X

Новости

Сегодня
Вчера
17 августа 2019
16 августа 2019
15 августа 2019
Фото: Вера Плехова
154статьи

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Вернуться в начало. То ли люди, то ли птицы в спектакле инклюзивного театра «Пространство любви»

В рамках фестиваля «Мосты» в Центре городской культуры инклюзивный театр «Пространство любви» показал спектакль «Времена года».

По словам руководителя театра Аллы Мезенцевой, спектакль создавался самими артистами в ходе импровизаций на этюдных репетициях. Мы уже были на репетиции театра и общались с участниками коллектива в 2016 году, теперь рассказываем о спектакле «Времена года» и о том, что изменилось в театре-студии за последние годы.

Фото: Вера Плехова

Рассказать о чем спектакль «Времена года» довольно сложно. Хотя условный сюжет уже понятен из названия спектакля, а к заявленному описанию, кажется, нечего добавить:

«Это спектакль о протянувшейся сквозь время история взаимоотношений людей и птиц. Это рассказ о любви, дружбе, безразличии, затухании и возрождении. История выражена в пластике, красках, сопричастности. Внутри целая философия с множеством знаков и символов, которые нужно разгадывать и которые подталкивают зрителя к размышлению».

Фото: Вера Плехова

Внутри спектакля действительно много знаков и символов, которые сплетены из темноты, света фонариков, музыки, видеоряда и пластики артистов — которые то ли люди, то ли птицы, то ли люди-птицы. Образ птицы, который можно назвать центральным, наталкивает на размышления и просится быть разгаданным. Его можно разгадать, если вспомнить фразеологизм «птичий язык» или спектакль «Язык птиц», поставленный на сцене БДТ в Санкт-Петербурге, совместно со студентами центра «Антон тут рядом», в котором занимаются люди с особенностями развития. Тоже «особенные» люди, как и артисты театра-студии «Пространство любви».

«Наверное, самое трудное в работе с такими людьми — это понять их», — говорила нам ещё в 2016 году руководитель театра Алла Мезенцева. И это не только про людей с синдромом Дауна или аутизмом. Любая особенность человека грозит непониманием.

Теперь стоит разгадать — почему малопонятный «птичий язык» стал языком, на котором ставят инклюзивный спектакль. Во «Временах года» артистами не сказано ни одного слова. Их язык, не всегда и не всем понятный, через художественные практики, этюдные репетиции преобразуется из птичьего в универсальный человеческий.

Фото: Вера Плехова
Фото: Вера Плехова

У человека насчитывают 5-7 базовых эмоций и примерно 21 чувство. При желании можно досчитаться и до пятисот, но это не так важно. Ком в горле, слеза, радость или ещё какая-нибудь из пятисот эмоций возникнут у зрителя тогда, когда на сцене произойдёт то движение или прозвучит тот звук, который когда-то возник на репетиции как обозначение какого-либо чувства, состояния, и которое одновременно окажется знакомым или до боли знакомым зрителю. Так происходит коммуникация на универсальном человеческом языке в рамках спектакля.

Становится понятно, когда весна, лето, осень, зима, когда больно, а когда радостно. Полиэтиленовая плёнка в спектакле становится самой непробиваемой стеной, обрекающей на одиночество, а протянутые ладони в краске — не только иммерсивный элемент, но и чувство любви, радости, принятия.

Фото: Вера Плехова
Фото: Вера Плехова

Спектакль «Времена года» свободен для интерпретации. «И в таком театре тоже можно получить свою волну эмоций», — утверждает руководитель театра Алла.

Так что, думаете ли вы о судьбе России, или смотрите спектакль про «взаимоотношения людей и птиц», или переживаете увольнение с работы — всё одно. Всего 500 эмоций на 7 миллиардов человек. Это делает нас одинаковыми, но не помогает нам друг друга понять. Поэтому, наверное, создаются такие спектакли — чтобы вернуть нас в начало. Только не в то, где было Слово. А что-нибудь другое. Пение птиц, например, и понимание.

Фото: Вера Плехова
  • На данный момент основной состав театра-студии — 12 человек, они все — старшая группа. В 2018 году появилась младшая группа, 8 человек в возрасте от 11 до 15 лет. Старшая группа теперь занимается не 1 час, а 1,5 часа — три раза в неделю. Младшая группа занимается два раза в неделю по часу. По словам Аллы Мезенцевой, на занятиях участники студии занимаются не только актёрским мастерством, а целым комплексом практик. Помимо прочего, проходят занятия по жонглированию и уроки игры на гитаре.
  • Сейчас в репертуаре «Пространства любви» два спектакля. Первый был поставлен в 2015 году — «Стихи звучали простодушно». «Времена года» — премьера 2018-го. Спектакли поставлены в ходе этюдных репетиций, упражнений на импровизацию. Сейчас коллектив готовится к новому проекту, в котором артисты будут крутить пои ПоиПои — пара шаров, связанных верёвкой или цепью, инвентарь для кручения и жонглирования.

***

Читайте также: репортаж с репетиции инклюзивного театра «Пространство любви»

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+