется другой спектакль, хотя бы за его смелость. Это «Чайка. Эксперимент», которую поставил артист и магистрант курса режиссуры при Театре-Театре Марк Букин. «Чайка. Эксперимент» — это попытка молодого режиссёра поработать со смыслами и формами заезженной до дыр пьесы Чехова. Правда, в этой попытке постановщик невольно повторяет все возможные штампы и шаблоны молодой русской режиссуры, а сам спектакль начинается с такого мощного подражания стилю знаменитого режиссёра Юрия Бутусова, что того должны мучить приступы икоты во время каждого его показа. Поэтому «Чайка. Эксперимент» — это эксперимент лишь в локальном смысле, потому что в других городах делают и не такое, зато в Перми так не делают. Хотя бы поэтому спектакль заслуживает внимания. К тому же «Чайка. Эксперимент» действительно искренняя, профессиональная, очень яркая, живая, а главное интересная попытка поработать с классикой, взломать и раскрыть её по-новому.

Фото: Сцена-Молот

Театр юного зрителя: «Господа Головлёвы» (16+)

По словам известных театральных критиков, сейчас в российских театрах очень активно ставят два классических текста: «Мёртвые души» Гоголя и «Господ Головлёвых» Салтыкова-Щедрина. Сатира в большой моде, время такое. Что характерно, спектакли по обоим произведениям идут в Пермском ТЮЗе. Но если «Мёртвые души» в прочтении Владимира Гурфинкеля появились там в этом году, то «Господ Головлёвых» по инсценировке известного драматурга Ярославы Пулинович худрук театра Михаил Скоморохов поставил ещё в 2014 году, то есть, он слегка опередил общероссийский театральный тренд.

Эта драма о загнивании одной семьи стала во многом знаковым спектаклем для ТЮЗа. Сильная история сочетается в нём с необычным форматом: зрители на спектакле размещаются не в зале, а прямо на сцене. «Господ Головлёвых» очень тепло приняли критики, и спектакль получил множество призов и наград. Отдельного упоминания всегда заслуживала удивительная работа актрисы Елены Бычковой в роли матери семейства Арины Петровны Головлёвой. Кроме того, «Господа Головлёвы» — пока единственный спектакль ТЮЗа, хоть как-то замеченный «Золотой маской»: в 2016-м году он вошёл в лонг-лист премии.

Фото: Пермский ТЮЗ

«У Моста»: «На дне» (12+)

Очень сложно выбрать среди всех многочисленных спектаклей по русской классике в театре «У Моста» хотя бы один. Они все одинаково хороши. Но всё равно выделяется спектакль «На дне», который Сергей Федотов поставил в 2013 году. Дело в том, что в этом спектакле худрук театра «У Моста» выкрутил на максимум все свои главные художественные приёмы — дотошное и буквальное следование тексту оригинала, и столь же буквальную, психологическую игру актёров. Благодаря этому на сцене возникает самое настоящее дно жизни — та самая грязная ночлежка из пьесы Горького, обитатели которой вызывают то отвращение, то сочувствие. Всё тут ощущается по настоящему, и в зале даже одуряюще пахнет пельменями, которые едят герои. От этого всего атмосфера в спектакле «На дне» получается настолько густой, что её можно резать финкой блатаря Васьки Пепла. Своей мощью и правдоподобностью «На дне» завоевал множество призов, а также право выставляться в условной палате мер и весов под табличкой с надписью: «Вот так, блин, надо ставить классику!»

Фото: Театр «У Моста»

Театр кукол: «Левша» (12+)

Про этот очаровательный спектакль мы писали совсем недавно. Стоит добавить только то, что это действительно хорошая постановка классики в современном театре, отлично передающая пафос и суть сказа Лескова. Кроме того, сейчас, после истории с «Солсберецким собором», очень актуально звучит рассказ о нашем мастере, отправившемся в Англию, но попавшим в трагедию по возвращению на Родину.

Фото: Пресс-служба Пермского театра кукол.

