X

Новости

Вчера
2 дня назад
23 мая 2019
22 мая 2019
21 мая 2019
Фото: Константин Долгановский
86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Как будут охотиться на «зайцев»? Уровень 2.0

24 марта 2015 года Государственная дума Российской Федерации в третьем чтении приняла законопроект, предусматривающий поправки в устав железнодорожного транспорта РФ. Одно из основных нововведений — штрафы за безбилетный проезд увеличиваются в разы. Закон вступит в силу, если его подпишут Совет Федераций и Президент.

В чём суть?

До того, как новый закон вступит в силу, безбилетный проезд в нашей стране является административным правонарушением, т. е. публичным актом. Поэтому штрафы за безбилетный проезд взимает только Министерство путей сообщения как государственный орган власти. Теперь же ответственность за безбилетный проезд в железнодорожном транспорте перейдёт в гражданско-правовую плоскость. То есть безбилетное лицо отныне будет обязано возместить перевозчику неустойку.

Пригородное сообщение в России на сегодняшний день обеспечивают, как правило, частные пригородные компании, на данный момент их насчитывается около 26. Таким образом, законодательство меняется так, чтобы безбилетник, попавшийся контролёру, взаимодействовал не с государством, а напрямую с частной компанией.

Итак, сейчас, до принятия поправок, штрафы за безбилетный проезд или неоплаченный багаж в пригородном транспорте в регионах РФ составляют:

  • Республика Хакасия: 100 руб.
  • Иркутская область: 101 руб. + стоимость проезда
  • Брянская область: 150 руб.
  • Магаданская область: 200 руб.
  • Калининградская область: 300 руб.
  • Саратовская область: 500 руб.
  • Московская область: 8 МРОТ
  • Пермский край: 50 руб. + стоимость проезда

По новому закону перевозчик сможет взимать с безбилетника в поезде пригородного сообщения сумму, равную 50-кратному размеру установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 км. В Перми эта сумма минимально составит 1200 руб. Например, короткая поездка от Перми II до ст. Балмошная стоит 24 руб. Безбилетнику придётся заплатить штраф по формуле: 24 руб.*50 = 1200 руб.

В других регионах:

  • Москва: 30 руб. *50 = штраф 1500 руб.
  • Московская область: 19 руб.*50 = штраф 950 руб.
  • Санкт-Петербург: 38 руб.*50 = штраф 1900 руб.

Как относятся к безбилетникам в России?

По словам многих экспертов, одна из главных причин принятия нового законодательства в сфере регулирования взаимоотношений — это требования перевозчиков, которые просят привлечь общественное внимание к этой сложной и проблемной теме. Объяснить, что, прежде всего, если пассажир отказывается оплачивать проезд — он подставляет не только себя под угрозу, но и других пассажиров, которые в один прекрасный момент не смогут передвигаться на пригородных поездах или поездах дальнего следования.

Но по последним опросам ВЦИОМ большинство граждан России не видят ничего плохого в том, что кто-то не оплачивает проезд:

Что происходит с безбилетниками в Пермском крае?

По словам Сергея Кацнура, руководителя ОАО «ППК», в 2014 году в пригородных поездах пермской компании на полигоне Свердловской железной дороги практически ликвидирована практика безбилетного проезда. В течение 2014 года было проверено свыше 3400 электропоездов, выявлено 205 нарушений пассажирами правил проезда (провоз неоплаченной ручной клади, безбилетный проезд, неправильное пользование льготными проездными документами). За 2014 год количество «зайцев» в электричках снизилось с 30 % от общего количества пассажиров в предыдущие годы до 0,003 % в 2014 году (в 2014 году на полигоне Пермского региона СвЖД услугами электричек воспользовались более 7 млн человек). В целях усиления борьбы с безбилетным проездом на одном из самых востребованных пригородных маршрутов Верещагино — Пермь-2 контроль наличия проездных документов был организован с участием сотрудников ЧОП и специальных мобильных бригад. В настоящее время в каждом вагоне электропоездов этого направления постоянно находится кассир-контролёр.

Теория Безбилетника

Несмотря на то что проблема безбилетников, или фрирайдеров, появилась далеко не вчера, первые научные работы на эту тему появились только ближе ко второй половине XX века.

Одной из первых работ считается теория коллективных действий М. Олсена. Данная теория очень проста. Ни для кого не секрет, что все блага, существующие в мире, можно разделить на две группы: частные и общественные. Частными благами могут пользоваться только частные лица, а общественными — все. Со временем у ряда граждан возникает желание стать «безбилетниками», т. е. пользоваться общественными благами, но не затрачивать ресурсы и средства на их производство.

Разберём вышесказанное на примере:

Дано:

20 человек живёт в посёлке недалеко от города Перми. Каждый из них каждое утро направляется в город на работу. Стоимость билета равна 16 руб. Среди этих человек появляется безбилетник.

Решение:

1. Индивидуальное. Каждый участник сам для себя решает, платить ему за проезд или нет, однако, не заплатив хотя бы 1 раз, он подвергает себя и жителей посёлка огромному риску. Так, в один прекрасный день водитель не сможет довести пассажиров до города, так как не сможет заплатить за бензин или, например, за починку автобуса.

2. Общественное. В отличие от предыдущего случая, здесь группа граждан принимает совместное решение, что ежедневно, для того чтобы попасть в город, будут платить 320 руб.

3. Спонсор. В этом случае один или несколько пассажиров готовы заплатить недостающую сумму, чтобы гарантированно попасть на работу.

Как с безбилетниками борются на Западе?

Великобритания

Для того чтобы воспользоваться услугами пригородного транспорта в Англии, пассажир обязан приобрести билет от станции, на которую зашёл пассажир, до станции, на которой он будет выходить. Билет приобретается заранее. Контролёры могут работать как в форме, так и штатской одежде, но в любом случае они должны всегда при себе иметь удостоверение. Штраф составляет от 5 до 10 фунтов.

Франция

Как и в Великобритании, пассажир обязан приобрести билет заранее, при этом пассажир обязан сохранять билет до тех пор, пока он не выйдет через контрольно-пропускной пункт, иначе он не сможет пройти через турникет в город. Штраф за безбилетный проезд — €35, за непробитый билет — €25.

Германия

На сегодняшний день одними из самых высоких штрафов в Европе за безбилетный проезд остаются в Германии. Так за желание бесплатно прокатиться пассажир должен выложить от €20 до 60 своих кровных.

Испания

Интересная система платы штрафа за безбилетный проезд разработана в Испании. Так, пассажир, проехавший «зайцем» в пригородном транспорте, обязан заплатить штраф в €20, если он оплатит его в течение 48 часов, и €40 — после истечения двухдневного срока.

В Греции штраф составляет 60-кратная стоимость билета, в Венгрии — 13-кратный размер.