X

Новости

Вчера
2 дня назад
18 апреля 2019
17 апреля 2019
Фото: Константин Долгановский
19статей

У жителей Перми отняли возможность самим решать, кто будет управлять городом.

Верхи хотят, но не могут

Политическая повестка последней декады октября изобиловала конфликтами с назначением глав муниципалитетов. Конкурсные комиссии, состоящие на паритетных началах из чиновников администрации губернатора и депутатов местных представительных органов, никак не могли собраться. А там, где всё-таки смогли, не обошлось без скандалов. Потому что краевые власти делают ставку на своих кандидатов, а местные элиты — на своих. И компромиссов пока не получается, в связи с чем полноценных глав территорий пока нет ни в Кунгуре, ни в Сивинском, ни в Кудымкарском районах. Поэтому слухи о небывалых политических талантах главы администрации губернатора Анатолия Маховикова, который якобы в состоянии всех везде примирить и всё разрулить, оказались сильно преувеличенными.

Первый блин комом

Когда в прошлом году могильщики местного самоуправления — глава Пермского района Александр Кузнецов и депутат краевого Законодательного Собрания Геннадий Кузьмицкий — хоронили в региональном парламенте прямые выборы глав территорий, то красивых слов было сказано немало. На импровизированной панихиде говорилось о том, что новая модель формирования управленческих органов на местах поможет избавиться от старых пороков, связанных с долгожительством отдельных глав, со спекуляцией административным ресурсом и прочим. И, мол, не надо опасаться, что не будет учтено мнение населения. Ведь конкурсные комиссии по отбору кандидатов на должность глав будут формироваться по принципу: половина — делегаты от администрации губернатора, половина — от местного депутатского корпуса. Более того, именно местный представительный орган будет выбирать главу территории из двух кандидатов, отобранных конкурсной комиссией.

Эта губернаторско-муниципальная идиллия уже тогда вызывала скептические смешки. Было понятно, что выстраивается жёсткая вертикаль, где глава любого муниципалитета второго уровня — муниципального района или городского округа — будет по факту назначаться региональной исполнительной властью. Ведь возглавляет все конкурсные комиссии глава администрации губернатора Анатолий Маховиков, чей голос при равном раскладе «за» и «против» является решающим и даёт большинство. Ну, а если что-то идёт уж совсем не так, то делегаты от губернатора просто игнорируют заседание конкурсной комиссии и срывают её работу. Что, к слову, во всей красе проявилось во время процедур по назначению главы администрации Кунгурского городского округа, где должность руководителя муниципалитета освободилась в связи с переходом мэра Романа Кокшарова на работу в краевое правительство в качестве вице-премьера по территориальному развитию.

Надо сказать, что кунгурский конкурс был во многом показательным. Ведь когда Романа Александровича приглашали на работу в правительство, то априори предполагалось, что его городская команда продолжит свою работы в прежнем формате и будет сохранена преемственность. Однако когда началась заявочная кампания на главу Кунгура, то в недрах администрации губернатора неожиданно всплыла фамилия краевого парламентария Владимира Алистратова, который хотя и является уроженцем кунгурской земли и даже на заре туманной юности директорствовал в одной из местных школ, но давным-давно переехал в Пермь и по большому счёту связь с малой родиной утратил. Возбудились и местные элиты, которые хорошо знают Владимира Николаевича и которые в связи с этим не очень хотят видеть его в качестве главы, ибо сомневаются в его управленческих способностях. Ну и, соответственно, комиссия по отбору, благодаря местному лобби, забраковала кандидатуру Владимира Алистратова в связи с фактическими ошибками в поданных на конкурс документах.

Шуму по этому поводу было много, а результата так и не получилось. Сначала члены комиссии от администрации губернатора во главе с Анатолием Маховиковым проигнорировали заседание. А когда они всё же приехали, то сделали всё, чтобы допустить до финальных испытаний только одного кандидата — и. о. главы Василия Толстого, на которого и делают ставку местные элиты. При этом прекрасно осознавая, что если нет альтернативы, то итогового голосования не проводится и конкурс объявляется вновь.

Фильтры для своих да наших

Несколько другая ситуация сложилась в Кудымкарском районе. Изначально на должность главы претендовали шесть кандидатов. И действующий руководитель Валерий Климов считал, что весь конкурс затачивался под него. Однако неожиданно в качестве фаворита зазвучала новая фамилия — одного из местных активистов «Единой России» Евгения Желудкова, за которым, как судачили в местных политических кулуарах, маячила фигура заместителя главы администрации губернатора Кирилла Маркевича. Поскольку в недрах губернаторской администрации тогда развивался конфликт между руководителем Анатолием Маховиковым и его заместителем Кириллом Маркевичем, то все инициативы последнего тщательно перекрывались. И того же Евгения Желудкова на первом же заседании конкурсной комиссии, возглавляемой Анатолием Юрьевичем, забраковали из-за одной технической ошибки в поданных документах. Якобы он в сведениях об имуществе не указал автомобиль, принадлежащий жене. Хотя на самом деле эту машину супруга Желудкова давным-давно продала, но она по непонятной причине в местной базе ГИБДД до сих пор числится на ней.