«Новая драма»: «Сон господина Голядкина» (12+)

Формально «Новая драма» и другие независимые театры не имеют права претендовать на правительственную премию за постановку классики. Дело в том, что в приказе о премии указано, что она «будет присуждаться только профессиональным репертуарным театрам с постоянной труппой, имеющим в текущем репертуаре спектакли, ориентированные на детскую, подростковую или юношескую аудиторию, являющимся бюджетными или автономными учреждениями субъектов Федерации или муниципальных образований».

Но у нас не список номинантов премии, а просто подборка хороших и интересных постановок русской классики, поэтому спектакль «Новой драмы» тут тоже будет. В репертуаре камерного театра есть мощнейшая постановка «Дяди Вани», но здесь хочется назвать другой спектакль —«Сон господина Голядкина». Ведь это довольно уникальная вещь — вторая (!) в истории театральная постановка повести Достоевского «Двойник». Впрочем, страстный поклонник творчества писателя, актёр и автор инсценировки Сергей Толстиков намешал в спектакле слова и мотивы из многих других произведений Фёдора Михайловича: от «Бесов» до «Братьев Карамазовых». В результате получилась неровная, но очень затягивающая жуткая история, из которой видно, что Достоевский — это не только про душу и психологию, но и про мистику и русскую-народную хтонь, которая всегда с нами. Ведь финал спектакля звучит просто оглушительно современно.

Фото: Светлана Шабурова

Молодёжная студия-театр «Доминанта», г. Губаха: «Чёрный монах» (12+)

Что мы всё о Перми да о Перми, в Пермском крае тоже есть постановки русской классики, которые легко могут претендовать на правительственную премию. Например, клаустрофобный и рукодельный чеховский «Человек в футляре» (14+) Березниковского драмтеатра, который в 2016 году вошёл в лонг-лист «Золотой маски», или стильно-современная пушкинская «Пиковая дама» (12+) Лысьвенского театра драмы. А «Чёрный монах» (12+) Коми-Пермяцкого национального драматического театра в этом году вообще получил сразу пять (!) номинаций на «Золотую маску». Но подробнее хочется рассказать о другом «Чёрном монахе» (да, Чехова у нас как-то особенно любят), том, что из Губахи.

Художественный руководитель губахинской молодёжной студии-театра «Доминанта» Любовь Зайцева начала делать site-specific спектакли (постановки не в театральном пространстве, а на местности), задолго до того, как это стало мейстримом, и даже до того, как в России вообще узнали этот красивый заграничный термин. В Губахе это называлось просто — ландшафтный спектакль. В прошлом году Зайцева в формате променада поставила «Грозу», назвав спектакль «Прогулки по набережной. Катерина», потому что прогулку по набережной он из себя и представлял. В этом году его в последний раз показали на фестивале «Тайны горы Крестовой». Но на этом же фестивале состоялась премьера другого, не менее интересного site-specific спектакля. Молодой режиссёр Дмитрий Огородников — со-автор «Сна господина Голядкина» и постановщик новодрамовской «Мамаши Кураж» — поставил чеховского «Чёрного монаха» в городе-призраке, среди развалин Верхней Губахи.

Всё действие спектакля неразрывно связанно с величественной руиной Дворца культуры. Зрителей водят по холму, откуда открывается потрясающий вид на Губаху, вокруг дворца и внутри его. Так меняется угол зрения и восприятия, отчего зритель вместе с героями всё глубже погружается в мир постепенно теряющего разум магистра философии Коврина (Тимур Дружков). А в этом мире идиллические селяне и селянки с песнями и самоваром удивительно естественно сочетаются с Чёрным монахом (Кирилл Зайцев), который здесь выступает как змей искуситель, и тем, что герои постепенно превращаются в призраков прошлого. У этого спектакля есть кое-какие недостатки, но самое главное, что он является отличным примером того, как интересную трактовку классики можно вписать в современный формат, очень удачно и остроумно работая с ландшафтом. Хотя показов «Чёрного монаха» в таком формате было немного, его успели посмотреть критики, и спектакль смог попасть в лонг-лист «Золотой маски» этого года.

Фото: vk.com/dominanta.theatre

***

Читайте также: «Золотые маски» Перми