Чтобы не возникало никаких скандалов и проблем, команда делегатов от администрации губернатора во главе с председателем комиссии взяли небольшую паузу, благо у Анатолия Маховикова случился очередной отпуск. И второе заседание конкурсной комиссии не состоялось из-за отсутствия кворума. А после того как Кирилл Маркевич заявил об уходе с государственной службы, то все интриги вокруг фигуры будущего главы Кудымкарского района закончились. Ситуация вернулась в исходное состояние с тем пулом кандидатов, которые не являются конкурентами для Валерия Климова. Но и здесь до триумфа Анатолия Маховикова пока далеко. Ведь коми-пермяцкие элиты часто непредсказуемы и, как показывает опыт, иногда способны на протестные поступки. Поэтому до итогового заседания Земского собрания Кудымкарского района, на котором будет выбран глава, поздравлять Валерия Климова с победой ещё рано.

Ну, а в Сивинском районе получился вообще анекдот. Местный глава Юрий Кабанов, который по сроку нахождения у власти скоро сравнится с генсеком Леонидом Ильичём Брежневым, ещё в прошлом году окончательно победил всю оппозицию, вычистив её из местного Земского собрания. И можно было предположить, что для утверждения главой на очередной, уже четвёртый по счёту срок, у него вообще не может быть проблем. Благо руководство края уже давно махнуло рукой на этот забытый богом угол, и нынешняя ситуация в Сивинском районе его никак не волнует. Но полная предсказуемость ситуации и самоуверенность главы создали-таки ему ряд проблем. Да, конкурсная комиссия отзаседала как по нотам. Да, в финал были выведены действующий глава Юрий Кабанов и его «технический» конкурент — заместитель главы района Вадим Баев.

Однако отбракованные комиссией кандидаты завалили прокуратуру жалобами на многочисленные нарушения в работе конкурсной комиссии. А один из них — Дмитрий Щуклин — подал в суд. Он указал, что у одного из членов конкурсной комиссии родная сестра работает под непосредственным подчинением действующего главы и имеет место конфликт интересов. И, как бы это странно ни звучало, но суд встал на сторону заявителя и вынес обеспечительную меру — приостановил конкурсную процедуру до выяснения всех обстоятельств. Конечно, в администрации губернатора из этого трагедию не делали и даже предлагали председателю районного Земского собрания всё-таки провести итоговое заседание и избрать Юрия Кабанова на очередной срок. Обсуждалась даже дата заседания. Но спикер всё же полистал законы и понял, что неисполнение решения суда — это штраф от двухсот тысяч рублей и срок — до двух лет тюрьмы. Ради Юрия Алексеевича он рисковать не стал, поэтому пока ситуация в Сивинском районе висит так же, как и в остальных территориях. Полноценного главы района здесь не будет ровно до тех пор, пока суд не определит, были ли нарушения в работе комиссии. И если были, то как повлияли на позиции финалистов.

Система дала сбой

Наверное, было бы неправильно оставить без внимания краснокамскую ситуацию, где идёт конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского поселения. Схема там немного другая, ведь конкурсная комиссия формируется на паритетных началах из делегатов от главы муниципального района и от думы Краснокамского городского поселения. Однако поскольку в конкурсе пожелала принять участие руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Ольга Колоколова, то в администрации губернатора это вызвало форменный переполох. На заседание конкурсной комиссии, где определялись финалисты, прибыл даже начальник департамента внутренней политики администрации губернатора Леонид Митраков. И вёл кулуарные беседы с членами конкурсной комиссии, чтобы все они делали ставку на заместителя главы района Владимира Капитонова и ни в коем случае не пропустили в финал Ольгу Колоколову. Ибо руководитель города должен обязательно быть единороссом, а не членом оппозиционной партии.

Но и здесь система дала сбой. Владимира Капитонова комиссия не пропустила в финал, после чего глава района Юрий Крестьянников и два его представителя покинули заседание. Потом больше суток шли переговоры между главой района и членами комиссии от местного депутатского корпуса. В результате родилось нечто вроде компромисса, когда в финал было решено вывести заместителя главы района Антона Максимчука и бывшего директора местной фильтровальной станции Юлию Потапову, которую сегодня поддерживает думское большинство. И голосование должно было пройти во вторник, 3-го ноября. Но из-за отсутствия кворума решение отложи.

Если говорить в целом, то новая конструкция формирования органов власти на местах оказалась ещё более порочной, чем прежняя. Уже очевидно, что представления о вертикали власти у губернаторской администрации и у местных элит разное. Верхи хотят насаждать своих глав, но не могут. Низы хотят, чтобы с ними считались и пытаются продавливать своих глав, но у них это получается ещё хуже. Всё это дискредитируют саму систему «полюбовного» назначения муниципальных менеджеров, которые бы всех устраивали. И нет сомнений, что администрация губернатора сильнее и в конечном итоге всех передавит. Но слабые и безвольные руководители территорий, чьё основное предназначение — заискивающе заглядывать в глаза любому чиновнику из края, — это точно не то, что обещалось на старте новой реформы. И, наверное, правы были те краевые парламентарии, которые поддержали могильщиков народовластия со словами: чем хуже, тем лучше. Ибо ничего лучше прямых выборов глав пока не придумано. Но иногда нужно делать отходы в такие вот мутные схемы со всякими наёмными сити-менеджерами и прочей антинародной дребеденью, чтобы в очередной раз в этом убедиться.